Никаких оград, шлагбаумов терминалов

Никаких оград, шлагбаумов терминалов

1 мая в Липецке заработают платные парковки

Главная цель нововведения — снизить транспортный поток в центре города в надежде на то, что многие автолюбители пересядут с личного транспорта на общественный. О том, сколько будет платных парковок в городе, как их обустроят, и других нюансах «Первому номеру» рассказал заместитель председателя департамента дорожного хозяйства и благоустройства Павел Стежин.

— Павел Александрович, сколько платных парковок появится и где именно? — Всего — 107 парковок. Это порядка 830 мест. Запуск мы разделили на несколько этапов. Всего по проекту организации дорожного движения в Липецке предусмотрено 3 327 платных парковок. На первом этапе они будут работать на восьми улицах: Ленина, Плеханова, Интернациональной, Пролетарской, Желябова, Сапёрной, Угловой и Зегеля — и двух площадях: Плеханова и Ленина-Соборной. Они были выбраны не просто так. Сначала специалисты провели предпроектное обследование улично-дорожной сети в центральной части города, после чего мы заказали проект в специализированной организации. Она определила локации парковок в полном соответствии со всеми нормативными документами — ГОСТом и СНиПом. Это позволит значительно разгрузить центральные дороги города.

Площадка с синей краской

— Как парковки будут оборудованы? Я их ещё не видел и мысленно представляю себе огороженную площадку, какой-то шлагбаум, терминал и так далее. — Нет, не будет никаких оград, шлагбаумов и терминалов. Это площадка, разлинованная синей краской. Рядом с ней знак, указывающий, что на этой площадке разрешена платная стоянка, и камера, которая автоматически фиксирует регистрационный знак вашего автомобиля и время, когда вы приехали и уехали со стоянки. Это, в общем-то, и всё оборудование платной парковки — разметка, знак, камера. — Если я, предположим, не слежу за новостями, приехал в город, где-то поставил машину и понятия не имею, что попал на платную парковку… — Нет, вы сразу это поймёте. На каждой платной парковке уже стоят информационные щиты. Они в первую очередь сообщают, что вы въехали в зону платной парковки, дают исчерпывающую информацию о том, когда надо платить, когда не надо, сколько стоит час парковки, какой вам выпишут штраф, если вы не оплатите стоянку, а внизу перечислены способы оплаты.

34 рубля в час

— Сколько это будет стоить? — 34 рубля за час стоянки с 8 утра до 8 вечера, за исключением праздничных и выходных дней. То есть в выходные, в праздничные дни и ночью вы ставите свою машину на платную парковку и ничего за это не платите. Соответственно, вас за это и не оштрафуют. Кроме того, плата на такой парковке не взимается и за первые 15 минут стоянки. Есть у нас ещё парковочные зоны около социально значимых объектов. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, учреждения управления социальной защиты и пенсионный фонд. Там бесплатно можно стоять 90 минут. Если стоите больше, то платите за всё то время, которое набежит после того, как закончится 90-минутный лимит. И раз уж мы заговорили об оплате, добавлю, что у липецких водителей есть преимущества, которых нет у владельцев автомобилей в некоторых других регионах, где внедрили такую же систему платных парковок, как у нас.

Например, вы встали на парковку, постояли 15 минут, потом заплатили за час стоянки, а уехали с неё через полчаса. Так вот, те 17 рублей, которые вы переплатили, вернутся на ваш счёт. Или другой случай. Человек, допустим, закрутился и забыл заплатить. В других регионах он сразу попадает в чёрные списки, никакие оправдания от него не принимаются, и ему выписывают штраф. У нас водитель имеет возможность до конца текущих суток зайти в мобильное приложение «Горпарковки» или на портал липецкого парковочного пространства, вбить данные, где и когда от стоял, и оплатить парковку.

— Какие способы оплаты? — Их несколько. Первый — посредством мобильного приложения. Во всех городах, где мы изучали опыт внедрения платных парковок, это самый популярный вид оплаты. Второй — посредством SMS-сообщений. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что информация о том, где и как скачать приложение, отправлять эсэмэски, есть на портале parking48.ru и на информационных щитах самих парковок. Ещё можно завести личный кабинет на parking48 и вносить плату там. Наконец, это можно сделать через сервисы Сбербанка — через его терминалы, банкоматы, мобильное приложение и так далее. Каким способом оплачивать парковку, личное дело каждого. На мой взгляд, лучше всё же пользоваться специальным мобильным приложением — оно всегда под рукой и при оплате через приложение с вас не будут взимать комиссию.

Штрафы и видеонаблюдение

— Что будет с теми, кто постоял на платной парковке, уехал и не заплатил? — Камеры будут фиксировать нарушителей, а административные комиссии — штрафовать. Штраф — от 500 рублей.

— Читал, что камеры не всегда хорошо справляются со своей задачей. Их обманывают, например, закрывают чем-нибудь номер, и камера его не видит. Кое-где в помощь камерам даже держат пешие патрули.

— Мы сейчас тоже решаем этот вопрос. Номера закрывают, как вы понимаете, не на ходу и не дома. Приехал на парковку — закрыл, перед тем как уехать — открыл. Поэтому камеры у нас настроены на момент приезда автомобиля и на момент его отъезда с парковочного места. Камера фиксирует регистрационный номер машины ещё до того, как его закрыли, или после того, как водитель его открыл перед тем, как уехать.

Этот принцип мы переняли в Воронеже, там он хорошо работает. По примеру воронежских коллег мы также рассматриваем вопрос об ужесточении санкций против граждан, которые попытаются обмануть камеры.

— Кто может не платить за парковку? — Плата не будет взиматься с льготных категорий граждан. Все они перечислены на портале parking48. Это Герои Советского Союза и России, почётные граждане города Липецка и Липецкой области, участники Великой Отечественной войны, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и, конечно, участники СВО и члены их семей и так далее. У нас самое большое количество льготников, которые могут не оплачивать стоянку на платной парковке, среди соседних регионов, да и, наверное, среди всех регионов России. Вот, смотрите, в Питере в список тех, кто не будет платить на платных парковках, включили четыре категории льготников. Столько же в Рязани. В Белгороде — шесть, в Воронеже — семь, у нас — 17.

Резидентное разрешение

— Есть люди, проживающие рядом с парковкой, которая с 1 мая станет платной. Раньше они всегда оставляли на ней свою машину. Как им быть теперь? Ведь если они будут платить, как все, то это обойдётся им при самом грубом подсчёте тысяч в 16 в месяц.

— Да, есть люди, которые живут рядом с платными парковками, где раньше они ставили свои машины бесплатно. Для них предусмотрено так называемое резидентное разрешение. Человек платит за него 1 508 рублей в год, и его машина может стоять на платной парковке хоть круглые сутки. Хочу обратить внимание, что если человек живёт, например, на Зегеля, 11, и получает резидентное разрешение на парковку около этого дома, то он может бесплатно ставить свою машину только здесь и нигде больше. Если, предположим, все места на парковке около одиннадцатого дома заняты и он ставит машину на платную парковку у дома напротив, ему нужно будет за это заплатить 34 рубля в час — его резидентное соглашение там не действует. Вообще говоря, мы выдаём резидентное разрешение, но не гарантируем человеку, что по Зегеля, 11, или по какому-то другому адресу для него всегда будет свободное парковочное место. Поэтому мы советуем людям, чтобы они, прежде чем платить деньги, проанализировали, смогут ли они вообще ставить там свою машину, не получится ли так, что все места на парковке около их дома всегда будут заняты.

— Если на платные парковки будут ставить машины те люди, которые приезжают на работу, это может обойтись им примерно в 6 тысяч в месяц. Для многих это чувствительные расходы. Не получится ли так, что они просто начнут забивать своими машинами все соседние дворы?

— Мы предполагали, что они именно так и будут делать — начнут ставить свои машины во дворы, которые расположены вокруг зоны платных парковок. Но в конце прошлого года администрация города приняла постановление, которое разрешает, например, управляющим компаниям по просьбе жителей устанавливать шлагбаумы в любом дворе города. Для этого нужно только согласовать такое решение с городским департаментом развития территории. При этом организациям, которые установили шлагбаумы в зоне платных парковок, компенсируют 90% их стоимости. Думаю, что все дворы, которые столкнутся с экспансией чужаков, обзаведутся шлагбаумами, и того, что нас тревожило, не произойдёт. Здесь хочу ещё обратить особое внимание на то, что шлагбаум разрешат поставить и использовать только при том условии, что будет обеспечен беспрепятственный проезд во дворы специальной техники — пожарных машин, машин скорой помощи и так далее.

Положительный опыт

— Вы, я знаю, изучали опыт внедрения платных стоянок в других городах. Они добиваются тех целей, которые перед собой ставили?

— Мы изучили опыт всех близлежащих городов. Например, Воронеж и Белгород. В Воронеже на платных парковках порядка 6 тысяч мест. В Белгороде больше 3 тысяч. И мы видели, что благодаря этим парковкам разгружается центральная часть города, потому что люди действительно пересаживаются с личного транспорта на общественный. То есть главная задача платных парковок решается. То же самое в Москве. Там повсеместно платные парковки, за час, если мне не изменяет память, с водителей берут по 450 рублей, и, например, в центр города, чтобы погулять или походить по магазинам, там большинство людей на своём транспорте ездить перестало. Едут на автобусах или метро.

— Никто не возмущается? — Нет. Я не знаю таких случаев. Когда система начинает работать, все воспринимают это как что-то, что в порядке вещей. — Кому эти парковки принадлежат, на что пойдут деньги, которые на них будут собирать? — Парковки принадлежат администрации города. Полномочным юридическим лицом является подведомственное учреждение департамента дорожного хозяйства и благоустройства — управление главного смотрителя. Там сформировали отдел платных парковок. Этот отдел будет следить за техническим состоянием, заниматься их уборкой. Доходы от парковок мы будем направлять на развитие общественного транспорта, обустройство парковочного пространства, на его обслуживание и эксплуатацию и на благоустройство города. Это три приоритетных направления, куда пойдут доходы от платных парковок.

Беседовал Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин