Или проверенные лайфхаки борьбы за счастье многоквартирного дома.
В одиночку можно лоб расшибить о косяк двери управляющей компании. А когда вас много, шансов добиться результатов куда больше. Особенно если вас связал сильный и грамотный лидер. По такому пути пошли жильцы дома № 2 на улице Доватора.
Визит к минотавру
Доватора, 2, — типичный десятиэтажный пятиподъездный дом. В Липецке конструктивно похожих сотни. Однако мало какой дом, даже среди ближайших соседей, может похвастаться такой самодостаточностью и внутренней дружественностью. С поправкой — теперь.
В 2021 году управляющая компания дома совершенно расслабилась. Главный сотрудник, который занимался многоэтажкой, — Мария Ивановна Васильева. Она тогда всерьёз заболела. Дом буквально за считанные недели потерял вид. В подъездах — грязь, лампочки не горят. На тротуарах мусор, во дворе — бурьян. «Управляшка» не считала нужным реагировать до тех пор, пока вернувшая себе силы Мария Васильева вместе с другой жительницей Ириной Владимировной Майнингер не решили сделать «визит к минотавру». Пробиться к руководству оказалось непросто. Аудиенции добились. Наверное, раза с десятого.
— Жильцы хотят уйти в другую управляющую компанию, — высказали общее мнение дома парламентёры.
— Ну идите, — со спокойствием видавшего виды патологоанатома (как шутила Ирина, передавая тот диалог) ответил руководитель.
— У нас всего несколько просьб. Если их выполнить, жильцы успокоятся. Нужно лишь обрезать сухостой и решить проблему освещения подъездов. Желательно установить светодиодные лампы с системой автоматического отключения в светлое время суток.
— Ладно, — лениво произнёс начальник УК. Для Ирины тот разговор стал своего рода моментом истины. Она про себя решила: так дело не пойдёт.
Домашние проблемы
Тогда УК исполнила обещанное, но, когда требовалось предпринимать чуть больше усилий, начинались непреодолимые сложности. А усилий действительно нужно было много.
В подвале дома стояла вода, системы горячего водоснабжения и отопления постоянно преподносили неприятные сюрпризы жильцам. Панельный дом нуждался в решении проблемы значительных теплопотерь и промерзания стен.
Про двор — своя история. Грязь на площадке, которую детской можно было назвать с большой натяжкой. 30 лет назад здесь небрежно, будто наспех, уложили бетонные плиты, о которые дети с незавидной регулярностью разбивали коленки. Как, впрочем, и взрослые, пытаясь обходить лужи или стихийную парковку, а в гололёд опасно маневрируя от подъезда до автобусной остановки.
Материнский инстинкт
Перемены в доме шли поэтапно. Когда в 2022 году жильцы подали заявку на участие в программе «Мой двор», курировать работы взялась Ирина Майнингер как специалист в строительной отрасли, а заодно и многодетная мама. Во дворе жители решили сделать удобную тротуарную сеть и установить дополнительное детское оборудование.
Работы по благоустройству начались, когда Ирина была на девятом месяце беременности, и, уже будучи в роддоме, она дистанционно осуществляла контроль, отправляя схемы-чертежи, расписанные на тетрадных листах. По сути, Ирина отдавала подрядчикам готовые решения, естественно, в рамках существующей сметы. Им оставалось только следовать советам. Подобная щепетильность лишней не была.
— Вы только представьте, проектировщики при разработке концепции двора решили поставить песочницу для малышей и качели для подростков на расстоянии пары метров. Да они бы поубивали друг друга! — объясняет Ирина.
Капитальное включение
Посложнее задача была впереди. Дом стоял в очереди на капитальный ремонт, который должен был пройти только в 2046 году. Во время обучения в «Школе грамотного потребителя» Ирина узнала, что срок можно перенести по результатам экспертизы.
— У нас, несмотря на то что дому 30 лет, изношенность была колоссальная: системы горячего водоснабжения и отопления совершенно не работали, в подвале на трубах не осталось живого места, — рассказала Ирина. — Как строитель, я понимала, что в рамках текущих работ управляющая компания с этим не справится, нужно заново проектировать тепловой узел и менять всю систему.
Экспертиза, действительно, подтвердила необходимость капремонта в ближайшее время. Работы были утверждены на 2023–2025 годы. Самое сложное началось, когда зашёл подрядчик. Здесь предстояла огромная работа по налаживанию взаимодействия между жильцами и строителями.
Ирина разложила по полочкам все проектные этапы. Больше того, составила для исполнителей чёткий поквартирный график. Синхронизировала ремонтные процессы таким образом, чтобы никто никого не ждал: ни строители — жильцов, ни последние — первых.
Кроме того, Ирина активно участвовала в проектировании работ, передавая подрядчику самую актуальную информацию о проблемных участках. В результате вся система инженерных сетей была создана в доме таким образом, чтобы предотвратить, например, последствия падения давления в системе горячего водоснабжения. А когда дело дошло до теплоизоляции, Ирина настоятельно рекомендовала подрядчикам не «замазывать швы», а выполнить работы согласно всем строительным нормам, устранив старый шовный материал между панелями.
— За три года взаимодействия с управляющими компаниями (а за это время нам всё же пришлось сменить УК), со всеми подрядчиками, которые работали с нами, я не написала ни одной жалобы в контролирующие органы. Всегда действовала только исходя из принципов соучастия, сотрудничества и взаимной вежливости, — говорит Ирина. — Не с первого взгляда, не с первых слов люди осознавали, что со стороны жильцов нет необоснованных капризов или предвзятых претензий, а есть только аргументированные пожелания и готовые предложения по улучшению рабочего процесса.
Воспитание соседей
Подобное осознанное взаимодействие налаживалось параллельно и внутри самого дома.
— В феврале 2022 года я создала общедомовый чат, где мы обсуждали каждый важный вопрос. Ничего не замалчивали. Создавали максимально прозрачную ситуацию. Не сразу, но удалось растопить лёд, — признаётся Ирина. — Мне помогал добиться диалога с людьми только личный пример.
Какой пример? Да самый очевидный. Всякий раз, как Ирина выходит во двор, а её дети играют на площадке с соседскими ребятами, она первым делом производит осмотр территории и всего оборудования и, если что-то не так, сразу отправляет заявку. Ей не сложно взять в руки секатор, чтобы вырезать поросль, мешающую проходу по тротуару, или придать форму разросшемуся кустарнику, произвести обрезку деревьев или убрать в палисаднике.
Ежедневно, не доказывая, а просто показывая людям, что большое дело делается маленькими шагами, что ничего невозможно нет, а найти общий язык можно с каждым, Ирина воспитывала жильцов дома № 2.
В конце концов ей стали доверять, обращаться за советом и помогать в общедомовых делах, да и друг другу по-соседски: кран заменить, проведать в больнице одинокую соседку, кота пристроить. Мало ли бытовых забот и хлопот у нас с вами каждый день, которые мы вполне в состоянии облегчить друг другу. В результате был создан совет дома, где Ирину выбрали председателем.
— Мы стали проводить мероприятия самые разные: от субботника до праздничных концертных программ, — рассказала жительница дома Валентина Иноземцева. — В 2023-м так удачно украсили двор к Новому году, что стали победителями городского конкурса «Лучшее зимнее оформление», взяли второе место. Получили сертификат на 10 тысяч рублей и вложили эти деньги, опять-таки, в благоустройство двора. Вот так, сообща, мы, жильцы, взялись за преобразование дома и многого добились.
— Я не первый год забочусь о нашем доме и дворе. Насколько хватает сил, конечно. Слежу за чистотой, порядком — работаю в нашей управляющей компании, — говорит Мария Васильева. — Однако большие изменения начались после того, как Ирина Владимировна хлопоты по многоэтажке взяла на себя. Она создала совет дома. И теперь мы вместе и, самое главное, самостоятельно решаем буквально все вопросы, начиная от опиловки деревьев, заканчивая капитальными работами по дому. Какой была жизнь нашего дома раньше и сейчас — это небо и земля.
Добро пожаловать в «Клуб»
В прошлом году в Липецке было создано единое сообщество председателей советов домов, председателей ТОС, инициативных групп и просто активных жителей — «Клуб городского жителя», в состав членов совета которого вошла и Ирина Майнингер. Это объединение, где неравнодушные жители Липецка делятся своим опытом, привлекают единомышленников и совместно решают насущные проблемы в сфере ЖКХ. Кстати, на днях Ирина сдала экзамен и получила квалификационный аттестат руководителя управляющей компании для управления многоквартирным домом. Теперь она может профессионально анализировать работу своей УК.
Ирина больше чем ученик «Школы». Она эксперт, готовый дать консультацию каждому, кто хочет так же, как жильцы Доватора, 2, менять жизнь свою и своего дома к лучшему.
Войти в команду
Чтобы стать участником «Клуба городского жителя», нужно:
написать по адресу: lipetsk_club@mail.ru,позвонить по телефону: 26-15-16,отправить заявку в сообщество, перейдя по QR-коду.
Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин



