До 7 ноября будет идти регулировка системы теплоснабжения.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Отопительный сезон в Липецке начался 29 сентября. В первую очередь подключили социальные объекты: школы, детские сады, больницы и поликлиники. С 8 октября стали подавать тепло в жилые дома (всего в Липецке 2 931 МКД). Однако этот процесс занимает не один день, и некоторые дома остаются в ожидании. В чём причины и как быстро тепло придёт в каждую квартиру — с этими вопросами мы обратились в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области. На вопросы «ПН» ответил исполняющий обязанности руководителя Николай Дудов.
Месяц на регулировку
— Николай Владимирович, большинство многоквартирных жилых домов Липецка уже подключено к теплу, а сколько ещё живёт в ожидании? Когда им поступит тепло?
— На сегодняшний день тепла нет в 50 домах Липецка (интервью записывалось 16 октября. — Прим. ред.). Причина этого — аварийные ситуации на тепловых и внутридомовых сетях. Проблемы, как заверяют ресурсоснабжающие предприятия, будут устранены в кратчайшие сроки. Мы со своей стороны совместно с департаментом ЖКХ ежедневно проводим мониторинг ситуации.
— Сколько липчан уже обратилось в Госжилинспекцию с жалобой, что их дома остаются без тепла?
— С 8 октября в Госжилинспекцию Липецкой области поступило 168 обращений об отсутствии отопления. Держим каждый вопрос на контроле.
— Каковы причины отсутствия тепла в их домах?
— В процессе пусконаладочных работ при подаче отопления в многоквартирные дома могут возникать различные технические ситуации, приводящие к задержке подачи тепла в квартиры. К примеру, поэтапное подключение стояков отопления в доме, завоздушивание инженерной системы отопления, или, иными словами, скопление воздуха в системе. Случается, что жители перекрывают батареи на летний период, пока не проживают в квартире, и, когда включается отопление, теплоноситель в них не поступает. Чтобы подобных случаев было как можно меньше, сотрудники управляющих организаций при поступлении заявки проводят поквартирные обходы. Поэтому отопление в домах включается последовательно, а сам запуск систем обычно занимает несколько дней. Отмечу, что регулировка системы теплоснабжения будет производиться до 7 ноября.
Строго по режиму
— Дело, предположу, не только в воздушных «пробках» в системе отопления или авариях. Мы видим по городу множество раскопов, ремонт коммуникаций растягивается во времени. Какие меры как контролирующий орган принимает Госжилинспекция к производителю, поставщику тепла и компании, отвечающей за содержание сетей теплоснабжения, к «РИР Энерго»?
— За нарушение режима и нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами (горячее водоснабжение) АО «РИР Энерго» привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьёй «Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами» (ч. 2 и ч. 3 ст. 7.23 КоАП РФ).
В отношении «РИР Энерго» в этом году проведено более 100 проверок, составлено 74 протокола об административном правонарушении, наложено штрафов более чем на 4 млн рублей. Потребителям в связи с некачественным предоставлением коммунальной услуги по горячей воде возвращено 22,8 млн рублей.
— Будут ли произведены перерасчёты за отопление владельцам квартир, которые временно остались без тепла по не зависящим от них причинам? Нужно ли собственникам подавать специальное заявление?
— Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, влечёт уменьшение размера платы за коммунальные услуги. Порядок установления факта регламентирован постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 07.03.2025) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Для перерасчёта размера платы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг. Документ подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома. В акте обязательно нужно указать чёткие сроки нарушения подачи тепла (период «с» и «по»), параметры нарушений. Потребитель вправе обратиться к исполнителю коммунальных услуг: предоставить заявление потребителя о перерасчёте платы за отопление и приложение — акт с нарушенными параметрами.
Границы ответственности
— Николай Владимирович, давайте проясним, есть ли чёткое разделение зон ответственности управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций в сфере предоставления услуги отопления? И за что отвечает собственник жилья?
— Ресурсоснабжающая организация несёт ответственность до точки соединения общедомового прибора учёта с теплосетью, входящей в МКД. Управляющая компания отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке. Ответственность жильцов начинается внутри их жилья: они отвечают за состояние отопительных приборов и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.
— Если дали отопление, а в квартире по-прежнему холодно, куда следует обращаться собственнику?
— При отсутствии отопления либо недостаточном отоплении необходимо обращаться в свою управляющую организацию или в Единую диспетчерскую службу Липецкой области. Они должны выполнить технические мероприятия, необходимые для включения или регулировки отопления.
— Каковы температурные нормативы в отопительный сезон?
— В соответствии с действующим законодательством нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18°C (в угловых комнатах — +20°C). При этом допустимое превышение нормативной температуры составляет не более 4°C. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (с 0:00 до 5:00 часов) — не более 3°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5:00 до 0:00 часов) ни в коем случае не допускается!
Холодно? Звоните!
Если управляющая организация бездействует, необходимо обратиться в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области. Телефон горячей линии: 22-13-16.
Вы можете направить обращение по почте или принести лично по адресу: 398001, г. Липецк, ул. Советская, д. 3.
Единая диспетчерская служба Липецкой области: 8-800-450-48-48.
Горячая линия АО «РИР Энерго»: 28-66-10.
Допустимые перерывы
Постановление правительства РФ от 06.05.2011 № 354 чётко регламентирует максимальное время отсутствия тепла в жилых квартирах:
- Не более 24 часов суммарно в течение 1 месяца.
- Не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры (18–20°С).
- Не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С.
- Не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва размер платы за отопление в расчётном периоде, когда произошло отключение, должен быть снижен на 0,15%.
Беседовала Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин