В Липецке обкатывают новые трамвайные пути. 9 июня на рельсы выехал первый из 46-ти новых трамваев, которые прибыли в Липецк с Усть-Катавского завода. Современный красавец вагон прошёл по маршруту от депо МУП «Горэлектротранспорт» до остановки «Памятник танкистам».
В пробный рейс отправились сотрудники трамвайного депо, завода-производителя, представители компании «Мовиста Регионы», которая по концессии строит пути, сотрудники администрации города во главе с вице-мэром Николаем Дергуновым и журналисты. Тестовые испытания сети пройдут до 20 июня. Потом вагоны распахнут свои двери для пассажиров.
Без трамвая как без рук
По всему 9-километровому маршруту — по улице Полиграфической, проспекту 60 лет СССР, улицам Меркулова и Катукова — вагон с надписью «Обкатка» встречали то недоумённые (от трамваев в Липецке уже отвыкли), то восхищённые взгляды липчан. Огромные окна, современные обтекаемые формы производили впечатление — люди снимали транспортное средство на телефоны и махали ему вслед.
— Наконец-то в Липецке снова запускают трамвай, я очень рад, — сказал житель улицы Стаханова Алексей Анохин. — Я всю жизнь на нём ездил, и на Стан-2000, и на 6-ю доменную, и на рынок, и на Сокол. Хороший транспорт. Вижу, как профессионально сделали пути — поверхность абсолютно ровная. Я монтажником работал, знаю, о чём говорю. Стыков нет, значит, ход будет плавный. Уверен, трамвай снова станет пользоваться огромной популярностью. Без него мы были как без рук.
Камеры и мониторы
Вагон шёл без остановок. Профессионалы оценивали, как работают элементы контактной сети и как ведут себя механизмы. Журналисты разглядывали внутренний дизайн. Вагон просторный, тут удобные кресла, электронные табло, светодиодная подсветка салона, есть Wi-Fi и USB-зарядки.
— Впечатления отличные, трамваи самые современные, — поделился председатель департамента транспорта мэрии Евгений Чекрыжов. — Заметили, что в салоне несколько видеокамер? Камерами оборудовано и рабочее место водителя. Он держит под контролем все части вагона, даже крышу с пантографом, видит, что происходит на рельсах, что с контактным проводом.
— 20 июня на линию выйдут все 46 вагонов?
— Нет, 30–35. Остальные будут в резерве: чтобы вовремя проводить техобслуживание механизмов, обеспечивать непрерывность технологического цикла.
— Кто будет водить новые вагоны?
— Те же вагоновожатые, которые работали на старых трамваях. Они прошли переподготовку.
Кстати, если вдруг отключат электричество, трамвай может пройти до трёх километров на автономном ходу. Обещают, что гарантийный срок службы новых вагонов — 30 лет.
Обкатаем и заасфальтируем
До 20 июня трамваи будут с 15-минутным интервалом с утра до вечера ходить по новым путям. Это нужно, чтобы как следует уплотнить «подушку» под рельсами и окончательно отладить рабочие процессы. К «дате икс» должна быть готова и вся инфраструктура: платформы для пассажиров, переходы и переезды через пути.
15—16 июня на два дня перекроют автомобильное движение на перекрёстке улицы Катукова и проспекта 60 лет СССР, 16-17-го — на перекрёстке Меркулова и Катукова.
— Эти участки нужно будет асфальтировать, — объяснил директор генерального подрядчика ООО «Стройсервис» Константин Кузнецов. — Сейчас мы их обкатаем трамваями, пути присядут, потом заасфальтируем. А все небольшие проезды и улицы будем перекрывать частично, таким образом, чтобы не останавливать движение. Когда по маршруту поедут пассажиры, приступим к демонтажу старых опор контактной сети и начнём благоустройство прилегающей территории.
Сдача участка путей от трамвайного депо до «Памятника танкистам» — только первый этап реконструкции. Константин Кузнецов заверил, что к концу года трамваи пойдут и ещё по одному обновлённому маршруту: от кольца 9-го микрорайона через Октябрьский мост до улицы Чехова на ЛТЗ.
Знаковое событие
Николай Дергунов напомнил: концессионное соглашение с компанией «Мовиста Регионы» заключили в конце 2022 года, стройку начали в апреле 2023-го.
— За год выполнили огромный объём работы, — подчеркнул вице-мэр. — В районе ЛТЗ пути уже смонтированы, всё готово на 99%. Очень важно до конца года запустить трамвайное движение на левый берег, это сильно разгрузит транспортную сеть.
— Как же трамваи будут ходить по Октябрьскому мосту? Его ведь признали аварийным, — спрашиваю Николая Николаевича.
— Решение найдено. Реконструкция второго мостового перехода уже анонсирована, сейчас коллеги из «Горэлектротранса» проверяют состояние существующих путей. На участке, который располагается на мосту, трамваи будут ходить по старым рельсам — их подремонтируют. Параллельно будем возводить новый мост, просторный, с четырьмя полосами движения для автомобилей и с новыми трамвайными путями. Пока его не построят, Октябрьский мост будет работать.
— Что вы чувствуете сейчас?
— На наших глазах задуманное стало реальностью. Было непросто, некоторые технические аспекты невозможно было предусмотреть заранее, концессионер, подрядчик и администрация города вместе решали все проблемы. Например, пришлось срочно менять питающий кабель. О том, что он не годится, мы узнали только в ходе работ. Так что чувствую высокую степень удовлетворения. Сегодняшнее событие для Липецка знаковое.
Евгения Уваркина, глава администрации города Липецка:
— Сегодня началась обкатка новых трамваев по обновлённым рельсам от депо до кольца 21 микрорайона. Как только все испытания завершатся, на них поедут пассажиры. С нетерпением жду этого момента! Трамваи оборудованы интеллектуальной системой контроля за состоянием водителя, климат-контролем, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты, и это не весь перечень предусмотренных высокотехнологичных решений. До конца 2025 года планируется реконструировать 40,8 км путей, построить 5,2 км новых линий и модернизировать депо. Темпы хорошие, работы должны завершиться в срок.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин