Вагончик тронулся

Вагончик тронулся

В Липецке обкатывают новые трамвайные пути. 9 июня на рельсы выехал первый из 46-ти новых трамваев, которые прибыли в Липецк с Усть-Катавского завода. Современный красавец вагон прошёл по маршруту от депо МУП «Горэлектротранспорт» до остановки «Памятник танкистам».

В пробный рейс отправились сотрудники трамвайного депо, завода-производителя, представители компании «Мовиста Регионы», которая по концессии строит пути, сотрудники администрации города во главе с вице-мэром Николаем Дергуновым и журналисты. Тестовые испытания сети пройдут до 20 июня. Потом вагоны распахнут свои двери для пассажиров.

Без трамвая как без рук

По всему 9-километровому маршруту  по улице Полиграфической, проспекту 60 лет СССР, улицам Меркулова и Катукова  вагон с надписью «Обкатка» встречали то недоумённые (от трамваев в Липецке уже отвыкли), то восхищённые взгляды липчан. Огромные окна, современные обтекаемые формы производили впечатление  люди снимали транспортное средство на телефоны и махали ему вслед.
 Наконец-то в Липецке снова запускают трамвай, я очень рад,  сказал житель улицы Стаханова Алексей Анохин.  Я всю жизнь на нём ездил, и на Стан-2000, и на 6-ю доменную, и на рынок, и на Сокол. Хороший транспорт. Вижу, как профессионально сделали пути  поверхность абсолютно ровная. Я монтажником работал, знаю, о чём говорю. Стыков нет, значит, ход будет плавный. Уверен, трамвай снова станет пользоваться огромной популярностью. Без него мы были как без рук.

Камеры и мониторы

Вагон шёл без остановок. Профессионалы оценивали, как работают элементы контактной сети и как ведут себя механизмы. Журналисты разглядывали внутренний дизайн. Вагон просторный, тут удобные кресла, электронные табло, светодиодная подсветка салона, есть Wi-Fi и USB-зарядки.
 Впечатления отличные, трамваи самые современные,  поделился председатель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов.  Заметили, что в салоне несколько видеокамер? Камерами оборудовано и рабочее место водителя. Он держит под контролем все части вагона, даже крышу с пантографом, видит, что происходит на рельсах, что с контактным проводом.
 20 июня на линию выйдут все 46 вагонов?

 Нет, 3035. Остальные будут в резерве: чтобы вовремя проводить техобслуживание механизмов, обеспечивать непрерывность технологического цикла.
 Кто будет водить новые вагоны?

 Те же вагоновожатые, которые работали на старых трамваях. Они прошли переподготовку.
Кстати, если вдруг отключат электричество, трамвай может пройти до трёх километров на автономном ходу. Обещают, что гарантийный срок службы новых вагонов  30 лет.

Вице-мэр Николай Дергунов отправился в пробный рейс нового трамвая.

Обкатаем и заасфальтируем

До 20 июня трамваи будут с 15-минутным интервалом с утра до вечера ходить по новым путям. Это нужно, чтобы как следует уплотнить «подушку» под рельсами и окончательно отладить рабочие процессы. К «дате икс» должна быть готова и вся инфраструктура: платформы для пассажиров, переходы и переезды через пути.
1516 июня на два дня перекроют автомобильное движение на перекрёстке улицы Катукова и проспекта 60 лет СССР, 16-17-го  на перекрёстке Меркулова и Катукова.
 Эти участки нужно будет асфальтировать,  объяснил директор генерального подрядчика ООО «Стройсервис» Константин Кузнецов.  Сейчас мы их обкатаем трамваями, пути присядут, потом заасфальтируем. А все небольшие проезды и улицы будем перекрывать частично, таким образом, чтобы не останавливать движение. Когда по маршруту поедут пассажиры, приступим к демонтажу старых опор контактной сети и начнём благоустройство прилегающей территории.
Сдача участка путей от трамвайного депо до «Памятника танкистам»  только первый этап реконструкции. Константин Кузнецов заверил, что к концу года трамваи пойдут и ещё по одному обновлённому маршруту: от кольца 9-го микрорайона через Октябрьский мост до улицы Чехова на ЛТЗ.

Знаковое событие

Николай Дергунов напомнил: концессионное соглашение с компанией «Мовиста Регионы» заключили в конце 2022 года, стройку начали в апреле 2023-го.
 За год выполнили огромный объём работы,  подчеркнул вице-мэр В районе ЛТЗ пути уже смонтированы, всё готово на 99%. Очень важно до конца года запустить трамвайное движение на левый берег, это сильно разгрузит транспортную сеть.

 Как же трамваи будут ходить по Октябрьскому мосту? Его ведь признали аварийным,  спрашиваю Николая Николаевича.

 Решение найдено. Реконструкция второго мостового перехода уже анонсирована, сейчас коллеги из «Горэлектротранса» проверяют состояние существующих путей. На участке, который располагается на мосту, трамваи будут ходить по старым рельсам  их подремонтируют. Параллельно будем возводить новый мост, просторный, с четырьмя полосами движения для автомобилей и с новыми трамвайными путями. Пока его не построят, Октябрьский мост будет работать.

 Что вы чувствуете сейчас?

 На наших глазах задуманное стало реальностью. Было непросто, некоторые технические аспекты невозможно было предусмотреть заранее, концессионер, подрядчик и администрация города вместе решали все проблемы. Например, пришлось срочно менять питающий кабель. О том, что он не годится, мы узнали только в ходе работ. Так что чувствую высокую степень удовлетворения. Сегодняшнее событие для Липецка знаковое.

Евгения Уваркина, глава администрации города Липецка:

 Сегодня началась обкатка новых трамваев по обновлённым рельсам от депо до кольца 21 микрорайона. Как только все испытания завершатся, на них поедут пассажиры. С нетерпением жду этого момента! Трамваи оборудованы интеллектуальной системой контроля за состоянием водителя, климат-контролем, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты, и это не весь перечень предусмотренных высокотехнологичных решений. До конца 2025 года планируется реконструировать 40,8 км путей, построить 5,2 км новых линий и модернизировать депо. Темпы хорошие, работы должны завершиться в срок.

Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин