Липчане обеспокоены ситуацией с электросамокатами — их массовое и порой бездумное использование ставит под угрозу безопасность горожан. Общественные пространства — не место для гонок. К такому мнению пришли депутаты Липецкого горсовета. Они предлагают запретить электросамокаты в парках.
Полный запрет
Неспешное раннее утро. В Быхановом саду, залитом солнцем, царит тишина. Но вдруг её нарушает какой-то нарастающий шум. Пара секунд — и мимо ничего не подозревающего прохожего проносится электросамокат. Знакомая ситуация?
— В прошлом году были зафиксированы случаи травм посетителей парков по вине самокатчиков, — поделился директор МАУК «Культурные пространства Липецка» Михаил Степанов.
Липецкие депутаты 30 мая на комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству обсудили, какими способами можно обеспечить порядок езды на электросамокатах, или СИМах (средство индивидуальной мобильности. — Прим. ред.). В итоге парламентарии рекомендовали мэрии рассмотреть возможность ужесточения ограничения скорости электросамокатов на территории парков до 5 км или полного запрета.
Шаг — и мат: самокат
— Я на этих электросамокатчиков, когда они мимо проносятся, матом ругаюсь: когда в мыслях, а когда и вслух, — признаётся липчанка Елена Леонова. — Очень боюсь лихачей! Мало их на дорогах, теперь и по тротуарам невозможно спокойно ходить. Я бы ввела запрет на управление электросамокатом без водительского удостоверения. Ежедневно вижу, как подростки ездят по два человека на одном самокате, одновременно слушают музыку, расставляют руки, задевая пешеходов. Но главное, вообще не смотрят по сторонам. Ребята, ну нельзя так!
Гонки на электросамокатах происходят не только в парках. Молодёжь катается везде: на дорогах, тротуарах, велодорожках. С одной стороны, многие ценят электросамокат за его мобильность и доступность. Но с другой — техсредство в условиях городских джунглей опасно. Оно может развивать скорость до 30 км/ч и больше. Для сравнения: разрешённая скорость движения автомобилей в жилой зоне или во дворах — 20 км.
Двухколёсный произвол
Лихачество на СИМах неизменно приводит к трагедиям. Одно из последних ДТП произошло 21 мая на кольце 10-го микрорайона. 42-летняя женщина на «Ниссане» сбила школьника. Уличные видеокамеры зафиксировали, что 9-летний мальчик с друзьями катался на самокатах.
Дети подъехали к дороге. Два мальчика остановились у кромки тротуара, чтобы пропустить машину, а их друг решил проскочить проезжую часть на самокате и угодил под колёса иномарки. Водитель «Ниссана» и прохожие сразу вызвали скорую. Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Липецкой области, мальчик травмировал ногу. После оказания медпомощи его отпустили домой.
Недопустимый предел
Такие случаи не единичны. Как рассказали «Первому номеру» в Госавтоинспекции по Липецкой области, с начала этого года с участием средств индивидуальной мобильности произошло 6 ДТП (за тот же период прошлого года зафиксировано 7 аварий). Однако это не предел, ведь травмоопасный сезон только начался. Тем более что далеко не все люди обращаются в травмпункты или полицию.
Стоп: новый поворот
В областной Госавтоинспекции подчеркнули, что основная причина ДТП заключается в том, что подростки лихачат и не спешиваются на переходах.
— Увы, самокатчики не понимают, что водитель машины не всегда их видит (есть «слепые» зоны), что перед дворовыми проездами нужно притормаживать, — поделился Станислав Качарин, депутат областного Совета. — Не раз было так: выезжаю со двора, и прямо под колёса летит лихач! Благо всегда езжу аккуратно, успеваю остановиться, но что будет, если водитель авто чуть превысит допустимую скорость? Есть и другие моменты. Нас всегда учили, что на пешеходном переходе нужно дождаться зелёный свет, спешиться с велосипеда или самоката. Ведь в случае опасности (у машины могут отказать тормоза) есть риск попасть под колёса автомобиля. А сейчас вижу, как многие электросамокатчики пытаются проскочить мигающий сигнал светофора на большой скорости. Считаю, что нужно принимать меры, чтобы полиция останавливала нарушителей. Самокатчики — равноправные участники дорожного движения, а значит, разделяют тот же высокий уровень ответственности, как и водители автомобилей.
Закон для порядка
В связи с неутешительной статистикой общественность во многих регионах страны бьёт тревогу. Люди жалуются, что страшно ходить по тротуарам. Власти обеспокоены той же проблемой. Поэтому борьба за безопасность при поездках на электросамокатах ведётся и в масштабах страны, и в областных центрах.
В мае комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству поддержал введение поправок в КоАП относительно штрафов для водителей средств индивидуальной мобильности. Это электросамокаты, роликовые коньки, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколёса.
В документе идёт речь о ряде следующих нарушений: управление в пьяном виде, превышение скорости, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, а также нарушение правил дорожного движения, приводящее к причинению вреда здоровью. Размер штрафов — от 500 рублей до 30 тысяч.
Вне зоны действия
В Липецке в конце мая появилось несколько зон запрета для движения электросамокатов. Это мемориальный комплекс на площади Героев и площадь Ленина-Соборная. Как отмечают в городском департаменте транспорта, на этих территориях лишь тротуар доступен для проезда. Если же пользователь захочет проехать в запретной зоне, СИМ автоматически остановится.
— На всех СИМах, используемых в автоматизированной системе проката, установлено программное обеспечение, — пояснили в департаменте транспорта. — Оно позволяет автоматически ограничивать максимальную скорость движения — не более 25 км, а в зонах ограничения скорости — не более 15 км, вне зависимости от желания пользователя.
Местный расчёт
В жёстких рамках не только водители, но и компании по прокату СИМ. Рынок аренды самокатов в стране растёт, точек проката становится больше, а порядка на тротуарах и общественных территориях — всё меньше. Поэтому к владельцам предъявляют серьёзные требования.
На территории Липецка есть две компании, которые предоставляют электросамокаты в аренду: ООО «ВУШ» и индивидуальный предприниматель Ерофеева И. П. Всего в разных районах города сейчас расположено порядка 800 самокатов. В этом году согласовано 312 мест размещения СИМ, отказано — в 8 местах.
На деле же пользователи кикшеринга нередко нарушают правила парковки: бросают электросамокаты как попало. Из-за хаотичных стоянок особенно страдают водители автомобилей.
Большой штраф для маленькой компании
Именно из-за таких ситуаций в Госдуме хотят ввести ответственность водителей, которые оставляют техсредства на дороге и нарушают правила парковки. Предлагаемые штрафы — от 10 тысяч до 250 тысяч рублей. Если арендная компания оставит самокаты в неположенном месте, то заплатит крупный штраф.
По правилам дорожного движения, ставить самокат нужно минимум в 15 м от остановок и не ближе 5 м от пешеходных переходов. Нельзя оставлять СИМ на тротуарах, ширина которых меньше 1,5 м, на газонах, мостах, возле выходов из зданий.
Взгляд со стороны
В соседних областях — свои ограничения для поездок на электросамокатах. В Воронеже кикшерингам нельзя оставлять устройства в спальных районах, парках, скверах и у входа в организации. Передвижение на электросамокатах запрещено в некоторых парках.
В Тамбове нельзя располагать самокаты ближе 50-ти метров от исторических зданий, храмов.
В Орле глава региона предложил городским властям ограничить движение СИМ по пешеходным частям в областном центре.
В Рязани действует запрет на передвижение самокатчиков в парках и ограничение скорости до 10 км в некоторых общественных местах.
Долгая дорога
В Москве пришли к более кардинальным мерам. Там с начала сезона сами операторы выписали пользователям самокатов 50 тысяч штрафов. Ещё 52 тысячи аккаунтов были заблокированы. Водителей наказывают за езду вдвоём (с 30 мая штраф — 5 тысяч рублей), за неправильную парковку (500 рублей). Самый крупный штраф — за управление самокатом в нетрезвом виде — 100 тысяч рублей.
В ряде европейских столиц тоже установлены строгие правила. Например, в Великобритании управлять электросамокатом можно только с 18 лет и при этом иметь действующие водительские права. Допустимая скорость — не более 20 км/ч. В Швейцарии нельзя ездить по тротуарам. По велосипедным дорожкам водители должны кататься со скоростью не более 20 км/ч.
А в столице Франции, Париже, в прошлом году после долгих обсуждений и народного референдума и вовсе отказались от бизнеса с электросамокатами. Возможно, и у нас в скором времени арендные СИМ будет ждать лишь одна дорога — на специально выделенные территории.
Ответственное отношение
Борис Понаморёв, первый заместитель председателя горсовета Липецка:
— Нужно посмотреть, как можно обезопасить людей, которые прогуливаются в парках. Мы следим за практикой в столице и других регионах. В некоторых областях стараются запретить электросамокаты, вынуждая операторов кикшеринга более ответственно относиться к регламентам использования данных транспортных средств.
Грамотный подход
Оксана Фатеева, главный врач городской поликлиники № 2:
— Самокаты развивают достаточно большую скорость. А это значит, особенно важно использовать экипировку и соблюдать правила дорожного движения. На прошлой неделе ехала на работу и обратила внимание, что взрослый мужчина передвигается на электрическом самокате в полном обмундировании. Это правильное и грамотное решение! Очень большой риск травматизма. Причём если дети восстанавливаются после переломов легче (в силу возраста в их организме много минеральных и органических веществ), то у взрослых людей структура костной ткани ослабленная, поэтому последствия переломов серьёзнее.
В настоящее время установлены 24 зоны, где действуют ограничения скорости для передвижения СИМ до 15 км:
городские парки и скверы
площадь Петра Великого
площадь Клименкова
бульвар Неделина
чётная сторона улицы Советской
территория набережной
территория Комсомольского пруда
территория у ДС «Звёздный»
пешеходные зоны вдоль улиц Космонавтов и Филипченко
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин (из архива «Первого номера»)