«Квадра» не соглашается прописать в договоре параметры теплоносителя на вводе в дома.
Отопительный сезон начался в городе 14 октября. В течение первой недели тепло поэтапно дали практически во все многоэтажки города. Серьёзных аварий при пуске в этом году не было. Но сказать, что всё прошло гладко, тоже нельзя.
Живой организм
Спустя полторы недели, по состоянию на четверг, 24 октября, девять многоэтажек оставались без отопления из-за повреждений внешних тепловых сетей. Но, как заверил депутатов вице-мэр — председатель департамента ЖКХ Юрий Ходяков на комиссии в горсовете, специалисты «Квадры» работают. На момент выхода этого выпуска газеты «Первый номер» во всех липецких квартирах должно быть тепло.
— Около 45 домов у нас на регулировке. Там есть определённые проблемы, — продолжил доклад Юрий Ходяков. — Эта цифра «живая», она меняется, час от часа, день ото дня, то есть где-то настраиваются параметры, где-то отстают от нормы.
Дайте мне паспорт
Один из главных критериев оценки состояния сферы теплоснабжения — паспорт готовности города к предстоящему отопительному сезону. Липецк должен получить его до 15 ноября. Но перед этим аналогичный документ оформляют управляющие компании и ресурсоснабжающие организации.
УК прошли проверки, и паспорта готовности у них на руках. А вот теплоснабжающие компании получили от Ростехнадзора 224 замечания. Их необходимо устранить до 31 октября. Иначе паспорт готовности они не получат, а следовательно, и Липецк останется без него.
Да, на ход отопительного сезона этот документ никак не повлияет, никто отключать тепло в городе не будет. Однако отсутствие паспорта готовности несёт определённые репутационные риски на только для Липецка, но и для региона в целом. Пока Ростехнадзор выдал паспорт готовности только Данковскому району.
Беспокойная «Квадра»
Свою оценку подготовки к отопительному сезону дал и руководитель Госжилинспекции по Липецкой области Сергей Музалевских. По его словам, специалисты ведомства проверили более 400 многоквартирных домов и выдали управляющим компаниям 604 предостережения для устранения.
— Но особую озабоченность у нас вызывает деятельность филиала АО «Квадра» — «Липецкая генерация», — пояснил Сергей Музалевских. — С 1 мая по 23 октября на компанию только в ГЖИ поступило 1 720 обращений. Мы проверяли «Квадру» 72 раза и выявили 63 нарушения. По ним составлено уже 54 протокола об административных правонарушениях, из них 46 рассмотрено, выписаны штрафы на общую сумму 1,24 млн рублей. Кроме этого, «Квадра» должна сделать перерасчёт собственникам жилья 1 239 многоквартирных домов на общую сумму 27,918 млн рублей.
Денег нет, но вы держитесь
С такой неудовлетворительной оценкой работы компании в корне был не согласен директор производственного подразделения «Липецкие тепловые сети» филиала АО «Квадра» — «Липецкая генерация» Виталий Маклаков. По его мнению, всё не так уж и плохо:
— В этом году были масштабные ремонты, и люди оставались без воды больше положенного срока. Это обусловлено значительным износом сетей. Чтобы подготовиться к зиме, старались менять более протяжённые участки. Компания сверх тарифа выделила 454 млн рублей. На эти средства дополнительно было заменено почти 4 км сетей большого диаметра. Поэтому работы по срокам немного растянулись. Да, некоторые дома пока без отопления, но до конца недели (до 27 октября. — Прим. ред.) все они будут с теплом. Это точно. Дальше совместно с управляющими компаниями будем заниматься регулировкой.
При этом представитель «Квадры» тут же отметил, что тарифы, которые заложены на ремонт и техперевооружение сетей, явно недостаточны. Компания может выделить средства дополнительно, но постоянно этого делать не будет. Конечно, московское руководство стучится во все инстанции, чтобы войти в какую-либо федеральную программу или получить кредиты под низкий процент, чтобы больше инвестировать. Но и депутатам не мешало бы как-нибудь посодействовать в этом. Например, обратиться в правительство региона.
Зимние траты, или деньги тоже греют
Суммы, которые компании направили на подготовку к отопительному сезону 2024–2025 годов:
1 млрд рублей — филиал АО «Квадра» — «Липецкая генерация»
221,6 млн рублей — управляющие компании
89,7 млн рублей — МБУ «Управление благоустройства»
77,7 млн рублей — ООО «РВК-Липецк»
74,7 млн рублей — объекты соцсферы
33,3 млн рублей — ПАО «Россети Центр» — Липецкэнерго»
26 млн рублей — МУП «Липецктеплосеть»
В ручном режиме
Этот ответ вызвал шквал вопросов от депутатов. Многие отметили, что жители их округов часто жалуются на отсутствие горячей воды и тепла. Решать эти проблемы избирателей парламентариям приходится в ручном режиме, потому что управляющие компании и теплоснабжающие организации часто перекладывают ответственность друг на друга.
— У жителей в доме нет тепла. Они пишут письмо в ресурсоснабжающую организацию, а там им говорят: «Все вопросы задавайте управляющей компании. У нас на сетях всё хорошо». Жители после этого идут к депутатам, в управляющую компанию и говорят, что это мы негодяи.
— В моём округе из 74 многоквартирных домов 10 сообщают мне о том, что у них проблемы с отоплением. В двух из них нет горячей воды, — рассказала депутат по избирательному округу № 15 Екатерина Пинаева. — И эти дома не значатся в списках, где нет тепла.
Согласно постановлению
Виталий Маклаков быстро и резко отреагировал на замечания парламентариев. Он сообщил, что регулировка тепловых сетей по??? постановлению идёт до 12 ноября. Как показывает опыт, невозможно за одну неделю дать ресурс одномоментно на все дома.
— Вот пусть коллеги из «Квадры», когда поднимают трубку, говорят, что на сегодняшний момент происходит регулировка, давайте подождём, — вступил в разговор председатель областной Ассоциации «Объединённых коммунальных компаний» Алексей Клюев. — В связи с тем что собственник получает неверную информацию по телефону, начинается тот самый знаменитый футбол. Это касается и ЕДС. Если там видят, что сотрудники УК подтверждают отсутствие параметров, пусть передают в «Квадру», а не футболят заявки.
Есть контакт
Депутат по избирательному округу № 21 Андрей Захаров поинтересовался, насколько быстро руководители управляющих компаний могут связаться с ресурсоснабжающими организациями, чтобы совместно и оперативно решать вопросы коммунальных аварий.
— Мы постоянно на связи с управляющими компаниями и «Квадрой», — пояснил Сергей Ходяков. — Если что-то случается, в телефонном режиме всё отрабатываем. В случае какого-то недопонимания начинаем стыковать управляющую и ресурсоснабжающую компании. Да, недопонимания были, есть и будут. Регулируем в ручном режиме.
— С представителями ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний связываемся практически ежедневно для ведения оперативных переговоров и скорейшего решения проблем, — ответил председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих (обслуживающих) организаций ЖКХ Юрий Шкляров. — Коллеги всегда на связи и берут трубки.
Мы за вас рады
— Я рад за представителей Ассоциации управляющих компаний, что у них есть телефон руководства «Квадры», что они могут в любой момент позвонить и пожаловаться на свои проблемы, — высказал своё мнение депутат Игорь Подзоров. — К сожалению, у моих избирателей есть телефоны только депутата и двух аварийных служб, в которые они безрезультатно пытаются дозвониться. А депутат на связи практически всегда. После этого он начинает бегать и сводить одну голову к другой, работает посредником между департаментом ЖКХ, «Квадрой» и другими заинтересованными лицами. Чтобы обеспечить элементарный комфорт жителей, чтобы у них в квартирах появились тепло и вода.
— Я не хочу звонить руководителям ресурсоснабжающих организаций, департамента ЖКХ и другим. Я не кол-центр, чтобы решать все вопросы в авральном режиме, — добавил депутат по избирательному округу № 22 Кирилл Ерихов. — Я хочу, чтобы была какая-то система. Давайте её выработаем.
Представитель «Квадры» тут же предложил свой вариант взаимодействия:
— Если житель считает, что параметры у него в квартире недостаточные, он должен сначала обратиться в управляющую компанию. А УК уже будет работать с ресурсоснабжающей организацией. Мы выезжаем и определяемся. Ситуации бывают неоднозначные. Не всегда виноваты мы.
Ваши параметры
Как снять с повестки дня вопрос о выяснении отношений между УК и ресурсоснабжающими организациями, знают в жилищной инспекции. Они ещё два года назад предлагали «Квадре» в дополнительном приложении к договору прописать параметры, которые компания должна поставить до ввода в дом.
— Смотрим показатели: если на вводе есть соответствующие параметры, значит, проблема внутри дома и её решает управляющая компания, — пояснил Сергей Музалевских. — Если их нет, то проблема в теплосетевой организации. Но «Квадра» от такого предложения отказывается.
Первоочередная задача
Раскопки — неотъемлемая часть в процессе подготовки города к зиме, так как инженерные сети практически все спрятаны под землёй. Коммунальщики разрывают огромные котлованы, но не всегда вовремя их закрывают.
— Виталий Алексеевич, планируется ли как-то качественно изменить подход к завершению благоустройства раскопов? — спросил первый вице-спикер горсовета Борис Понаморёв.
— В этом году у нас очень большой объём работ. И если раньше нам удавалось устранить повреждения, раскопав кусок трубы длиной два метра, сейчас по 30–40 метров копаем, — ответил Виталий Маклаков. — Я понимаю неудобства жителей. Но у нас нет свободных людей. В основном это одни и те же сотрудники, которые занимаются и ремонтом, и земляными работами. Для нас сейчас первоочередная задача, чтобы жители были с теплом, потом зайдём на благоустройство.
— Благоустройство раскопов в ноябре ни к чему хорошему не приводит, — пояснил Игорь Подзоров. — Весной это всё провалится, асфальт превратится неизвестно во что, а ямы, которые вы засыпали, будут похожи на могилки. У меня предложение: почему бы нам в паспорт готовности города к зиме не включить состояние этих самых раскопок?
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»