В горсовете обсудили предстоящий дорожный ремонт и транспортное обслуживание.
Состояние дорог в городе и работа общественного транспорта всегда вызывают бурное обсуждение в городском парламенте. Не стала исключением и минувшая комиссия по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству. Парламентариев, как всегда, интересовали не столько цифры, сколько конкретные планы городской администрации по решению наболевших проблем в этой сфере.
35 дорог и три моста
В этом году на муниципальную программу «Развитие транспорта и дорожного хозяйства в Липецке» выделено 4,8 млрд рублей. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрено финансирование в размере 1,5 млрд рублей. На эти средства запланированы работы по ремонту 35 автомобильных дорог общей протяжённостью 33,7 км. Причём в частном секторе будет отремонтировано 15,8 км дорог — это почти половина от всего объёма дорожных ремонтов в 2024 году. Кроме того, запланирован капитальный ремонт трёх мостов. Об этом доложил председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павел Звонарёв.
— В текущем году запланированы работы по реконструкции моста через реку Липовку по улице Советской, начало работ по реконструкции моста на улице Октябрьской со сроком завершения в 2025 году, разработка проектно-сметной документации по реконструкции пешеходного моста через железнодорожные пути МПС — мост «Стагдок» и в районе дома № 21б по улице 40 лет Октября, — добавила заместитель председателя департамента градостроительства и архитектуры Виктория Мочалова.
Гарантийные обязательства
В городе создана специальная комиссия, которая обследует дороги, отремонтированные в 2022–2023 годах. В этом году на гарантии находится 141 объект, 104 дороги отремонтированы в рамках «БКД». По результатам мониторинга, мэрия направила восьми подрядным организациям 25 претензий на 21 объект ремонта.
— На сегодняшний день выполнены гарантийные работы в зимнем варианте литой асфальтобетонной смесью подрядчиками по девяти претензиям. Свои обязательства исполнили пять подрядчиков. Весь гарантийный ремонт должен быть выполнен до 15 мая, — отметил Павел Звонарёв.
Если это не будет сделано вовремя, то заказчик работ — управление главного смотрителя — имеет право «вскрыть» банковские гарантии и за счёт этих средств провести ремонт дорожного полотна самостоятельно с привлечением нового подрядчика. Но, как показала практика, дорожники не хотят терять свои деньги и устраняют все замечания, полученные от мэрии, в срок.
Депутат по избирательному округу № 18 Игорь Подзоров поинтересовался, какая сумма штрафов взыскана через суд с администрации города в пользу автомобилистов, которые повредили машины из-за неудовлетворительного состояния дорог. Но оказалось, что если дорога находится на гарантии, то и сумму причинённого ущерба суд взыскивает с подрядчика.
Дополнительные средства
Первый вице-спикер Борис Понаморёв обратил внимание депутатов на состояние дорожного полотна на улице Студёновской. Николай Дергунов сообщил, что губернатор выделил дополнительно 250 млн на ремонт дорог в городе:
— Первыми на эти средства отремонтируют улицы Ковалёва, Студёновскую, Советскую и Плехановский спуск. При наступлении устойчивых положительных температур мы восстановим покрытие на этих дорогах большими картами. Полностью разрушенное покрытие заменят на Театральной площади и Плехановском спуске, кольцевой развязке улиц Краснозаводской и Металлургов.
Всего же на выделенные средства приведут в порядок 21 объект. Не обойдут вниманием и частный сектор: улицы Союзную, Зареченскую, Дарвина, Воровского, Даргомыжского, Кирова, Небесную.
Планируется ли перекрытие?
Не обошли стороной и судьбу Октябрьского моста. Старт работ по его реконструкции запланирован на этот год.
— Уже сделаны предварительные расчёты стоимости проектных решений, предлагаемых рабочей группой, чтобы принять оптимальное решение, которое будет соответствовать существующим нормативам. Но при этом важно не допустить излишнего увеличения стоимости данной реконструкции. К 1 июля планируем получить готовый проект, — пояснила вице-мэр — председатель департамента градостроительства и архитектуры Светлана Сурмий.
— Будет ли возможным движение транспорта по Октябрьскому мосту во время его реконструкции? — спросил Игорь Подзоров.
— Учитывая существующие проектные решения, перекрытие сообщения на время строительства нового моста не планируется, трамвайного в том числе. Запуск трамваев будет осуществляться по существующим путям, — ответил председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов.
Вторая очередь
Улица Папина. Её ремонт обсуждается уже не первый год. Депутат по избирательному округу № 15 Екатерина Пинаева регулярно поднимает этот вопрос. И если год-два назад всё складывалось в пользу реконструкции с расширением количества полос и запуска там трамваев, то теперь речь идёт только о ремонте.
— Согласно последнему заключению, трамвай пустить по этой улице невозможно. Но рассматривался ли вопрос пуска здесь другого вида общественного транспорта? — поинтересовалась Екатерина Пинаева.
— Нет. Мы говорили о том, что в случае положительного завершения концессионного соглашения с «Мовиста Регионы Липецк» будем рассматривать вопрос о включении этого участка в новую концессию, — пояснил Евгений Чекрыжов. — Это второй шаг. Он будет логичным и позволит связать существующую трамвайную сеть с Центральным рынком. Что касается общественного транспорта. При ремонте дорожной сети сохраняются её параметры в существующих условиях. То есть в любом случае мы говорим о том, что для транспорта, независимо от того, будет ли это трамвайная сеть или автобусы, должны быть совершенно иные параметры дороги.
Рассмотреть другие возможности
— На данный момент запуск общественного транспорта на улице Папина не рассматривается, — резюмировал вице-мэр Николай Дергунов. — Если федерация в ближайшее время объявит программу и профинансирует, то, безусловно, во второй этап развития трамвайного хозяйства улица Папина будет включаться. Но сейчас вторую концессию и многомиллиардные инвестиции город не потянет. Сначала надо выполнить первую.
Вице-спикер Борис Понаморёв предложил рассмотреть и другие возможности решения вопроса с пуском общественного транспорта по улице Папина. Ведь рядом строится ЖК «Перова», где будет более 500 квартир, увеличится и количество личного транспорта.
Нужно закольцевать
Решить проблему транспортного обслуживания новых микрорайонов Взлётного и Звёздного призвал Игорь Подзоров. Он рассказал, что жители жалуются на отсутствие прямых маршрутов, связывающих эти микрорайоны с левым берегом, в частности с НЛМК. А количество автобусов, выходящих на линию, не всегда совпадает с планом, что ведёт к пропускам движения, люди не успевают приехать на работу.
— Микрорайон новый. Он застраивается ещё, но, как только дорожная инфраструктура будет готова, туда придёт общественный транспорт, — заявил Николай Дергунов.
Председатель департамента транспорта пояснил, что после «закольцовки» улицы Музыки с Боевым проездом часть маршрутов может быть изменена и направлена в том числе на прямые маршруты, которые связывают район с комбинатом.
— Общественный транспорт будет курсировать между Взлётным и Звёздным, — пояснила Светлана Сурмий. — Что касается въезда в микрорайон Взлётный, то по проекту планировки, даже если мы достроим дороги, ширина дорожной сети не предусматривает заезд туда общественного транспорта.
— Если говорить о транспортном обслуживании в данный момент, то контракт с перевозчиком, который работал на 321-м и 332-м маршрутах, был расторгнут из-за невыполнения обязательств. Сейчас там новый перевозчик. Ситуация значительно улучшилась, в том числе за счёт выпуска на линию автобусов большей вместимости, — добавил Евгений Чекрыжов.
Выделенная полоса
Обсуждая тему транспортного сообщения в районе Опытной, Взлётного, Звёздного, парламентарии подняли вопрос о возможности организации выделенной полосы.
— Пробка, которая формируется в часы пик, общая для всех, в том числе и для общественного транспорта. А выделенная полоса для автобусов существенно увеличила бы скорость движения общественного транспорта, — сказал Борис Понаморёв.
— Это крайне негативно скажется на всех пользователях данной развязки по причине того, что там двухполосная дорога, и если одну передадим в пользование общественному транспорту и такси, то кратно увеличатся пробки личных автомобилей, — высказал своё мнение Павел Звонарёв.
Дайте обратную связь
Но Борис Понаморёв всё же предложил провести актуализацию схем транспортного сообщения этого района и смоделировать перспективу развития. А протестировать выделенную полосу для общественного транспорта можно всегда.
Кроме того, депутаты для повышения качества услуг общественного транспорта предложили открыть доступный канал связи для всех категорий пользователей общественного транспорта. По их мнению, это должен быть не только телефон на спинке сиденья водителя, который надо ещё найти, а какие-то информационные плакаты либо наклейки на всех частных и муниципальных автобусах. Можно подключить ЕДС или, как делают некоторые регионы, запустить чат-бот, чтобы пассажиры могли сообщать о проблемах и оперативно получать обратную связь.
Да будет мост
Депутаты горсовета подняли вопрос об улучшении транспортной доступности района Опытной станции, где сейчас идёт активное жилищное строительство.
— Нужна актуализация транспортной инфраструктуры районов, в которых идёт активная застройка. Я веду речь, в частности, о районе Опытной станции, — сказал первый вице-спикер горсовета Борис Понаморёв.
Начальник управления строительства и архитектуры Антон Болгов отметил, что есть необходимость расширения Боевого проезда и строительства мостового перехода, который свяжет Опытную с улицей Гагарина.
— В этом году мы разработаем проект планировки территории, чтобы в дальнейшем провести межевание, заниматься плановым проектированием мостового перехода и подавать его в различные федеральные программы на получение субсидии, — пояснил Антон Болгов.
Депутат Игорь Подзоров обратил внимание на то, что к местам больших строек подводится инженерная инфраструктура, но не учитываются резервы расширения дорог для снижения заторов.
По словам Антона Болгова, не всегда финансирование позволяет это делать одновременно:
— Прежде чем расширить транспортные пути, нужно разработать проекты планировок территорий с расчётами трафика. Комплексный подход позволяет своевременно реализовывать сразу несколько программ, как это делается в районе улицы Музыки. Задача — своевременно делать проекты и заявляться в программы.
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»