Чемоданное настроение

Чемоданное настроение

Где и как в 2025 году отдыхают липчане, интересно и бюджетно  мнение экспертов.

Центр изучения потребительского поведения (ЦИПП) Роскачества в ходе всероссийского опроса выяснил: россияне отдают явное предпочтение курортам и красотам Родины. Это 85% от общего числа опрошенных путешествующих. В свою очередь газета «Первый номер» решила узнать, а куда же этим летом устремились на отдых липчане, когда анапское побережье в мазуте, Крым штормит, мост «в пробке».

Чуткий путешественник

Для начала стоит объяснить чуткую «натуру» путешественника и, соответственно, туристической отрасли. Она, отрасль, казалось бы, относительно устойчива уже лет 20, но на самом деле реагирует на любые внешние факторы. Как в той сказке про курочку Рябу: мышка пробежала, хвостиком махнула, золотое яичко разбилось  все плачут. В нашем случае мышкой может стать кто угодно. Или что угодно.

Та же летучая «родственница» из Китая, как в 2020 году, или мазутная катастрофа 2024-го. Тем паче влияют геополитика, любое экономическое или политическое движение «в воздухе».

Потому руководители турфирм сразу отказались предсказывать или прогнозировать ситуацию в отрасли, но поделились своими наблюдениями.

Ориентация  Восток

 Мы Европу даже не рассматриваем,  делится руководитель 48onTour Владимир Зеновкин.  Не хочется связываться. Цены запредельные и для нашего потребителя практические недоступные.

 У нас практически никто в этом году не запрашивает туристические поездки в Европу, скажем, в Черногорию, Германию или Францию. Есть запросы на краткосрочные визы. И только,  комментирует ситуацию управляющий PRO.TRAVEL г. Липецк Рафаэль Месропян.  При этом среди зарубежных сохраняют популярность традиционные для липчан направления: Египет, Турция, Арабские Эмираты, Катар. Спрашивают азиатские страны.

 Восточные направления популярны,  подтвердила директор ТФ «Магазин путешествий» Светлана Бычкова.  Таиланд, Китай. В этом году все ждали открытия новых направлений, новых прямых рейсов. И они есть, например, в тот же Вьетнам.

Московские эксперты согласились бы с липецкими коллегами. Отраслевые СМИ сообщают, что этим летом немногие туристы могут позволить себе поездки в европейские страны. Доля таких путешественников составляет около 5% от всего выездного турпотока из России.

Широка страна моя

В то же время всегда существует компенсаторный момент. А проще говоря, нет для русского человека худа без добра. В июне «Российская газета» писала: «Туроператоры фиксируют на лето 2025 года увеличение объёма продаж путёвок по стране в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом.

Естественный прирост продаж по внутренним направлениям составит 14%». Что подтверждают и липецкие специалисты. И этот прирост стабилен, наверное, последние лет семь. Наконец мы начали изучать собственную страну не только по учебникам географии и истории в школе, но и вживую. Начали понимать, как «широка страна моя родная» и глубока её красота.

 Липчане охотно изучают маршруты родного края,  рассказывает Светлана Бычкова.  Мы в свою очередь предлагаем достаточно большое количество однодневных туров: берём нашу область и соседние регионы. Если говорить про многодневные туры, то липчане с удовольствием едут и в Калининград, и на Дальний Восток, кому позволяет бюджет. Мы же стараемся формировать самые разные маршруты и программы. Есть даже предложения для липчан на пару часов, например короткий театральный мини-круиз по реке Воронеж.

Родное Черноземье

 Мы занимаемся экономсегментом, преимущественно автобусными турами. Из них 50% по Черноземью. В данный момент сделали акцент на турах выходного дня, то есть это однодневки, максимум двухдневки,  рассказывает руководитель компании «Вояж48» Юлия Боголепова.  И мы видим, что с каждым сезоном липчан, кому интересны Черноземье, родные края, всё больше. У нас есть семейная программа «Московские каникулы». Липчане посещают Красную площадь, Александровский сад, ВДНХ, столичный зоопарк. Маршрут выстроен так, чтобы каждый член семьи увёз с собой сильные впечатления. Советую съездить в парк «Патриот» в Кубинке. Настолько аккуратно, правильно, настолько интеллигентно, чётко и чутко создано пространство музеев. Пробирают эмоции так, что до слёз. Плачут даже мужчины.

Если же времени в обрез, можно выбраться в ближайшие Усмань или Лебедянь. Сегодня практически каждая туристическая фирма Липецка способна предложить удивляющую, вдохновляющую и влюбляющую в место посещения программу выходного дня.

От события к фестивалю

Всё больше популярен у липчан событийный туризм. В России проходят впечатляющие фестивали самого разного тематического наполнения. На территории нашей области чуть ли не каждую неделю организовываются подобные события. И липчане с удовольствием едут на такие фестивали и в соседние регионы, и в ближайшие точки: в Скорняково, на Раненбургское застолье в Чаплыгин или на фестивали в Елец.

Другая тенденция туристической отрасли последних лет, рассказала «ПН» Юлия Боголепова,  развитие дог-френдли экскурсии. По-русски говоря, вас с собачкой пустят в музей, мастерскую, парк и даже в кафе. Разумеется, если питомец воспитанный и размером поменьше московской сторожевой.

И это сегодня важный момент для многих. Липчане путешествуют семьями, оставить домашнего любимца не с кем или не хочется в гостинице для животных. Люди берут собак, кошек с собой и крайне признательны тем хозяевам туристических точек, кто готов открыть двери не только посетителю, но и его пушистому другу.

 Я в Коломне на собственном опыте испытала в прошлом году, насколько это комфортно, когда тебя запросто везде пускают с твоей собакой. И при этом искренне рады. Никаких лишних вопросов никто не задавал. Всем могу посоветовать, кто хочет отдохнуть и при этом не расставаться со своим питомцем,  езжайте в Коломну,  делится эксперт.

Полюбить себя

По мнению специалистов, туристическая инфраструктура всё больше нацелена на человека.

 В регионах, в самых глубинках, «чудики», как таких любя называл Шукшин, стали создавать настоящие оазисы самобытной культуры. Далеко ехать не надо,  рассказывает Юлия Боголепова.  В Лебедяни, к примеру, Валерий Акимов, краевед и руководитель фонда поддержки Лебедянского культурного пространства, запустил мастер-классы, проводит дегустации. И у самих местных жителей проснулся интерес к собственной культуре!

Это кажется парадоксом, но любить себя, а уж тем паче грамотно позиционировать мы не особенно умеем. И только учимся любить свою малую и большую Родину.

Попробовать место на вкус

 Что же нужно липчанину-путешественнику: новые знания, красочные пейзажи или гастрономические впечатления?  обратились с таким вопросом к экспертам.

 Мы почти 15 лет работаем в сфере пассажирских перевозок,  рассказала директор транспортной компании «Липецкие рейсы» Татьяна Ракулова.  И наблюдаем такую динамику: всё больше липчан хотят получить от путешествий именно чувственные впечатления. Людям не так важна информация о месте, как погружение в культурное пространство и возможность попробовать что-то необычное на вкус.

 А я бы сказал, что липчане стали опытнее, искушённее, чем пару лет назад,  говорит Владимир Зеновкин.  Научились считать деньги, сравнивать варианты. В то же время выросло поколение, которое предпочитает шашлыку на даче выходные в Санкт-Петербурге или на Домбае. Липчане стали осознавать, что путешествие  это не просто впечатления, а лучший способ перезагрузки. Гораздо лучший, чем кусок жареного мяса на шампуре. Опять же, в новом месте есть возможность попробовать нечто такое то же мясо, но приготовленное по потрясающему местному рецепту. И сегодня липчане охотно едут в гастрономические туры  попробовать место на вкус.

Спрос есть

Татьяна Ракулова с таким мнением готова поспорить:

 Да, среди липчан есть лёгкие на подъём. Но, если житель Подмосковья на выходные без проблем уезжает на 200, а то и 400 км от дома, то «среднестатистического» липчанина вытащить из квартиры и уговорить съездить в соседний город  непростая задача,  считает эксперт.

И всё-таки спрос на впечатления у липчан есть. По данным Липецкстата, в 2023 году в регионе работали 105 туристических фирм, в том числе один туроператор, 98 занимались только турагентской деятельностью, а шесть организаций совмещали турагентскую и туроператорскую деятельность.

Считаем деньги

Интересно, а сколько сегодня липчанин готов тратить средств на путешествие большое или малое?

 Есть люди, которые готовы потратить 50 тысяч рублей, а есть те, кто позволяет себе выделить на отдых 500 тысяч рублей,  рассказывает Светлана Бычкова.  Вторая категория традиционно, конечно же, меньше.

 Нужно учитывать инфляционный уровень. 100 тысяч рублей 10 лет назад и сегодня  это совершенно другие деньги,  говорит Владимир Зеновкин.  И сегодня есть те, кто готов потратить 100150 тысяч на отдых и съездить один раз в год, скажем, на 10 дней в Красную Поляну, а другие выберут недельный тур в Сочи за 37 тысяч рублей с проездом, проживанием и завтраками. И останутся очень довольны отдыхом (цены условные.  Прим. автора).

Как рассказал Рафаэль Месропян, четырёхзвёздочный отель в Турции в прошлом году можно было забронировать на 10 дней за 100120 тысяч рублей на двоих. В этом году двухместный номер стоит минимум 150 тысяч рублей на семь дней.

Зато, как рассказали наши эксперты, заметно упали цены в Анапе.

 Если в прошлом году двухместный номер в трехзвёздочном отеле стоил в среднем 5 0006 000 рублей в сутки, то в 2025-м такой же номер можно свободно снять за 3 500 рублей,  пояснил Владимир.

 В этом сезоне в Анапу мы никого не отправили, хотя знаю, что местные пляжи не пустуют. Как правило, туда сейчас приезжают самостоятельные путешественники, не пользующиеся услугами турфирм,  комментируют менеджеры «Магазина путешествий».

Пляжная тема

А вот Крым, как рассказывают эксперты, наоборот, набирает популярность у липчан, несмотря на нестабильную ситуацию в небе. Да и тем, кто едет самостоятельно, придётся идти на жертвы. Жертвовать временем отпуска. Как на днях сообщило РИА Новости, более 1 200 машин скопилось в пробке с обеих сторон Крымского моста.

Но Крым манит приятным климатом и ценовой политикой. В отличие от вчера ещё любимой липчанами Абхазии, где в этом году ценник вырос в два, а то и в три раза на проживание, питание и услуги. А выросло ли качество при этом? Алиса говорит: «По некоторым отзывам туристов, в 2025 году уровень сервиса в Абхазии всё ещё отстаёт от европейских стандартов». Верится без труда.

Так же легко сегодня верится в то, что российский, а в частности, липецкий турист всё больше будет любить национальные маршруты, количество которых с каждым годом только растёт. И сфера гостеприимства при этом, обогащаясь, станет ещё дружелюбнее и к собакам, и к людям.

Популярные направления 2025 года

Сочи и курорты Краснодарского края  24%
Москва  12%
Кавказские Минеральные Воды и Санкт-Петербург  11%

Текст: Елена Красилова
Фото из архива героев и «Первого номера»