Как соединить в самом себе творческий порыв и административную рутину.
Такая непростая задача стоит перед Никитой Алексеевым — молодым липецким поэтом, подвижником литературного слова, а теперь руководителем библиотечно-информационного центра имени Бартенева.

Вернуться к истоку
— Если бы мне лет десять назад сказали, что я возглавлю библиотеку, тем более ту, где когда-то впервые выступал, я лишь рассмеялся бы в ответ и подумал: «Разве такое может со мной случиться?» — размышляет сейчас Никита.
«Сейчас» — когда до открытия обновлённой «Бартеневки» оставались считанные дни (библиотека после ремонта распахнула свои двери 16 октября. — Прим. автора). Когда он вырвал из своего графика, уплотнённого ремонтными хлопотами, один час на разговор с «Первым номером». И те хлопоты не дали сна до самого открытия библиотеки. Никиту в торжественный день выдавали уставшие, покрасневшие от тревожной бессонницы глаза.
«Разве это происходит со мной на самом деле?» — возможно, спрашивал он сам себя в тот момент, когда приглашал для поздравления к микрофону заместителя губернатора Юлию Котлярову.
Судьба и не на такое способна. Больше того, для Никиты она сотворила весьма причудливый узор…
Указ судьбы
Ученик школы № 1 Задонска на уроке литературы отвлечённо смотрел «в небо», малевал на бумаге строчки, стараясь срифмовать окончания. Учительница Александра Григорьевна Горбовская вместо упрёка спокойно спросила Никиту, мол, что он так увлечённо пишет и почему совершенно не слушает тему.
Никита запросто — скрывать-то было нечего — показал учительнице несколько четверостиший. Александра Григорьевна отправила робкий творческий порыв ученика на всероссийский поэтический конкурс «Росток» (6+).
Первое стихотворение 14-летнего юноши победило и было опубликовано в сборнике. Это случилось в 2012 году. Подобного везения он не ожидал.
— Для меня это был настоящий толчок к поэтическому творчеству, — вспоминает Никита. Тогда юноша создал себе мечту — посвятить себя культуре, чистому творчеству. Однако «души прекрасные порывы» пришлось несколько укротить.
Навык сцены
Никита пошёл проторённой дорогой — после школы поступил в задонский техникум. Будущий поэт учился на бухгалтера. Прилежный по природе своей юноша выполнял учебные задачи, а всё свободное время настойчиво отдавал творчеству. Продолжал писать стихи и отправлять творения на поэтические конкурсы. К тому же увлёкся танцами.
— Это занятие стало для меня настоящим вызовом с моими «спортивными» данными, — говорит Никита. — Но всё-таки пару лет я выступал на сцене в составе коллектива народного танца. Научился на ложках играть, ездил постоянно на «Студенческую весну» (12+), был ведущим КВН. Вот так в сельскохозяйственном техникуме я получил своё первое культурно-просветительское образование.
Сжечь «Хамелеона»
Второе началось в библиотеке имени Бартенева. Никита переехал жить в Липецк. Именно здесь, в «Бартеневке», молодой человек учился читать собственные произведения перед публикой.
Проходила всероссийская «Библионочь» (6+), Никиту поставили в программу «Отцы и дети». Должны были выступать опытные мастера поэтического слова и новички.
Зубы стучали, ладони покрывались испариной. Никите казался чужим собственный голос. Но он справился. Выдал публике «Хамелеона» (12+). Слушатели снисходительно приветствовали юношу.
А когда услышали:
Жить надо справедливо, честно, гордо:
Друг друга за спиной не обсуждать…
Особенно товарищей, знакомых
Ценить и никогда не предавать — высказались противоречиво. Одни заверяли: «Неплохо», вторые настаивали: «Сжечь!» В смысле стихи. Юноша по взгляду многих считал послание: «Новичок, а уже умничать да наставлять. Молодой ещё…» Так молчаливо укоряли мэтры Никиту.
И всё-таки тёплых откликов оказалось немало.
— Тогда библиотекой руководила Татьяна Николаевна Двуреченская, и она одна из первых меня искренне поддержала в творчестве, приглашала на каждое мероприятие, где я мог выступить или участвовать в качестве организатора, — вспоминает поэт.
Никита незаметно для самого себя втянулся в библиотечную жизнь.
Культурное волонтёрство
— Я постепенно вник в культурное пространство города, впервые погрузился в фестивальное движение Ш.К.А.F. (6+), стал вхож в творческие круги, познакомился с поэтами, — рассказывает Никита. — В библиотеке проводил много времени. Меня стали активно приглашать на работу. Но в то время очень скептически относился к самой идее «я — библиотекарь».
Никита размышлял так не из-за предубеждений к профессии. Просто сам себя не видел в подобной работе. Но, как показывает время, здорово ошибался. Потому что библиотеки стали меняться.
Тётечки со строгим взглядом из-под очков, выдающие книги за стойкой и выговаривающие за задержку книги. Навязчивый библихор — смесь запахов целлюлозы и лигнина. Почти гнетущая тишина читального зала. Всё это библиотеки решили оставить в прошлом и превратиться в мозаичное творчество-пространство, стремящееся ухватить ускользающего и юного, и взрослого липчанина со смартфоном в руках. Перемены юношу переубедили.
В полный голос
— Ровно пять лет назад я пришёл работать в библиотеку, это была «Бунинка», где мне сразу поручили группу студентов — проводить с ними мероприятия, — делится Никита.
Новоиспечённый сотрудник библиотеки был обескуражен: как, чем можно увлечь молодых ребят, если из «арсенала» лишь компьютер, что дышит на ладан?
— Я сразу озадачился, что бы такое сделать для библиотеки, чтобы можно было купить современное оборудование, — продолжает Никита. — Мы с коллегами придумали проект «Творческий мир — W.O.C» (12+), насыщенный необычными в то время квестами, библиоперформансами, цель которых — открыть поколению «зумеров» и «альфа» книжный, библиотечный миры. Так появилось нетривиальное арт-пространство. А сама идея заработала грант — почти 200 тысяч рублей, на которые купили проектор, экран, микрофоны.
Библиотека теперь могла в полный голос заявить о себе яркими творческими событиями.
«Ты же не Пушкин?!»
Там же, в Бунинской библиотеке, у Никиты Алексеева случилась большая личная победа: вышла в свет первая книга молодого поэта «Там, где нас уже нет» (12+).
Презентация собрала так много людей, что не хватило стульев. Гости просили Никиту поставить автограф прямо на его портрете. Обложку книги украшал профиль автора в карандаше.
— Меня тогда обвинили, что это нескромно: «Ты же не Пушкин». Я промолчал, но портрет решил оставить. Мне кажется, именно такой должна была быть моя первая книга, — считает Никита.
Теперь библиотекарь-поэт занял своё место не только у открытого микрофона на библиотечной сцене. Его имя поселилось в «Бунинке» на полке, недалеко от Асадова, Ахматовой…
Хождение в народ
Вдохновлённый победами Никита Алексеев «разошёлся» в следующей библиотеке. В «Есенинке» ему поручили заниматься организацией всех массовых мероприятий. Здесь скоро появилась «Арт-тусовка» (12+).
И книжные полки «ходили ходуном» от количества гостей. Каждую неделю «Есенинка» наполнялась публикой от мала до велика. Больше того, библиотека вышла в народ. В ближайшем сквере «скучные» библиотекари во главе с Никитой устраивали просветительские музыкальные театрализованные поэтические представления.
Как раз в то время моя подруга, которая живёт по соседству с «Есенинкой», то и дело присылала мне видео с библиотечных «тусовок» с комментариями: «Ты посмотри, что творят». И дальше — череда восхищённых смайликов. На всякий случай уточню: подруге 40; восхищение не лживо-приторное, а совершенно искреннее, натуральное.
— Тут нет моих личных заслуг. Так совпало: мой приход в библиотечную систему и трансформация самой системы случились в одно время, — со своей стороны говорит Никита. — Библиотеки стали превращаться в модельные — идеальные пространства для творческого развития.
Говорящий факт
В «Есенинке» Никита трудился почти три года. Сотни мероприятий, тысячи новых лиц. Круг знакомств заметно расширился. «Есенинка» подружилась с ближними и дальними соседями, наладила контакт с библиотеками Луганской Народной Республики.
И если в липецкую «Есенинку» сначала в пандемийный период в гости ходили онлайн, как только «корона» отступила, поехали из регионов в Липецк вживую.
— Нам очень хотелось создать такую атмосферу, чтобы каждому посетителю, другу библиотеки было у нас действительно интересно. И, мне кажется, это удалось, — предполагает Никита.
Думаю, это действительно так. И тот факт, что Алексеева, отработавшего в библиотечной системе всего четыре с небольшим года, пригласили возглавить БИЦ имени Бартенева, должен развеять последние сомнения.
Реплика вдохновения
— Организационная, административная работа, конечно, занимает массу времени, но я всегда подчиняюсь творческому импульсу и, если стих того требует, пишу. Никогда специально не жду и не ищу вдохновения. Оно приходит само. А поводом может стать что угодно: осенний лист клёна на тротуаре, падающий снег, дуновение ветра. Жизнь соткана из череды мгновений, мигов, и каждый из них прекрасен, — раскрывает поэт свой мир.
Никите административная рутина не мешает ловить и ценить прекрасные мгновения жизни. Не мешает собирать теперь в новом, но, как и прежде, любимом библиотечном пространстве «Бартеневки» друзей и коллег, единомышленников и любопытствующих, постоянных читателей и новых слушателей.
— Для меня каждый день и каждая встреча могут стать источником радости, — признаётся Никита. — И я всегда делюсь своими эмоциями, чувствами с миром, со своим читателем.
Искренние чувства липецкого поэта задевают даже искушённых в поэзии.
Член жюри «Бард-марафона» (12+), поэт Даниил Блюзов дал цельное, образное определение творчеству Алексеева: «радость простых вещей».
— И эта реплика была настолько вдохновенна для меня, настолько точна, что сразу выросла в стих, — говорит Никита.
Служение слову
Кроме творчества есть и большие задачи руководителя библиотечно-информационного центра. Первое, что предстоит сделать и уже делается в «Бартеневке», — создание современной творческой мастерской, где всё будет подчиняться государственной цели — сохранению слова, русского языка, взращиванию глубокой любви к литературе.
— На пути к решению этой задачи снова уместно сказать про радость. Потому что качественная литература доставляет человеку истинное счастье и открывает невероятно глубокий мир, расширяет его собственный, — планирует работу руководитель «Бартеневки». — Как мы это будем делать? С помощью всех доступных средств. В нашем распоряжении актуальные для разных возрастов инструменты и оборудование, богатый книжный фонд, а ещё силы и стремление нашего талантливого коллектива, готового на настоящие творческие подвиги.
«Я вернусь»
У Никиты, как он сам говорит, «рвётся в бой» вторая книга с названием «Я вернусь» (12+). Речь не о расставании с настоящим. А скорее намёк на предвидение.
— Эта книга — своего рода результат накопленного за четыре года пережитого творческого и жизненного опыта — после публикации потребует логичной паузы, чтобы набраться сил на новый виток жизни. Ведь каждый из миров, в которых я живу, хотя и дополняют друг друга, но требуют от меня полной самоотдачи, — признаётся Никита Алексеев.
Всё имеет конец и начало,
Жизнь мелькает мгновеньями чувств,
Только где-то душа запоздала,
Лишь оставив слова: «Я вернусь!»
Радость простых вещей
Радость простых вещей —
В ней ты, мой друг — поэт,
Равный среди людей,
Вечно искавших след.
Снова часы пробьют,
Бег убыстряя свой.
Дома простой уют,
Снег, что лежит, — простой.
Видеть во всём себя,
Жизнь проживать, как миг,
Светом любви опять
Новый рождая стих.
Радость простых вещей —
Ветра глоток простой.
Что же ещё тебе
Надо, мой друг родной?
Текст и видео: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин

