Как Липецк и Мариуполь стали братьями по искусству.
Морская пена, солёный воздух, залитые солнцем улочки, воссоздаваемые дома — в перспективе. Липецкие художники вместе с творцами изобразительного искусства из Мариуполя под открытым небом запечатлели настоящие пейзажи города у моря с надеждой на будущее. Таким образом вместе живописцы воплотили проект «Содружество». Результатом стали 80 полотен и одноимённая выставка.
В том правда
В Художественном музее — Выставочном зале на Ленина, 7а, в течение почти двух недель (с 26 ноября по 7 декабря) мы изучали часть трудов участников проекта: порядка 40 полотен липецких и мариупольских мастеров.
Используя кисти, краску, карандаш и холст, люди искусства создали не просто картины, а ценный краеведческий материал. Запечатлели город Мариуполь в истинном свете и цвете, чтобы сохранить историческую правду для потомков.
Таким стал посыл первостепенной важности проекта «Содружество», придуманного и организованного Липецким региональным отделением Союза художников России.
— Идея проекта появилась в 2024 году. Я бывал в Володарском районе, встречался с местными мастерами, а также из Мариуполя. На наших глазах с большой скоростью менялось пространство, восстанавливались населённые пукнты, улицы. Имы поняли, что, пока ситуация не изменилась кардинально, пока отголоски войны не затёрты новым строительством, нужно зафиксировать то, что ещё возможно, — объяснял смысл проекта председатель липецкого Союза художников России Сергей Толчеев.
Бабы с роялем
Фиксация важна не ради неё самой, а для более значимой цели — нарастить культурный пласт, практически уничтоженный.
Например, в краеведческом музее Мариуполя в мирное время жили 50 тысяч экспонатов. Уцелели чудом, перевезённые в Донецк, не более 2 000 ценных артефактов. Само здание, покрытое копотью и пеплом, нуждалось в восстановлении. О том, что здесь был музей, напоминали в недавнем прошлом бумажное объявление на двери о его закрытии да две скифские бабы у входа, «охраняющие» одинокий чёрный рояль в опустевшем здании.
После мариупольского дня победы — 20 мая 2022 года — в городе развернулась бурная восстановительная деятельность. В том числе с участием липецких строителей.
— Конечно, здесь необходимо возрождать все сферы жизни, все отрасли. И художникам со своей стороны теперь нужно практически с нуля наращивать среду, — продолжает мысль Толчеев.
Деликатно заглянули
Участвовать в проекте согласились многие. Долго уговаривать никого не пришлось. В сентябре 2025 года по приглашению Сергея Толчеева липецкие художники: Татьяна Жебылёва, Олег Малявкин, Михаил Кононыхин, Анна Кушнарёва и Евгений Мелихов — быстро собрали чемоданы и выехали в Мариуполь.
— Мне важно было испытать личное переживание, прочувствовать место, переработать полученное и предложить зрителю собственную трактовку
увиденного, — раскрывала мотивы участия художник Анна Кушнарёва. — Это же совершенно уникальная история. И мы стали её частью, в большей степени оставаясь всё-таки гостями, наблюдателями в сравнении с теми, кто испытал в Мариуполе всю глубину переживаний. Вот у них отрубилось, прибавилось, изменилось. А мы так… деликатно заглянули.
Опасно, мины!
Заглянули — и вот что увидели. К примеру, здание драматического театра в «паутине» строительных лесов, нарочно еле уловимых глазом. Потому что день-два — и уберут. Сильные, статные фигуры, украшающие фасады, залиты светом. Солнцу не мешают редкие облака. Как, впрочем, и согревать поезд на следующем полотне. Правда, недвижимый. Высокая трава скрывает рельсы и, кажется, скоро скроет сам поезд, который последний раз гудел ещё до нашей эры.
— Я всё хотела пробраться к нему, — добавляет к картине личных переживаний художник, — но ближе стояли аншлаги «Опасно, мины». Пришлось отступить, чтобы не нарваться на «эхо войны».
У Анны на полотнах нет прямых её свидетелей. Только эхо. И это не избегание. А правда Анны, которую она успела увидеть.
— Мы были там всего семь дней. Работали плотно, конечно, не всё удалось увидеть и в полной мере отрефлексировать. Однако и этого оказалось много. С собой привезла массу эскизов и идей на будущее. А вот о чём действительно жалею — о том, что не успела запечатлеть там местных художников, — посетовала Анна Кушнарёва.
«Живопись» от слова «жизнь»
С мариупольской стороны в проект ввязались 12 мастеров. Один из них, Александр Шпак, смог приехать на открытие выставки в Липецк и поделиться не только своими картинами, но и историей:
— Я родился в Мариуполе. Всю жизнь там прожил и, когда начались военные действия, остался. Видел, как многие уезжали, в том числе некоторые художники. Видел, как соседи спешно покидали свои дома, спасали телевизоры. А я уехать не смог. Боялся оставить свои работы. Ведь они могли погибнуть. Вы думаете, страха смерти не было? Был, конечно. Но, знаете, у меня сложилась тогда ситуация, как в задаче Дастина Хоффмана: если во время пожара передо мной будет стоять выбор: спасти «Мону Лизу» или бродячую кошку… я выберу «Мону Лизу». Дело не в обесценивании жизни или гуманизме как таковом. Просто моя жизнь — не только та, которая может быть, но и та, которая была. В моих картинах. Эта жизнь для меня всегда будет ценна. Поэтому я тогда остался. И картины уцелели, и я выжил. И писал. Теперь вот после освобождения Мариуполя мне повезло стать участником проекта «Содружество». Я не преувеличиваю, а преуменьшаю… На самом деле «Содружество» — это Проект «Содружество» реализуется при поддержке министерства культуры Липецкой области настоящий шаг к возрождению культуры в моём родном Мариуполе.
Важно отметить, впервые картины участников проекта «Содружество» были представлены на выставке в месте пленэра. В том самом растерзанном боями, но выжившем и восстановленном краеведческом музее.
— Сама выставка стала первой в постконфликтном мире Мариуполя, и зрителей она собрала очень большое количество. Я этому искренне тогда удивился и обрадовался. Для меня этот факт стал истинным свидетельством возрождения родного города, — вспоминал Александр Шпак.
Изображая надежду
Художник без надобности не напоминает «осколками» о военных страницах из прошлого ни в рассказах, ни на полотнах. Наоборот, на его картинах любимый город живёт и спит спокойно в умиротворяющих глубоких синих тонах.
Больше того, его полотна утверждают жажду жизни. Как старинное здание на проспекте Ленина: оно дважды было обращено в руины: и во время Великой Отечественной войны фашистами, и в 2022 году в ходе современных боевых действий.
Сейчас дом как ни в чём не бывало живой. Восстановлен российскими строителями и собственным видом вдохновляет на будущее. А картина дарит зрителю надежду на жизнь и тепло души художника.
Родная связь
— Нужность проекта «Содружество» — это взаимная личностная и творческая поддержка, — поясняет мариупольский художник. — И, на мой взгляд, символично, что проект породнил два города, действительно близких друг другу по духу. Ведь Липецк и Мариуполь многое объединяет. Оба города-металлурги, курорты, с численностью в пределах полумиллиона. Даже панорамы наших улиц схожи. В Липецке я встретил любимые каштаны и тополя, такие же, как украшают мой Мариуполь. А главное, что мы, липчане и мариупольцы, как показал проект «Содружество», родные душой, общаемся на одном языке и понимаем друг друга с одного взгляда, передавая при этом свой взгляд неповторимым способом на холсте.
— На этом этапе взаимодействия стало очевидно, что проект «Содружество» невозможно завершить, — уверен Толчеев. — Родственная связь создана. Теперь проект должен жить и развиваться, его рамки должны расширяться. Мы уже понимаем, что впереди будут новые выставки. И мариупольских художников мы теперь пригласим к нам на пленэр на Липецкую землю.
Проект «Содружество» реализуется при поддержке министерства культуры Липецкой области.
Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин








