Каково это — 10 лет помогать людям, самой возить груз «за ленточку» и ждать мужа с фронта?
Правдивые истории бойцов специальной военной операции, наших земляков, о том, кем они были, как оказались на фронте и с каким опытом вернулись на «гражданку». Всё это есть в проекте Алины Теперик «Три вопроса Защитнику», который известный общественный деятель, военный волонтёр, обладатель звания «Доброволец года-2023» запустила прошлой осенью. А сегодня «Первый номер» предложил Алине занять другую сторону, и уже она откровенно отвечает на наши вопросы о себе, своих принципах и своём жизненном пути.
Видеть — главное
Алина недавно вернулась с СВО. Ездила на Угледарское направление. Здесь её муж работает сейчас на БМП (боевая машина пехоты. — Прим. ред.). Доставляла гуманитарный груз бойцам. Не только для супруга, не только липчанам. Она не делит ребят на своих и чужих.
— Я когда туда приезжаю, вижу всё своими глазами: кому действительно крайне важна помощь. Собираю запросы, расспрашиваю, что нужно. Привезённое выдаю адресно, в руки. Это моё правило, — рассказывает Алина.
Военный волонтёр возит всё, что наши просят: от продуктов до технических средств. В этот раз был особо ценный подарок для полевого госпиталя: восемь видеокамер, регистратор для позиций на линии боевого соприкосновения, сопутствующее оборудование. Система наружного наблюдения сэкономит медицинскому персоналу и бойцам массу времени, сбережёт нервы. Теперь не придётся каждый раз при подозрительном движении в радиусе пяти километров выходить из укрытия и проверять, есть ли опасность.
Плюсом липчанка привезла для группы эвакуации квадрокоптер с тепловизором «Мавик 2», усиленное сцепление для УАЗа медбата, лекарства, бельё, продукты.
Вместе за наших
Больше 25 тысяч километров накрутил счётчик в её машине. Военный волонтёр в одиночку съездила в зону СВО 45 раз! Поездка в один конец занимает 12 часов. Через день-два возвращается обратно. И так полтора года.
Помогать людям — её главная задача. Она сама так решила.
— Но одной мне бы не удалось так много сделать, я всегда благодарю всех, кто мне помогает выполнять запросы бойцов. В этот раз хочу сказать огромное спасибо группе «Vместе Zа наших», ПАО «Энергия» и «Z Липецк» за помощь, — подчёркивает военный волонтёр.
Слова мамы
Если хотя бы раз вы виделись, общались с Алиной Теперик, то не сможете забыть её красивое выразительное лицо. Но больше всего — пронзительный до самой глубины души взгляд. В нём сразу чувствуется сила. Такой нужно родиться. И важно силу направить в нужное русло.
— Моя мама с детства и до сих пор мне говорит: «Алина, всегда с уважением и сочувствием относись к тем, кто нуждается в помощи. Никогда не осуждай и не возвышайся над человеком. И если можешь помочь — сделай это. Никто из нас в жизни ни от чего не застрахован», — вспоминает дочь слова мамы. — Так я и живу по этому принципу.
«Белый цветок»
В 2014 году Алина Теперик вместе с подругами создала добровольческую организацию «Белый цветок». В тот год в Россию тысячами приезжали беженцы из Донецкой и Луганской областей. Алина работала в строительной компании, занималась кадровой политикой предприятия, решала вопросы, связанные с персоналом, в том числе с регистрацией трудовых мигрантов. Вот тогда она впервые столкнулась с настоящей человеческой трагедией.
— Состояние этих людей меня поразило. Представьте, у многих из них не было с собой ничего, кроме тапочек и пары сменного белья. Они бежали от бомбёжек! Какая уж тут речь об одежде. Многим приходилось восстанавливать документы, — рассказывает Алина. — «Белый цветок» взял на себя заботу о переселенцах с Украины. Мы помогали людям всем, чем было можно: и продуктами, и лекарствами, давали юридические консультации. Помогали найти работу и решить вопросы с жильём. Мы вели их за руку, чтобы люди приспособились к новой жизни в незнакомом для них месте.
Экзамен на стрессоустойчивость
Алина в тот период приобрела первый ценный опыт волонтёрской работы. Дальше оказалось труднее. Чем выше уровень, тем сложнее задачи. Так устроена школа жизни.
Настоящий экзамен на стрессоустойчивость и личный позывной Алина получила в Иркутске:
— Последние пять лет я участвовала в крупномасштабных федерального уровня мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф. Ездила в Иркутскую область, где случилось наводнение в 2019 году. Затем были экспедиции в районы наводнения в Ялте, лесных пожаров в Якутии и Забайкалье.
Каждая поездка сопряжена с рисками, наполнена людской болью, паникой, которая порой обретала формы агрессии. Задача Алины — помочь человеку. А как, если он несётся на тебя с топором?
«Топор»
— Я с напарником в селе в 700 километрах от Иркутска, — вспоминает Алина. — Кругом — тайга. Дома людей затоплены, огороды смыло потоком, домашний скот погиб либо разбежался. Целые улицы остались без средств к существованию, без жилья. Обстановка накалена. А тут мы подходим, пытаемся достучаться до хозяина одного из домов. Он на меня бежит. В руках — топор. Я от неожиданности опешила, но не дрогнула. Да и хорошо, что мой напарник вовремя встал на защиту. Неизвестно, чем бы дело закончилось. Первый пыл сошёл, и только после долгого разговора мужчина успокоился.
Семье рьяного иркутянина восстановили дом, обеспечили продуктами, медикаментами. В следующий раз он встречал липчанку уже с цветами.
Но «Топор» прилип к Алине Теперик. С той самой экспедиции по радиосвязи её только так и вызывают.
И следующий год окажется экзаменационным — коронавирусный. Он станет новым испытанием на прочность для «Белого цветка», лично для Алины. Её назначили тогда руководителем волонтёрского корпуса при региональном штабе по борьбе с коронавирусной инфекцией.
Херсонский коридор
В мае 2022 года, всего через два месяца после начала СВО, Алина была уже в зоне боевых действий, на Херсонском направлении.
— Осознание того, где ты находишься, пришло ко мне, когда мы подъезжали к городу Армянску, — говорит Алина. — Я увидела бесконечные, казалось, колонны военной техники. В небе кружили «Охотники» и «Аллигаторы» (боевые ударные вертолёты. — Прим. ред.). Границу сторожили «сушки» (самолёты различных модификаций на базе Су-27. — Прим. ред). Сама — в бронежилете.
Ехала я, конечно, не одна. Нас разместили в местном киноконцертном зале. Нам, уже закалённым трудностями людям, в этот раз повезло. В здании были душ, кондиционер. С учётом ситуации — прекрасные условия.
Вам отведено два дня
За два дня команде нужно было разместиться, укрепить позиции, то есть забить окна мешками с песком, по периметру выставить охрану. Требовалось чётко выстроить работу гуманитарного центра: приём, сортировка, погрузка и разгрузка, фасовка и выдача груза. Отладить процесс проверки документации, регистрации, людей и многое-многое другое. Всего за два дня!
Херсонский коридор заработал. Алина первой в своей семье пересекла «ленточку». Через несколько месяцев то же сделает её муж. И это станет для опытного сердца военного волонтёра самым серьёзным испытанием.
На эмоциях
Первое, чему должен научиться каждый волонтёр или доброволец, работающий в чрезвычайных ситуациях, — держать себя в руках, даже если земля уходит из-под ног во всех смыслах.
Но когда муж сказал Алине: «Я не буду прятаться по тёщиным погребам. Поеду к ребятам. Им нужна моя помощь», — Алина поддалась эмоциям. По-женски запереживала и даже думала отговорить. Однако осекла себя, взяла в руки. Муж так решил. Мужчина так и сделал.
Как только началась мобилизация, не дожидаясь повестки, он пошёл в военкомат. Ему важно было попасть именно к своим, с кем он служил срочную, с кем постоянно держал связь и знал, что они его ждут.
Направление «Д»
— Перед отправкой мы договорились с мужем, понимая, что со связью могут быть проблемы, что он обязательно найдёт возможность отправить мне сообщение с одной лишь буквой — первой в названии направления, — вспоминает жена.
Где-то через месяц она получила самое короткое и самое ценное в своей жизни сообщение: «Д», что значило Донецкое направление. Для неё это стало сигналом к действию. Всё, пора в дорогу.
Сказать, что муж сильно удивился, увидев жену, нельзя. Он ведь знал её решительный нрав и безудержную энергию. Не смог остановить уговорами: «Стоит ли рисковать? Серьёзно! Стреляют! Противник рядом».
Куда там… Алина теперь каждые две недели пакует коробки с гуманитарным грузом и едет на СВО. Потому что сидеть дома в ожидании не её удел. Она должна действовать в силу своих почти безграничных возможностей. И она готова ехать за мужем в любом направлении, хоть в самое пекло, если понадобится. В бою всегда работают в паре. Муж — на передовой, жена — в тылу.
Ей ведь мало работы…
В нужном месте
— Год назад, как сейчас помню, 21 февраля я ехала на машине как раз с СВО и слушала Послание президента. Главное, что я тогда приняла лично для себя: Владимир Владимирович говорил о создании фонда для помощи демобилизованным членам СВО и их семьям. В ту же минуту я поняла, чем хочу и буду заниматься, — признаётся доброволец и военный волонтёр.
Как только начали формироваться региональные филиалы фонда, Алина Теперик знала, что будет делать. Больше того, она уже составила медиаплан: информационное поле необходимо было наполнить правдивыми историями о том, кто такие люди, наши земляки, липчане, кто побывал «за ленточкой», кто сделал трудный, но верный выбор.
Один пункт из плана
В фонде Алину назначили заместителем руководителя по особым связям с общественностью и органами государственного фонда «Защитники Отечества» по Липецкой области.
Одним из пунктов плана стал как раз авторский проект Алины «Три вопроса Защитнику». В коротких выпусках — самая суть, неподдельные, пусть и скупые внешне, мужские эмоции. А цель проекта — помочь нам, тем, кто на «гражданке», увидеть настоящих героев, элиту страны, тех, для кого высший приоритет — защита интересов Родины, помощь людям. Стоять плечом к плечу с боевыми товарищами. Как и для Алины Теперик.
Посмотреть выпуски программы «Три вопроса Защитнику» можно здесь.
Текст: Елена Красилова
Фото: Сергей Паршин и из архива героини