В регионе работает единая цифровая платформа «Патронаж» для решения самых разных социальных задач.
Проект был запущен осенью 2022 года и изначально внедрялся как инструмент для урегулирования вопросов и жизненных ситуаций семей участников СВО. В настоящее время участники проекта — многодетные семьи и люди «серебряного» возраста, будущие мамы, врачи и учителя, выпускники ссузов и вузов. Категории участников постоянно расширяются.
Поддержка СВОих
Система индивидуального и в то же время оперативного взаимодействия с пользователями разработана московским институтом демографической политики имени Менделеева. Цифровая платформа «Патронаж» позволяет участникам чат-бота в режиме 24/7 получать от социальных кураторов важные сообщения для решения конкретного вопроса. Важный момент: за пользователем системы закрепляется индивидуальный социальный куратор.
При этом сама система производит массовые рассылки — адресные, по группам или категориям. К примеру, семьям с дошкольниками придёт сообщение, как получить компенсацию за детский сад, а пожилому человеку — как оформить социальное обслуживание.
Если пользователю «Патронажа» требуются уточнения, достаточно в чате нажать на «красную кнопку». Социальный куратор даст обратную связь: позвонит и обязательно поможет.
Жизненные решения
— По стандарту мы должны выходить на связь с участником платформы в течение одного рабочего дня, — объясняет куратор системы «Патронаж» ЦСН управления соцполитики Липецкой области Анна Антонова. — Но девочки успевают работать оперативнее. Мы постоянно получаем благодарные отклики от адресатов.
Обычный срок решения проблемы — до семи рабочих дней. Но в жизни нередко случаются нестандартные ситуации. К примеру, жена бойца рожала третьего ребёнка, оставить старших было не с кем. Кураторы «Патронажа» подключили кризисный центр, детей окружили вниманием и заботой.
— Мы помогаем людям решать самые разные житейские вопросы, — подчёркивает Анна Антонова. — Вот был случай в прошлом году. К нам обратилась женщина, мама бойца: на её автомобиле нужно было заменить сезонную резину. Мы сделали массовую рассылку с запросом, кому из членов семей участников СВО требуется такая же услуга. О помощи попросили сразу два десятка женщин. Уже через несколько дней в шиномонтаже их автомобили «переобули» бесплатно.
— Во всём помогают, — признаётся подопечная куратора Анджелы Мартыновой Екатерина. — Кран потёк — прислали мастера. Кроватка детская сломалась — починили. Мы общаемся с жёнами коллег моего мужа, они из других регионов — так они не верят, что у нас всё так здорово и быстро работает.
Запросов больше, жалоб меньше
57 тысяч жителей области подключены к системе «Патронаж»
Более 47 тысяч запросов обработаны за время действия платформы
98% запросов липчан удовлетворены
Внимание многодетным
Летом прошлого года к сервису подключили семьи, где воспитывают больше двух детей. Сейчас в области таких 17 500 семей, из них 16 500 — уже в системе «Патронаж».
— 60% запросов от многодетных семей касаются мер соцподдержки, 20% — по образованию, ещё 20% по медицине, — рассказывает Анна Антонова. — В чат мы отправляем всю важную для них информацию. Опять же, нередко решаем частные ситуации. Вот, к примеру, ребёнок поступил в московский вуз, а с общежитием проблема. Передали запрос в управление образования, семье помогли.
«Серебряное» спасибо
С прошлого лета к платформе подключились 13 000 пенсионеров. С помощью «Патронажа» они узнают о мероприятиях, в которых могут принять участие.
— Липчане очень активные, — рассказывает специалист по социальной работе Екатерина Максимова. — Спорт, творчество, кулинария — им интересно всё. Кто-то любит рисовать, кто-то хочет играть в шашки. Этим летом для людей «серебряного» возраста организовывали экскурсии в особую экономическую зону, в зоопарк, прогулки на каяках.
Система работает просто и гениально: пришла рассылка через «Патронаж» — нажал кнопку «Хочу участвовать». Или, если нужны уточнения, пользователь запрашивает «Связь с куратором». Звоним, объясняем.
— Программа удобная, понятная, — делится впечатлениями 73-летний Олег Талызин. — Мы с женой выбрали для себя йогу, цигун, скандинавскую ходьбу. Но мы и сами хотим пользу приносить: в библиотеке на улице Липовской плетём маскировочные сети и вяжем нашлемники для бойцов СВО. Очень благодарны нашим кураторам: девочки внимательные и заботливые, они нам как родные.
Поэтому и участников цифровой платформы становится всё больше.
Помощь учителям
Чат-бот «Патронаж» установлен в телефонах уже 7 000 липецких педагогов. Узнать про надбавки и меры поддержки, оформить льготы, рассчитать стаж для пенсии — при помощи цифровой платформы всё это происходит быстро и эффективно.
С ноября 2023 года от учителей поступило 800 запросов, индивидуальные кураторы помогли все их выполнить. С сентября этого года в программу включат воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Кадровый ответ
«Патронаж» взял на себя заботу о трудоустройстве молодёжи. Через чат-бот выпускникам вузов и ссузов предлагают помощь в создании резюме и подготовке к собеседованию, поиске вакансий. Организуют экскурсии на предприятия, тренинги, встречи с талантологом, психологом, работодателями.
Выпускница Грязинского технического колледжа Мария Коробова с помощью системы «Патронаж» получила предложение стать секретарём на одном из местных предприятий. Профессия ей нравится, она быстро освоила программу 1 °C и работу с документацией.
— Я очень волновалась, но у меня всё получается, — поделилась Мария впечатлениями. — Работаю с удовольствием, мне приятно приносить пользу.
С мая этого года в системе «Патронаж. Кадры» зарегистрировалось более 8 000 выпускников. Большинство из них уже нашли работу.
Использование платформы в сочетании с другими факторами привело к сокращению срока назначения различных соцвыплат с 21 до 5 дней, а количество жалоб жителей региона снизилось до 2%.
Платформу расширим
Игорь Артамонов, губернатор Липецкой области:
— Электронный сервис «Патронаж» — пример применения цифровых решений в социальной сфере. Он получил признание в масштабах страны, перенимается другими регионами. А главное, помогает жителям — будущим мамам, участникам СВО и их семьям, пожилым, многодетным, студентам, учителям. До конца года хотим запустить платформу «Патронаж «Инклюзия 48» — люди с особенностями здоровья смогут быть на связи с соцкуратором 24/7 и проактивно получать поддержку.
Текст: Марина Карасик
Фото: пресс-служба управления социальной политики Липецкой области