«Авторский надзор» за капитальным ремонтом школ № 33 и 46 взяли на себя учащиеся и их родители.
Второй год в Липецке работает региональный проект «Модернизация школьных систем образования». Его миссия — повышение качества капремонта за счёт вовлечения учащихся, родителей, педагогов, будущих архитекторов и дизайнеров в подготовку эскизов.
Административный контроль
Полным ходом идут демонтажные работы в двух школах города. Мэр Липецка Евгения Уваркина посетила строительные площадки, чтобы оценить качество выполненных работ, пообщаться с подрядчиками, директорами образовательных организаций и, главное, с инициативными группами, в составе которых ученики и их родители.
В здание школы № 33, которая располагается в 24 микрорайоне, строители зашли недавно, 26 марта. К настоящему моменту уже успели выполнить демонтажные работы на 60%.
Раньше срока
— По контракту мы должны сдать объект в эксплуатацию до 15 декабря этого года, — отчитывается мэру директор «ЖБИ-Капстрой» Юрий Лопатин. — Конечно, постараемся раньше. При этом нам важно не нарушать технологические процессы, которые присутствуют в строительстве, чтобы ремонт получился качественным, а здание служило ребятам и педагогам долгие годы.
У городских властей нет оснований не доверять исполнителю. Он уже проверен в деле. В прошлом году «ЖБИ-Капстрой» успешно справился с ремонтом двух липецких детских садов. Причём сдал их гораздо раньше установленного срока.
Мозговой штурм
Строители ответственно подходят и к выполнению задания, и к пожеланиям главных заказчиков — учащихся и педагогов.
— Мы создали инициативную группу, — рассказывает директор школы № 33 Любовь Давыдова. — Открыли чат, где аккумулируем самые разные идеи, какой мы хотим увидеть нашу школу после ремонта. И дети, и родители, и педагоги устраивают настоящий мозговой штурм. Предложения мы обсуждаем с проектировщиками, строителями, и сейчас создаётся дизайн-проект с учётом наших пожеланий. Это непростой, но очень интересный процесс.
Школьный авторский надзор
— Мне лично было очень приятно узнать, что к нашему мнению прислушиваются, — говорит ученица 11 класса Ирина Кобзева. — Мне уже не удастся поучиться в обновлённой школе, но всё равно хотелось бы, чтобы другие ребята находились в комфортной обстановке. Зданию больше 30 лет. Оно морально и физически устарело. Мы видим, как меняются другие школы, и нам тоже хочется перемен. Например, интерактивных пространств, где можно на перемене отдохнуть на удобных пуфиках, поиграть в развивающие игры. Хочется современный красивый и яркий зал. Но чтобы при этом школа всё-таки оставалась школой, ведь это не место для развлечений. Окружающая обстановка должна помогать учиться, а не отвлекать.
Сохранить важное
— Нам важно, чтобы в образовательном пространстве сохранились наши патриотические традиции, — добавляет Любовь Давыдова. — Школа носит имя героя Великой Отечественной войны Павла Николаевича Шубина. У нас был музей боевой славы. Сформирован школьный отряд «Юнармия», клуб «Допризывник». А значит, нам важно, чтобы после ремонта вместо прежних появились обновлённые кабинеты или зоны с тем же тематическим содержанием. Приятно, что и строители, и архитекторы идут нам навстречу, учитывают наши пожелания.
Дополнительная помощь
И даже больше. На школьной территории есть стадион, большая спортивная площадка. Но их состояние оставляет желать лучшего. При этом, как отмечают строители, она очень востребована.
— С утра и до вечера здесь проводит время местная детвора различного возраста, — говорит Юрий Лопатин. — Нам придётся сделать ограждение по периметру школы, не затрагивая спортивной площадки, чтобы не ограничивать ребят.
Евгения Уваркина подчеркнула, что и эту территорию необходимо внести в проект. Тем более что губернатор Игорь Артамонов дополнительно выделил на капитальный ремонт двух школ 59 млн рублей. Средства позволят благоустроить спортивную площадку, построить современный комфортный стадион со специальным покрытием и необходимым оснащением.
— Я нисколько не сомневаюсь, что всё получится потрясающе, — подытоживает мама третьеклассника Евгения Яковлева. — Пока идёт ремонт, мой сын ходит в 69-ю. Она недалеко от нашей. Ребёнок прекрасно всё понимает, адекватно воспринимает ситуацию. Искренне рад, что скоро будет ходить в новую школу.
Яркие акценты
В 46-й перемен ждут не меньше и тоже надеются, что они произойдут раньше.
— Мы только первую неделю работаем в полную силу. Выполнили на данный момент 30% демонтажа в здании, — говорит представитель организации «Тепломонтажстрой» Вадим Межов. — По срокам должны закончить до 15 декабря. Но, думаю, к 1 сентября дети уже пойдут учиться в новую школу.
Чтобы выполнить амбициозную задачу, строители оптимизировали процессы: работы будут проводиться в двух корпусах одновременно. Кадровый ресурс компании позволяет справиться с большим объёмом и выполнить проект с высоким качеством и в соответствии с задумками авторов — школьников.
Здесь, так же как в 33-й, ученики, родители и педагоги решают, в каком здании они хотят учиться. Выбирают цветовое оформление фасада, наполнение пространств.
— Нам бы хотелось, чтобы школа получилась в светлых тонах с яркими акцентами, — говорит Михаил Савченко, ученик 8 класса, — чтобы появилось больше пространства в холле для отдыха. Мы надеемся уже в новом учебном году учиться в красивом современном здании.
— Так и будет, — подчёркивает директор образовательного учреждения Пётр Сай, — нам совместно с инициативной группой, проектировщиками удалось создать стильный образ здания и концептуально, кстати сказать, подчеркнуть соседство с современным физкультурно-оздоровительным комплексом. Мы максимально расширили полезное пространство школы, увеличили холл, где дети смогут отдыхать или играть на переменах.
Кратный рост
Глава города высоко оценила работу строителей.
— Темп, который мы видим, даёт все основания планировать открытие обеих школ ранее обозначенных сроков, — отметила Евгения Уваркина. — Я уверена, у нас всё получится в этом году. В следующем — 26 школ из 51 уже включены в федеральную программу модернизации.
От идеи до воплощения
Светлана Бедрова, председатель департамента образования администрации города Липецка:
— Федеральная программа «Модернизация школьных систем образования» кардинально меняет отношение учащихся, их родителей и педагогов к школе.
Создаваемые инициативные группы с большим энтузиазмом включаются в обсуждение дизайн-концепции. Подключаются к дискуссии и будущие дизайнеры. С нами работают студенты специализированных факультетов, вузов. Они тоже предлагают свои идеи, например, по выбору современных строительных материалов. На этапе визуализации концепта мы снова обсуждаем, что получилось, всё ли устраивает и взрослых, и детей. И только после утверждения проект отдаётся в работу. У нас в городе уже есть удачные примеры подобной совместной работы. Это школы № 54 и 63. Учащиеся получили комфортную и креативную образовательную среду. То, что сами заказывали.
Текст: Елена Красилова
Фото: Александра Пастушенко