Только «звучит» на снимке героя торжественно-тихая мелодия наград.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
У Виктора Алексеевича Тавдышвили на фотографии, которой без малого вот уже 50 лет, вся грудь в орденах и медалях. В его послужном списке редкая плеяда — сразу пять орденов Красной Звезды (таких людей в СССР было не больше 25 человек). Он отдал службе четверть века. Но в семье никто из домочадцев никогда не слышал его военных рассказов.

Предчувствие любви
— Возможно, так он оберегал родных от ужасов, которые ему пришлось пережить, — говорит внучка Анастасия Лаврова. — Ведь дети не должны знать о войне. Они должны жить в абсолютной любви и заботе.
Именно такой любовью окружал Виктор Алексеевич свою семью: жену Елену и троих детей: Валерию, Софию (мама Анастасии. — Прим. авт.) и Вахтанга. Если доводилось зайти к Тавдышвили с утра пораньше, гостя непременно привлекал аромат свежеиспечённых оладушков, к которым подавался, к примеру, вкуснейший абрикосовый джем. Всё было приготовлено исключительно Виктором Алексеевичем. Разве существовали у гостя силы отказаться от радушного грузинского гостеприимства? Посторонний человек даже не догадывался об израненном прошлом главы семьи Тавдышвили.
Погружение в память
Однако Виктор Алексеевич не прятал далеко военный китель. Частенько он доставал его из шкафа. До блеска начищал медали и ордена. Со всей ответственностью, словно на парад, готовился каждый раз к встрече с детьми.
— Он очень любил ходить в школы, общаться с ребятами. Что именно рассказывал им — никто в нашей семье не знал. Но, судя по сохранившимся фотографиям, для него такие встречи всегда были праздником, источником радости. Можно лишь догадываться, что он мог поведать детям о героизме бойцов или рассказать военную байку. Ему важно было само общение, обмен теплом с детьми. Процесс погружения в детский мир всем сердцем, — делится Анастасия.
После дедушки у внучки (увы, ей не довелось лично общаться с ним) кроме воспоминаний мамы остались два ящика грамот, благодарностей, поздравительных адресов в честь важной даты или события. Да ещё рукою деда каллиграфически выписанная автобиография. Опять же, без подробностей воинской службы.
Только официальные интернет-ресурсы Министерства обороны, «Память народа» пролили свет на героическое прошлое Виктора Алексеевича Тавдышвили. Соединяя его биографические заметки и государственные архивы, знакомимся с несколькими важными эпизодами боевого пути советского офицера грузинского происхождения.
Точка судьбы
Виктор родился в Тбилиси за три года до Великой Октябрьской революции. Его отец был рабочим паровозно-ремонтного завода. Мать — домохозяйкой. Виктор закончил 7 классов. В 1929-м началась взрослая жизнь — он поступил в ученики слесаря местного трамвайного парка. Но мечтал не о заводской жизни. Через три года отправился в Ленинград — поступать в военное училище. Однако не успел на экзамены, пришлось использовать имеющиеся возможности — идти на рабфак общественного питания.
— С этого момента наш глава семьи начал осваивать кухню и научился готовить вкуснейшие блюда, которыми баловал семью в мирной жизни, — улыбается Анастасия.
В 1936-м Виктора Тавдышвили призывают в ряды РККА и зачисляют курсантом полковой школы. Через считанные месяцы он становится старшим артиллерийским мастером в 56-м артполку Ленинградского военного округа в Пскове. В этот миг будто соединяются в одну судьбоносную точку генетические таланты механика и инженера, унаследованные от отца, и личная тяга к благородному военному делу.
За два года службы рядовой Тавдышвили успевает закончить курсы младших военных техников. После срочной вернётся к гражданской жизни. Но не пройдет и трёх лет, как работник оптико-механического завода окажется в числе 5 млн, мобилизованных в Красную армию с 22 июня по 1 июля 1941 года.
Главное дело
На Ленинградском фронте начнётся его инженерная миссия. Здесь он будет ранен, контужен. Удостоится медали «За оборону Ленинграда». А один из пяти орденов Красной Звезды техник-лейтенант оружейно-пулемётной роты технического обеспечения 220-й отдельной танковой Гатчинской бригады получит за невозможное. В наградном листе написано, что всего за два с половиной месяца, с 15 января по 1 апреля 1944 года, Виктор Тавдышвили на поле боя, под артиллерийским вражеским огнём реанимирует 21 боевую машину и вернёт её к работе. «На протяжении всех боевых операций проделал большую работу по эвакуации вооружения и оптики с подбитых танков, находящихся в нейтральной зоне».
Другую Красную Звезду уже старший техник-лейтенант получит в период боевых действий батальона за обеспечение своевременного подвоза боекомплекта на поле боя. «Кроме того, восстановил четыре повреждения танкового вооружения и обеспечил обратный их ввод в строй».
Можно ли назвать иную боевую задачу простой? Вряд ли. Но есть такие, которые требуют от бойца недюжинной отваги и смекалки. Как пришлось на Одере. Подразделениям требовалось перебросить боеприпасы через реку. Да и на новом берегу без спецтранспорта нужно было придумать оперативную доставку снарядов до боевых машин во время проведения операций на плацдарме.
Тавдышвили справился. В наградном листе командир 3-го танкового батальона 220-й отдельной танковой Гатчинской Краснознамённой бригады Герой Советского Союза майор отметит качества бойца: «…настойчивый офицер… Спокойный и бесстрашный… Своим упорным трудом обеспечил успех боя».
В итоге плацдарм был успешно удержан и стал опорной точкой для нашей позиции за Одером, с которой Жуков некоторое время спустя начал наступление на Берлин. За свою работу Тавдышвили получил тогда орден Отечественной войны II степени.
Живой род
Уволился из армии только в 1963 году. После войны до последних дней работал на заводе в Казахстане, был почётным гражданином Алма-Аты. Ему принадлежит множество рациональных предложений по усовершенствованию агрегатов и механизмов для предприятий, которые занимались выпуском военной техники. Награды и грамоты того времени хранятся в семейном архиве.
— Самое ценное для меня среди бумаг и снимков — портрет деда в военном кителе с орденами, — говорит Анастасия. — Именно этот портрет мы, многочисленные потомки Виктора Алексеевича Тавдышвили, коих сегодня и не сосчитать, раскиданные по всему бывшему Советскому Союзу, проносим в реке Бессмертного полка как свидетельство о его подвигах. Память о них будет жить, пока есть на земле хотя бы один из рода Виктора Алексеевича Тавдышвили.
Текст: Елена Красилова
Фото: Елена Мамцева и из архива героя
Видео: Елена Мамцева
