Липецк на «Аз»

Липецк на «Аз»

Липецк, по историческим меркам, ещё молодой. Он был основан как рабочий посёлок при строительстве железоделательных заводов на реке Липовке императором Петром I в 1703 году. За три столетия город оставил большой след в истории не только Липецкого края, но и всей страны. В честь Дня города «Первый номер» запускает специальный проект «Липецкъ: от Азъ до Ижицы». В нём мы расскажем о памятниках архитектуры, созидателях родной земли и представим увлекательные исторические факты от первой до последней буквы. В этом номере  всё самое интересное на букву «А».

Немецкая АВИАШКОЛА

В середине 20-х годов на северо-западной окраине Липецка советское правительство создало немецкую военную авиашколу. Сначала были возведены склады, ангары, здания для обслуживающего персонала и телефонная станция. Этими работами занималась строительная фирма под руководством лётчика-аса Эрнста Бормана. По тем временам стройка обошлась СССР в два млн золотых рублей.

Существование авиашколы было нелегальным. По условиям Версальского мирного договора, Германии запрещалось иметь военную авиацию. Но больше вики пошли ей навстречу. Ведь немецкие асы собирались проводить испытания новых типов боевых самолётов, пообещав поделиться всеми разработками с Советским Союзом.

Лётчики жили в специально построенных для них казармах. Каждый имел отдельную комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городе. Позднее для них возвели трёхэтажный жилой дом с коммунальными квартирами недалеко от аэродрома. Чтобы было где скрасить часы досуга, построили казино  уютный деревянный домик с садом.

Существует легенда, что немецкую авиашколу частенько посещал сам Герман Геринг. Якобы у будущего рейхсмаршала в одноэтажном домике на улице Липовской жила его гражданская жена с детьми. Липецкие историки развенчали эту легенду. Но именно Геринг в годы войны отдал приказ, чтобы ни одна немецкая бомба не упала на Липецк.

Первый АВТОБУС

Первые автобусы в Липецке появились в 1933 году. Поначалу их было всего три. 16-местные ГАЗы курсировали по единственному маршруту «Город-вокзал». Так продолжалось вплоть до 1954 года. В это время Липецк начал активно застраиваться, и необходимость в общественном транспорте резко возросла. Тогда и появились новые маршруты. Их обслуживали автобусы марки ЗИС-155ПАЗ-651, ГАЗ-03- 20. Они курсировали от центра города до трубного завода, Сокола и Сырского Рудника.

В апреле 1972-го в Липецке появились «Икарусы». Они представляли собой два больших салона, соединённых резиновой гармошкой. Из-за вместительности горожане прозвали их пылесосами. Ведь в салоне могли уместиться более 200 человек.

В начале XXI века «Икарусы» сняли с производства. Департамент городского транспорта заменил их ЛиАЗами. Впрочем, и они отжили своё  сейчас по городу курсируют современные Volgabus.

Владимир АГТЕ

«Вся власть Советам!»  именно эту фразу на центральной площади города, Старобазарной (ныне площадь Революции), провозгласил первый липецкий коммунист Владимир Николаевич Агте. Родился известный большевик в 1881 году в Новочеркасске в семье юриста. В десять лет поступил в Курское реальное училище. Затем учился в Петербургском лесном институте. В 1902 году вступил в социал-демократическую рабочую партию. В 19051906 годах неоднократно бывал арестован полицией за революционную идеологию.

В 1917 году Владимир Агте переезжает в наш город и устраивается учителем в Романовскую лесную школу Липецкого уезда. Правда, через два месяца после Октябрьской революции он оставляет преподавательскую деятельность. Агте назначают председателем исполкома Липецкого уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов, по сути, он стал главой Липецкого района.

Владимир Агте создал газету «Известия Липецкого уездного Совета». По его инициативе в Липецке построили родильный приют, начали благоустройство курорта Липецких минеральных вод, возвели известковые заводы. В июне 1918 года Владимиру Агте пришлось стать дипломатическим курьером. Гетманская Украина заявила претензии на часть соседних с ней земель, в том числе на Липецк, входящий в тот момент в состав Тамбовской губернии. В выданном ему мандате говорилось: «Речи не может быть о желании населения г. Липецка и уезда присоединиться к Украине, и мирное население г. Липецка и уезда всецело предано Всероссийской Советской Федеративной Республике».

В 1920 году Владимир Агте выделил из бюджета уезда 2 млн рублей на уборку города. Кстати, боролся большевик не только с мусором, но и с бюрократией. «Все наши организации раздулись, как мыльные пузыри, и, перед тем как лопнуть, принимают все цвета радуги»,  говорил Агте об искусственном раздувании штата на заседании исполкома в 1919 году.

В 1921-м он бросает партийную работу и уезжает в Москву. В 1924 году Агте занял пост заместителя директора Государственного Никитского ботанического сада. Скончался липецкий большевик в 1941 году.

В 1967-м на площади Революции был открыт памятник-обелиск, именуемый в народе «Мужик с полотенцем».

Рядом с ним на изогнутой стеле изображены лица тех, кто принимал активное участие в утверждении советской власти в Липецке. На торце стелы начертаны их имена, в том числе и Владимира Агте.

Липецкий АРХИВ

В 1918 году большевики издают указ об организации архивного дела в России. В Липецке уездный архив появляется лишь спустя 18 лет. Первые сотрудники нового учреждения работали сутки напролёт. Люди приносили документы целыми пачками. Это были различные летописи, истории болезни, записи из церковно-приходских книг и многое другое. Большинство документов находилось в ужасном состоянии. К примеру, в томах уголовных дел из полицейского отдела не хватало многих листов. Ранее эти документы хранились в здании уездной милиции, а стражи порядка частенько вырывали листы и делали из них самокрутки.

В городском архиве много ценных экспонатов: фотоальбом родственников известного марксиста Георгия Плеханова, фотографии и открытки с видами старинного Липецка, монографии, очерки, сборники, статистические обзоры XIX века по липецкому курорту и городу.

Улица АРКТИЧЕСКАЯ

У каждой улочки нашего города есть своя увлекательная история. К примеру, улица Арктическая раньше называлась Канавная. Она была образована ещё в XIX веке. Своё название получила из-за того, что дома были построены вдоль реки Студёновки, которая из-за своих размеров больше походила именно на канаву.

До революции улочка не входила в городскую черту, относилась к селу Большие Студёнки. Здесь жили крестьяне, которые снабжали липчан продовольствием. К городу улицу присоединили только в 1933-м. У властей встал вопрос о её переименовании. В Липецке уже была одна улица Канавная, ныне Скороходова. Поэтому Канавной в Студёнках дали другое название  Арктическая, в честь советского полярника и покорителя Северного полюса Эрнста Кренкеля.

Каких-то особых достопримечательностей на улице не сохранилось  сейчас здесь в основном жилые дома и небольшие магазины. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на архитектурный памятник  Христорождественскую церковь, которая построена в 1869 году.

Текст: Владислав Деревяшкин
Фото: Павел Покидов и ОКУ «ГАЛО»

№ 21 / 8 июня 2020