«Лоскутные» уроки Ольги Мазуровой

«Лоскутные» уроки Ольги Мазуровой

Липецкий педагог стала призёром конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы-2024».

Это не первая награда в её копилке. Были победы на муниципальных этапах «Учителя года» в Липецке. Профессиональные успехи в городе Сосновый Бор Ленинградской области, где Ольга Мазурова прожила шесть лет и где в 2020-м была признана лучшим учителем региона. И вот новый успех: в финале всероссийского профессионального конкурса в Казани она заняла третье место. Уже представляя наш регион.

Через тернии

На пути «к России» нужно было сначала пройти областной этап. Показать наработки своей «Методической мастерской», презентовать урок. Ольга Мазурова с задачей справилась и поехала покорять Казань, где собрались участники из 79 российских регионов.

Сначала всё тот же урок, который для финала пришлось переделывать около пяти раз. За ним «авторский» классный час. Кроме того, конкурсанты демонстрировали профессиональные навыки на мастер-классе. Ольга Мазурова взяла за основу методический приём коллеги из Санкт-Петербурга Евгения Ильина, автора «закона трёх О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Он никогда не объяснял ученикам, что хотел сказать автор. В основе метода Ильина  личные открытия детей на уроке литературы.

Прочитать эмоцию

 Такой подход учит читать по-другому,  делится Ольга Александровна.  Обращать внимание на порой совсем не заметные детали, чтобы найти новые смыслы в произведении. В поисках помогут цвета или оттенки света, который автор использует в тексте. Смена эмоций героя: от радости до тревоги, от страха до смелости. Нужно только предложить ученикам конкретный отрывок.

Память в мелочах

На конкурсном уроке особое внимание педагог уделила русскому быту и культуре на примере рассказа липецкой писательницы Анны Харлановой «Лоскутки». Именно они стали основой «Ильинской» «методы», позволяющей лучше понять и текст, и подтекст. Обычная история о забытой детьми старушке, доживающей свой век в маленьком деревенском доме, благодаря «вороху цветных лоскутков» обретает тот самый новый смысл. Бабушка подарила главное героине (тогда  маленькой девочке), живущей по соседству, не просто шёлковые кусочки ткани. Она подарила ей воспоминания, научила быть благодарной. А себя  обессмертила.

Планка ответственности

По итогам двух туров жюри оценило и творческий подход учителя из Липецка, и глубину работы над выбранным произведением.

 Войти в тройку призёров  знаковое событие для меня,  делится Ольга Александровна.  Знаете, я рада не только потому, что стала одной из лучших. Я смогла достойно представить Липецкую область, оправдать доверие. Любая победа в моём понимании  это прежде всего ответственность. Ты чётко понимаешь: теперь нельзя снижать планку.

Диалог на равных

Она верит, что школа должна для каждого ребёнка создать особое «послесловие»  «атмосферу возвращения». Стать местом куда выпускникам хотелось бы приходить снова и снова.

Ольге Александровне в своё время повезло. Учёба в липецкой школе  2, общение с классным руководителем Валентиной Коротеевой и учителем-словесником Ниной Ерёминой во многом повлияли на выбор профессии.

При работе с детьми Ольга Мазурова ценит эмоцию в разговоре между педагогом и учеником. Она категорически не согласна с теми, кто считает беседу на уроках словесности пустой болтовнёй. По мнению учителя, только эмоциональный, противоречивый диалог запоминается детям. И даёт результат.

Я к вам пишу

 Современному учителю нельзя быть консервативным,  уверена Ольга Александровна.  Наивно думать, что институтские конспекты двадцатилетней давности будут актуальны от первой до последней строчки. Сегодня важно учитывать мнение учеников, в том числе при разборе любого учебного текста. Взять хотя бы «Евгения Онегина». «Может, Татьяне стоило бы его простить?» или «Зачем она писала письмо с признанием в любви?» такие вопросы по-прежнему волнуют школьников. Но в поисках истины стараемся опираться не только на хрестоматийные ответы, но и на жизненный (пусть пока небольшой) опыт самих детей.

Честность

 Помню, мы изучали роман Лермонтова «Герой нашего времени»,  продолжает моя собеседница.  После урока одна из учениц подошла с вопросом: «Скажите честно, вы бы сами влюбились в Печорина?».

Ответила честно: не влюбилась бы. Мне абсолютно не близок его взгляд на жизнь. Я точно знаю, что есть искренняя дружба. Настоящая, безусловная любовь. И очень сочувствую людям, которые в своей жизни (возможно, пока) её не испытали.

Лучшее время? Сейчас!

Она уверена, что её конкурсная история не окончена. Расти профессионально для Ольги Мазуровой давно вошло в привычку.
 Многие спрашивают, зачем мне это нужно,  делится Ольга Александровна.  Пожалуй, кто задаёт этот вопрос, сам никогда не оказывался по ту сторону урока. Не смог посмотреть на себя со стороны, учесть ошибки и похвалить за то, чему научился. Не нужно ждать лучшего времени, оно рядом  для новых открытий, проектов, идей. Я лично готова развиваться в профессии, искать новые точки роста.

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин