Олег Пономарёв: «С жизнью равный счёт»

Олег Пономарёв: «С жизнью равный счёт»

Заслуженному артисту России  55 лет.

Не мы выбираем профессию, а она нас. Актёр и режиссёр Олег Пономарёв оказался в театре с рождения. И вот уже прибавив к полувеку отличную
пятёрку, всю жизнь служит сцене.

И сын артист

 Олег Витальевич, я сознательно отойду от собственных реминисценций. Полагаю, что голая правда факта скажет гораздо больше, чем разговор о нём. А правда эта такова: вы представитель актёрской династии. Бывают гении с младенчества, а вы со дня рождения  артист.

 Да, я служу в театре практически с момента своего рождения, потому что родился в семье народного артиста Российской Федерации Виталия Васильевича Пономарёва. И всю свою сознательную жизнь я провёл в театре. Я вырос на Тракторном, и в детстве моим театром были городские дворы, стройки, пустыри. Вот там у меня была своя «пьеса жизни». У каждого из нас есть своя пьеса, и каждый играет свою роль, которую написал великий драматург  Всевышний. То есть мы предполагаем, а Бог располагает.

 Вы верите в Бога?

 Верю. Вера  это дело каждого, и каждый должен пройти свою Голгофу, особенно человек искусства.

 Бог определил вам такую не совсем ординарную стезю. Как это произошло?

 Выбор у меня, конечно, был. Я сначала окончил Липецкий машиностроительный техникум и даже какое-то время работал на заводе. Но я вырос
в театре, и он взял верх над всем остальным. Первый мой выход на сцену состоялся в детстве в Липецком областном драматическом театре, который через время получил звание академического и носит имя Льва Толстого. Там служил мой отец. Первой моей актёрской работой была роль маленького Бачана Рамишвили в спектакле Нодара Думбадзе «Закон вечности» (16+). Потом я играл в «Печке на колесе» (12+), причём девочку. В то время в театре было много актёрских детей. Но девочек мало, и мальчиков для спектакля переодевали в девочек. Мы играли «черепков». Так называл отец своих дочерей в спектакле. Его играл мой отец Виталий Васильевич Пономарёв.

Я часто бывал в бутафорском, осветительном, монтировочном, гримёрном цехах театра, постигая его изнутри. После получил диплом артиста театра и кино в Воронежском институте искусств, а затем окончил Московский государственный университет культуры и искусства по специальности «режиссура».

Круг жизни

 Как вам удаётся совмещать актёрскую профессию с режиссурой?

 Вполне успешно. В 2000 году открылся театр на Соколе, где я служу до сих пор. Его первый художественный руководитель Яков Михайлович Лившиц попросил меня взять ответственность за молодую труппу и доверил постановку первых спектаклей для детей на сокольской сцене. Так начался мой путь в режиссуру. Но я никогда не оставлял сцену. Позже мне, уже дипломированному режиссёру, предложили стать директором и главным режиссёром Липецкого театра кукол. Сейчас я являюсь его художественным руководителем и служу в труппе Липецкого драматического театра на Соколе.

Жизнь полна перемен, хотя сейчас у нас с ней 5:5  ничья. На 50-летнем юбилее отца я сказал: «Тебе 5:0, ты уже выиграл у этой жизни». Потом и у него была ничья, как у меня сейчас, потом 6:0  снова выигрыш. Вот и мы будем ждать 6:0.

 Дети продляют нить жизни. Ваши сыновья продолжают театральное дело?

 Старший сын Артём в детстве играл главного героя в спектакле про Маугли в театре на Соколе. Но выбрал профессию ветеринара. С самого детства ему нравились разные жучки-паучкикошечки-собачки. Комаров ловил и отпускал. Он Айболит по призванию. Младший сын Глеб обучается поварскому делу. Не знаю, станет ли дальше заниматься этим или нет. Это его выбор.

Благодарен судьбе

 С какими интересными людьми вам удалось встретиться по жизни?

 С очень многими. Театр  это моя жизнь, он неотделим от меня. Я привык жить в этом круге жизни, в ритме, когда служишь в одном театре и помогаешь коллегам из других театров. Завязывается дружба, начинаешь ставить спектакли где-то ещё. Я дружу со многими театрами  не только Липецка, но и разных городов, с коллегами по цеху из-за рубежа.

Я благодарен судьбе, которая сложилась так, что подарила знакомство с Владимиром Пахомовым, Яковом Лившицем, Зинаидой Горячевой, Светланой Лисовской, Светланой Агеевой. Лев Бляхер  шикарный липецкий артист-комик. Это всё люди, у которых я учился. И отец мой Виталий Пономарёв тоже мой учитель.

Мне довелось присутствовать на репетиции у Марка Захарова. Позволили, и слава Богу. Есть фотография, где я, десятилетний, сижу на коленках у Олега Табакова. Было время, когда Пахомов приглашал в театр звёзд, которые в его постановках играли те же роли, что и наши актёры. Отец в спектакле «А по утру они проснулись» (16+) играл ту же роль, что и Табаков. Вот мы с ним и пообщались. Приезжали в театр Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов. Бывал у нас и Евгений Леонов, которого я очень люблю за то, что он играл на разрыв души. Много давали «Липецкие театральные встречи» (12+). Сожалею об уходе из жизни многих великих артистов, и я получаю ответы на свои вопросы теперь только из прошлого, соотнося нынешнюю действительность с тем, что они делали и говорили.

Вообще же мир театральный достаточно узок. Вот, например, Пахомов сидел на коленках у Книппер-Чеховой, а я был знаком с Пахомовым. Это означает, что я через человека знаком с Антоном Павловичем Чеховым.

Школа или талант?

 Вы сейчас говорите о профессиональном мастерстве. Для вас талант  это Божий дар или результат личностной напряжённой работы?

 Конечно, талант  это дар. Вот говорят, что нет незаменимых, что одни уходят, другие рождаются. Нет. Мы не знаем, что заложено в природу каждого актёра, режиссёра.

Научить таланту нельзя, развить  можно. Но этим должен заниматься сам талант, опираясь на своих учителей. Мы все похожи в какой-то степени на своих учителей в широком смысле слова, то есть на тех, с кем посчастливилось встретиться в профессии. Это называется школа ремесла. Это всё то, что вбираешь в себя. Школа необходима любому драматическому актёру. Режиссёр может лишь помочь актёру проявить талант, чтобы он засверкал всеми гранями на сцене. Но прибавить таланта режиссёр не может.

 Школа формирует актёра, а театр способен изменить мир?

 У театрального искусства нет прямой задачи изменения мира. Но театр меняет внутренний мир человека. Он  для струн души, которые должны заработать: ты выходишь из театра и понимаешь, что с тем, о чём тебе рассказали, надо что-то делать. Например, после спектакля «Каменный гость» (12+) в театре кукол девочки говорили: «Там такая любовь!» Но про любовь-то ничего не сказано в постановке. О расплате за свои прегрешения, о тоске по несостоявшейся любви  да. Но 13, 14, 15-летние девочки считывали эту любовь со слов, которые говорили о Лауре: милая, добрая, прелестная, ненаглядная. А парни вспомнят такие слова при встрече с девушками или хотя бы поучатся вести себя, услышав, что есть такие обращения друг к другу. Человек приобретает новое в театре, меняется через катарсис. И получается, что тезис «когда изменяемся мы, изменяется мир» можно считать точным.

Текст: Влад Вешняков
Фото: Сергей Паршин