Сегодня современные технологии эффективно помогают раскрывать «глухарей» и наказывать за преступления без срока давности.
Следственный комитет региона отчитался об успешной работе за первое полугодие. Сотрудники Следственного комитета РФ по Липецкой области уже расследовали в этом году 594 преступления, возбудили 71 уголовное дело против коррупционеров, помогли вернуть государству 686 млн рублей.
Дела давно минувших дней
Сначала расскажем о том, что может послужить уроком всем, «кто честно жить не хочет». Речь о так называемых делах прошлых лет, к которым в рамках реализации принципа неотвратимости наказания постоянно возвращаются липецкие сыщики и подтверждают народную пословицу: сколько верёвочке ни виться, а конец всё равно будет.
Как говорят в СУ Следственного комитета РФ по Липецкой области, раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в Липецкой области достаточно высокая.
— За первое полугодие, — говорит руководитель СУ Следственного комитета РФ по Липецкой области Евгений Шаповалов, — раскрытие убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилований составило, как и в прошлом году, 100%.
Возвращение к «глухарям»
Однако в работе следователей бывают иногда и «глухари». Но это не значит, что следователи отправляют их в архив и навсегда про них забывают. Они постоянно к ним возвращаются, находят какие-то новые детали, проводят новые экспертизы, которые много лет назад не проводились, потому что их тогда просто не существовало. И раскрывают преступления, которые когда-то раскрыть не удалось. Причём речь может идти о делах, не раскрытых в девяностые, в восьмидесятые и даже в семидесятые годы.
В этом году, как обычно, Следком вернулся к таким делам прошлых лет и уже расследовал 17 преступлений, не раскрытых когда-то. В том числе в руки правосудия попали серийник, который совершал половые преступления и грабежи в 2014 году, и насильник, дважды изнасиловавший пожилую женщину в 2004-м.
Такое не забывают
Серийника, о котором идёт речь, в СМИ называют 53-летним уроженцем Тамбова. Его фамилия Гладышев. Десять лет назад его жертвами стали две липчанки. Одной тогда было чуть за сорок, другой — 23 года.
Первую женщину, которая возвращалась с работы домой, он догнал в районе улицы Яна Берзина, сбил с ног и вместе с ней скатился в овраг. Там, угрожая, что убьёт, он попытался её изнасиловать, а потом отобрал деньги и исчез. Это было в январе.
В марте он снова вышел на охоту и на пустыре в районе улицы Белана встретил молоденькую девушку, которая в неурочный час отправилась к своей подружке. Её он также попытался изнасиловать, угрожал убийством и даже пустил в ход кулаки, в конце концов ограбил и ушёл.
Обе женщины написали заявления в полицию, но не смогли внятно описать насильника — одна не рассмотрела его в темноте, другая пережила такой сильный стресс, что вообще ничего не могла вспомнить. Гладышев так никогда и не ответил бы за те два преступления, если бы криминалисты не нашли на месте преступления в районе улицы Белана его биологические следы и не положили их в базу геномной информации.
Геномный след
Биологические следы — это что-то вроде отпечатков пальцев, только отпечатки преступник может затереть, наденет перчатки, как это делают киношные злодеи, или вообще их не оставит. А не оставить свой геномный след практически невозможно.
Это может быть всё что угодно: слюна, кровь, крохотный волосок и тому подобное. Криминалисты берут этот материал, делают его ДНК-анализ, или, как ещё говорят, молекулярно-генетические экспертизы, и полученные результаты вносят в Федеральную базу данных геномной информации (ФБДГИ).
Там хранятся расшифровки ДНК, которые так же, как папиллярные линии на пальцах, не бывают у людей одинаковыми. В этой же базе лежит геномная информация каждого, кто находится по ту сторону колючей проволоки.
Неотвратимость возмездия
— Современные методики и научно-технические достижения позволяют раскрывать преступления, которые 10–20 и более лет назад считались бесперспективными «глухарями», — говорит Евгений Шаповалов. — Следователи-криминалисты выезжают на места происшествий для проведения первоначальных следственных действий с применением современной криминалистической техники. Показатель применения кримтехники по тяжким и особо тяжким преступлениям возрос до 92,5%, а раскрываемость преступлений достигла максимальных значений.
Так вот, в прошлом году сотрудники экспертно-криминалистического центра обнаружили, что биологические следы, которые 10 лет назад нашли на месте преступления, совершённого на пустыре в районе улицы Белана, принадлежат Гладышеву. Как стало известно, до того, как отметиться в липецкой хронике происшествий, он уже сидел по статье за изнасилование.
Когда на Гладышева как снег на голову свалились липецкие и московские силовики, он работал на стройке где-то в Московской области и, наверное, думал, что про него все уже давным-давно забыли.
В первом полугодии 2024 года Следственный комитет:
594 преступления расследовал
17 преступлений прошлых лет раскрыл
71 уголовное дело по коррупционным преступлениям возбудил
34 взяточника привлёк к ответственности
686 млн рублей помог вернуть государству
Двадцать лет спустя
Насильник, который в 2004 году изнасиловал пожилую женщину в селе Казинка под Липецком — Волокитин А. Ей было 80 лет, ему — 15.
Как рассказывает сам Волокитин, зимой ясным днём он шёл по улице и увидел в одном дворе кучу металлолома. Рядом стояла тележка, в которую можно было его погрузить и отвезти в пункт приёма чермета. И он не раздумывая зашёл во двор и хотел было приняться за дело.
Но в это время в дверях дома появилась хозяйка, которая стала на него ругаться. Тогда ему в голову пришла другая мысль — изнасиловать её. Он затолкал её в дом, завалил на диван и изнасиловал.
Прошло несколько дней, и Волокитин снова вернулся к пенсионерке и снова над ней надругался. Только на этот раз он прихватил с собой часы стоимостью 300 рублей и дублёнку на искусственном меху за 1,5 тысячи рублей.
Женщина написала заявление в полицию, Волокитин к ней больше не заявлялся, и его тогда так и не нашли. Не нашли в том числе и потому, что сама пенсионерка направила сыщиков по ложному следу. Следователю она сказала, что её изнасиловал и ограбил сосед со своим несовершеннолетним сыном.
Возбудили уголовное дело, назначили экспертизу, выяснили, что соседи тут ни при чём, но дело приостановили. И вот через двадцать лет снова помогла Федеральная база данных геномной информации. Волокитина, как говорится, прижали к стенке неопровержимыми доказательствами, и он во всём признался.
280 тысяч за молчание
Интересное по сюжету было дело из числа не раскрытых когда-то преступлений об убийстве 79-летней женщины в 2006 году. Женщина эта торговала самогоном. Как-то поздно вечером к ней пришли трое любителей выпить, ей это не понравилось, и она встретила мужиков в штыки. Тогда один из гостей несколько раз ударил её кулаком по голове, сбил с ног и задушил подушкой. Чтобы замести следы, тот, который её убил, с одним из своих приятелей поджёг тело, и все трое скрылись с места преступления.
Уголовное дело тогда возбудили, но доказательств не было — они просто исчезли в огне, а что не уничтожил огонь, то смыли водой, когда тушили. Дело пришлось приостановить. Но в 2009 году тому мужчине, который не убивал и не поджигал, то есть был просто свидетелем, пришла в голову мысль заработать на этой истории. Он начал вымогать из убийцы деньги, угрожая, что выдаст его, если он не будет ему платить. И тот, кто сегодня подозревается в убийстве, 15 лет исправно платил вымогателю отступные. Молчание свидетеля обошлось ему в 280 тысяч рублей. Но недавно терпение преступника лопнуло: он перестал платить своему бывшему собутыльнику за молчание. А потом то, что произошло 18 лет назад во дворе 79-летней самогонщицы, стало известно в Следственном комитете.
Свидетелю, который так долго молчал, теперь тоже придётся отвечать перед законом за вымогательство и укрывательство особо тяжкого преступления. За одно только вымогательство ему грозит до четырёх лет лишения свободы.
Убил майора
За 1-е полугодие 2024 года, как следует из доклада Евгения Шаповалова, следователями регионального СК расследовано 594 преступления. Для сравнения: за 1-е полугодие 2023 года расследовали 485 преступлений, в 2022 году — 425.
— При этом, — отметил руководитель регионального СК, — за последние два года достигнут максимальный показатель числа расследованных тяжких и особо тяжких преступлений. В текущем году за полгода расследовали 225 таких преступлений, в 2023-м — 207, в 2022-м — 172, а, например, в 2019-м — их было 139.
В числе самых резонансных — дело об убийстве майора внутренней службы начальника отряда отдела по воспитательной работе в одной из колоний Липецка. Майор вёл в штрафной изолятор заключённого, и по дороге тот два раза ударил его острым металлическим предметом. Потерпевшего сразу госпитализировали, но, несмотря на оказание квалифицированной помощи, он скончался.
Как рассказывают в Следкоме, заключённого, напавшего на сотрудника колонии, в 2021 году приговорили к лишению свободы за то, что он вступил в интимную связь с несовершеннолетней, убил её мачеху и пытался убить её отца.
Бабушка недоглядела
К самым отвратительным преступлениям, которые расследовали в первом полугодии следователи липецкого Следственного комитета, можно отнести дело, связанное с так называемыми иными действиями сексуального характера в отношении малолетних.
Уже немолодой мужчина несколько месяцев подряд «совершал действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних внуков своей жены». Родители привозили их к бабушке, чтобы она за ними присматривала, но ей, наверное, даже в голову не могло прийти, что под контролем нужно держать не их, а дедушку. После того как дети рассказали обо всём родителям, Следком завёл на мужчину уголовное дело, и, возможно, следующие 20 лет он проведёт в тюрьме.
Когда охота пуще неволи
За полгода региональный СК России возбудил 71 уголовное дело по коррупционным преступлениям.
— Прокурору с обвинительным заключением направлено 31 дело, — рассказывает Шаповалов, — в суд — 28 дел в отношении 37 лиц. 34 лица привлечены к ответственности по 25 уголовным делам о взяточничестве, в прошлом году этот показатель был скромнее: 25 взяточников по 24 делам.
Схема сломалась
Одним из самых сложных расследований, которое сыщики СК завершили в этом году, было дело, возбужденное против двух менеджеров-взяточников филиала ПАО «МРСК Центра» — «Липецкэнерго».
Взятки они получали за внеочередное технологическое присоединение к электрическим сетям. Ещё им давали, как говорится, на лапу за «ускорение производства ремонтных работ электросети», то есть простенькая такая схема обогащения — мы поставили вас в очередь, но если вы не хотите долго сидеть без света, мзда принимается на такой-то банковский счет или наличкой.
С января 2019 по февраль 2022 года они получили от предпринимателя и владельцев земельных участков 104 взятки на сумму 1 млн рублей. Объем этого дела — 61 том.
Коммерческий подкуп
В марте СК возбудил уголовное дело против трех представителей строительных организаций. Все они были конкурентами на аукционе, где торговался муниципальный контракт по строительству жилых домов.
Но они заключили между собой тайное соглашение — две компании должны были отказаться от контракта в пользу третьей. За это их представители получали по миллиону рублей от «победителя» на торгах.
Это называется коммерческим подкупом. Двоих подозреваемых задержали при передаче денег, и от них следователям стало известно, кто третий персонаж преступления.
Следственные рекорды
Самый впечатляющий результат работы регионального СК в первом полугодии: абсолютные показатели возмещаемости ущерба превысили прошлогодний показатель за тот же период почти в 5 раз (4,74). Государству возвращено 686 млн рублей. В прошлом году было около 143 млн рублей.
Текст: Виктор Унрау
Фото пресс-службы СК и пресс-службы облсовета