Госжилинспекция выступила с инициативой ужесточить требование к управляющим компания
В Липецке работают 86 управляющих компаний. За их деятельностью строго следит Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) региона. Именно она выдаёт или продлевает компаниям лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
Хитрый ход
В прошлом году из 51 заявления о продлении лицензии только 45 получили положительное решение. Шести компаниям: ООО «ЦКО», УК «ДомСервис, ООО «Мой город 48», ООО «ГУК «Октябрьская», ООО «Комфорт Сити», ООО «УК «Угловая» — было отказано в продлении лицензии.
Но некоторые компании, используя пробелы в законодательстве, проходят процедуру реорганизации, а не лицензирования. В таком случае все права и обязанности переходят на дублёра.
— Сложилась ситуация, когда основные участники данного рынка имеют несколько организаций с лицензиями на управление многоквартирными домами, то есть УК-дублёров. Их доля составляет 25–30% рынка, — пояснил заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Андрей Ерёмин на комиссии в горсовете. — В 2023 году процедуру реорганизации прошли 19 управляющих организаций с наибольшим количеством жилищного фонда. В 2024-м — одна. Реорганизация не только позволяет избежать процедуры продления срока действия лицензии, но и создаёт общественный резонанс для жителей МКД, на чьи дома перешли права и обязанности по управлению организации, имеющей новое наименование и новые реквизиты для оплаты.
Объективная причина
В продолжение разговора о резонансах в обществе депутат по избирательному округу № 35 Евдокия Бычкова отметила, что количество жалоб жителей на работу УК не снижается. В прошлом году горожане направили 20 381 обращение в Госжилинспекцию. С начала этого года ведомство уже получило более восьми тысяч жалоб. Чаще всего горожане недовольны качеством коммунальных услуг — 24,8%, содержанием многоквартирных домов и придомовой территории — 21,9%, а также техническим состоянием строительных конструкций и инженерных сетей дома.
— В прошлом году было 20 тысяч обращений, а за три месяца этого — уже более восьми тысяч. То есть к концу года количество жалоб может превысить 30 тысяч, — провела расчёты Евдокия Бычкова. — Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию и улучшить качество работы управляющих компаний?
— Да, действительно большой наплыв обращений. Но он связан с объективными причинами. В январе была крупная авария на сетях теплоснабжения. Тогда ГЖИ получала до 1 250 обращений в неделю. На текущий момент вышли на прежний уровень по количеству обращений и работаем над снижением показателя, — пояснил Андрей Ерёмин.
По новой схеме
Кроме этого, сейчас прорабатывается новая схема по работе с обращениями. Теперь они после поступления в ЕДС будут автоматически переадресовываться в личный кабинет управляющей компании для их отработки в 10-дневный срок. Ожидается, что при таком подходе количество обращений в ГЖИ снизится почти на четверть.
— Это позволит инспекторам жилищной инспекции сконцентрироваться на решении крупных проблем, которые не решаются в десятидневный срок со стороны УК, — добавил Андрей Ерёмин. — Они не будут заниматься мелочёвкой наподобие: не горит свет, не убран мусор и так далее.
Предложение для Минстроя
Одним из способов улучшить качество работы управляющих компаний представитель ГЖИ назвал ужесточение лицензионных требований. Госжилинспекция уже направила в Госдуму и Минстрой свои предложения.
— Мы предлагаем сократить срок действия лицензии с 5 до 2 лет. Увеличить административный штраф для ресурсоснабжающих организаций за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами: для должностных лиц с 500 рублей до 50 тысяч рублей и с 5 тысяч до 250 тысяч рублей для юридических. За повторное грубое нарушение лицензионных требований предусмотреть для должностных лиц только дисквалификацию до 3 лет, для юрлиц штраф от 350 тысяч до 500 тысяч рублей. Мы считаем, что эти меры не только позволят улучшить качество услуг, предоставляемых УК, но и помогут убрать с рынка недобросовестные компании и их руководителей. В этом году уже были дисквалифицированы директора трёх управляющих компаний.
Красная карточка
Первый вице-спикер Борис Понаморёв поинтересовался, что подразумевается под термином «дисквалифицирован на шесть месяцев».
— Это значит, что директор не может занимать руководящий пост УК в течение шести месяцев, — поясняет Андрей Ерёмин. — То есть фактически должен поменяться руководитель УК. А так как у директора управляющей компании должен быть квалификационный аттестат, то это не так просто сделать.
Борис Понаморёв высказал опасения, что при таком подходе — отзыве лицензии или дисквалификации директора компании — заложниками ситуации могут стать жители, ведь дом фактически останется без управления.
Но, как заверил представитель ГЖИ, даже при отказе в продлении лицензии УК продолжает управлять домом до выбора новой компании.
— Дома, где обслуживали компании, которым не продлили лицензии, уже нашли новые УК. Единственное, остались 76 МКД от УК «Угловая», где пока ищут других желающих взять на себя их обслуживание, — ответил Андрей Ерёмин.
Гарантирующая УК
— Неоднократно поднимался вопрос о создании гарантирующей управляющей компании, — дополняет Борис Понаморёв. — Когда мы боремся с компаниями, у которых большое количество квадратных метров, надо предоставить альтернативный вариант для жителей, чтобы максимально быстро кто-то «подхватывал» эти дома. Рынок не распределит одномоментно такое количество. Рассматривается ли вопрос создания гарантирующей управляющей организации на областном уровне?
Ответ на этот вопрос представитель ГЖИ пообещал уточнить.
— Сейчас, согласно правилам лицензирования, собственник управляющей компании должен быть зарегистрирован на территории России. Может, предусмотреть вариант, чтобы он был зарегистрирован в субъекте, где осуществляет свою деятельность? Чтобы избежать проблем с его поиском при аварийных ситуациях, — выступила с предложением депутат по избирательному округу № 16 Вера Урываева.
Пряник вместо кнута
В противовес основной части членов комиссии высказался депутат по избирательному округу № 13 Владимир Гугнин:
Судя по докладу, при взаимодействии с УК мы используем только один аргумент и механизм — кнут. Я правильно понимаю?
— Мы надзорный орган. У нас основной вид деятельности — кнут, — ответил Андрей Ерёмин.
— Может, добавить пряник? Например, процесс лицензирования, как я понимаю, достаточно трудоёмкий для УК. Почему, если управляющая компания в течение двух лет не имеет претензий, штрафов, не продлить ей лицензию автоматически? Это будет стимулом не нарушать лицензионные требования в дальнейшем.
Однако Андрей Ерёмин пояснил, что на федеральном уровне это никак не регламентировано на текущий момент. Но если УК хорошо работает, то никаких препятствий для продления лицензии нет.
Текст: Марина Костюк
Фото из архива «Первого номера»