Моменты истины

Моменты истины

Как Липецк и Мариуполь стали братьями по искусству.

Морская пена, солёный воздух, залитые солнцем улочки, воссоздаваемые дома  в перспективе. Липецкие художники вместе с творцами изобразительного искусства из Мариуполя под открытым небом запечатлели настоящие пейзажи города у моря с надеждой на будущее. Таким образом вместе живописцы воплотили проект «Содружество». Результатом стали 80 полотен и одноимённая выставка.

В том правда

В Художественном музее  Выставочном зале на Ленина, 7а, в течение почти двух недель (с 26 ноября по 7 декабря) мы изучали часть трудов участников проекта: порядка 40 полотен липецких и мариупольских мастеров.

Используя кисти, краску, карандаш и холст, люди искусства создали не просто картины, а ценный краеведческий материал. Запечатлели город Мариуполь в истинном свете и цвете, чтобы сохранить историческую правду для потомков.

Таким стал посыл первостепенной важности проекта «Содружество», придуманного и организованного Липецким региональным отделением Союза художников России.

 Идея проекта появилась в 2024 году. Я бывал в Володарском районе, встречался с местными мастерами, а также из Мариуполя. На наших глазах с большой скоростью менялось пространство, восстанавливались населённые пукнты, улицы. Имы поняли, что, пока ситуация не изменилась кардинально, пока отголоски войны не затёрты новым строительством, нужно зафиксировать то, что ещё возможно,  объяснял смысл проекта председатель липецкого Союза художников России Сергей Толчеев.

Бабы с роялем

Фиксация важна не ради неё самой, а для более значимой цели  нарастить культурный пласт, практически уничтоженный.

Например, в краеведческом музее Мариуполя в мирное время жили 50 тысяч экспонатов. Уцелели чудом, перевезённые в Донецк, не более 2 000 ценных артефактов. Само здание, покрытое копотью и пеплом, нуждалось в восстановлении. О том, что здесь был музей, напоминали в недавнем прошлом бумажное объявление на двери о его закрытии да две скифские бабы у входа, «охраняющие» одинокий чёрный рояль в опустевшем здании.

После мариупольского дня победы  20 мая 2022 года  в городе развернулась бурная восстановительная деятельность. В том числе с участием липецких строителей.

 Конечно, здесь необходимо возрождать все сферы жизни, все отрасли. И художникам со своей стороны теперь нужно практически с нуля наращивать среду,  продолжает мысль Толчеев.

Деликатно заглянули

Участвовать в проекте согласились многие. Долго уговаривать никого не пришлось. В сентябре 2025 года по приглашению Сергея Толчеева липецкие художники: Татьяна Жебылёва, Олег Малявкин, Михаил Кононыхин, Анна Кушнарёва и Евгений Мелихов  быстро собрали чемоданы и выехали в Мариуполь.

 Мне важно было испытать личное переживание, прочувствовать место, переработать полученное и предложить зрителю собственную трактовку
увиденного,  раскрывала мотивы участия художник Анна Кушнарёва.  Это же совершенно уникальная история. И мы стали её частью, в большей степени оставаясь всё-таки гостями, наблюдателями в сравнении с теми, кто испытал в Мариуполе всю глубину переживаний. Вот у них отрубилось, прибавилось, изменилось. А мы так деликатно заглянули.

Опасно, мины!

Заглянули  и вот что увидели. К примеру, здание драматического театра в «паутине» строительных лесов, нарочно еле уловимых глазом. Потому что день-два  и уберут. Сильные, статные фигуры, украшающие фасады, залиты светом. Солнцу не мешают редкие облака. Как, впрочем, и согревать поезд на следующем полотне. Правда, недвижимый. Высокая трава скрывает рельсы и, кажется, скоро скроет сам поезд, который последний раз гудел ещё до нашей эры.

 Я всё хотела пробраться к нему,  добавляет к картине личных переживаний художник,  но ближе стояли аншлаги «Опасно, мины». Пришлось отступить, чтобы не нарваться на «эхо войны».

У Анны на полотнах нет прямых её свидетелей. Только эхо. И это не избегание. А правда Анны, которую она успела увидеть.

 Мы были там всего семь дней. Работали плотно, конечно, не всё удалось увидеть и в полной мере отрефлексировать. Однако и этого оказалось много. С собой привезла массу эскизов и идей на будущее. А вот о чём действительно жалею  о том, что не успела запечатлеть там местных художников,  посетовала Анна Кушнарёва.

«Живопись» от слова «жизнь»

С мариупольской стороны в проект ввязались 12 мастеров. Один из них, Александр Шпак, смог приехать на открытие выставки в Липецк и поделиться не только своими картинами, но и историей:

 Я родился в Мариуполе. Всю жизнь там прожил и, когда начались военные действия, остался. Видел, как многие уезжали, в том числе некоторые художники. Видел, как соседи спешно покидали свои дома, спасали телевизоры. А я уехать не смог. Боялся оставить свои работы. Ведь они могли погибнуть. Вы думаете, страха смерти не было? Был, конечно. Но, знаете, у меня сложилась тогда ситуация, как в задаче Дастина Хоффмана: если во время пожара передо мной будет стоять выбор: спасти «Мону Лизу» или бродячую кошку я выберу «Мону Лизу». Дело не в обесценивании жизни или гуманизме как таковом. Просто моя жизнь  не только та, которая может быть, но и та, которая была. В моих картинах. Эта жизнь для меня всегда будет ценна. Поэтому я тогда остался. И картины уцелели, и я выжил. И писал. Теперь вот после освобождения Мариуполя мне повезло стать участником проекта «Содружество». Я не преувеличиваю, а преуменьшаю На самом деле «Содружество»  это Проект «Содружество» реализуется при поддержке министерства культуры Липецкой области настоящий шаг к возрождению культуры в моём родном Мариуполе.

Важно отметить, впервые картины участников проекта «Содружество» были представлены на выставке в месте пленэра. В том самом растерзанном боями, но выжившем и восстановленном краеведческом музее.

 Сама выставка стала первой в постконфликтном мире Мариуполя, и зрителей она собрала очень большое количество. Я этому искренне тогда удивился и обрадовался. Для меня этот факт стал истинным свидетельством возрождения родного города,  вспоминал Александр Шпак.

Изображая надежду

Художник без надобности не напоминает «осколками» о военных страницах из прошлого ни в рассказах, ни на полотнах. Наоборот, на его картинах любимый город живёт и спит спокойно в умиротворяющих глубоких синих тонах.

Больше того, его полотна утверждают жажду жизни. Как старинное здание на проспекте Ленина: оно дважды было обращено в руины: и во время Великой Отечественной войны фашистами, и в 2022 году в ходе современных боевых действий.

Сейчас дом как ни в чём не бывало живой. Восстановлен российскими строителями и собственным видом вдохновляет на будущее. А картина дарит зрителю надежду на жизнь и тепло души художника.

Родная связь

 Нужность проекта «Содружество»  это взаимная личностная и творческая поддержка,  поясняет мариупольский художник.  И, на мой взгляд, символично, что проект породнил два города, действительно близких друг другу по духу. Ведь Липецк и Мариуполь многое объединяет. Оба города-металлурги, курорты, с численностью в пределах полумиллиона. Даже панорамы наших улиц схожи. В Липецке я встретил любимые каштаны и тополя, такие же, как украшают мой Мариуполь. А главное, что мы, липчане и мариупольцы, как показал проект «Содружество», родные душой, общаемся на одном языке и понимаем друг друга с одного взгляда, передавая при этом свой взгляд неповторимым способом на холсте.

 На этом этапе взаимодействия стало очевидно, что проект «Содружество» невозможно завершить,  уверен Толчеев.  Родственная связь создана. Теперь проект должен жить и развиваться, его рамки должны расширяться. Мы уже понимаем, что впереди будут новые выставки. И мариупольских художников мы теперь пригласим к нам на пленэр на Липецкую землю.

Проект «Содружество» реализуется при поддержке министерства культуры Липецкой области.

Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин