55 лет на сцене Зинаида Румянцева отмечает премьерным спектаклем «Земля Эльзы» (16+)
На камерной сцене академического театра драмы имени Толстого двое: он и она.
— Я думала: всё будет потом. А потом уже так не думала. Но вот наступило потом. И оно хорошее, это потом, — всматриваясь в темноту зала, тихо произносит главная героиня, Эльза.
С этого всё началось
Её играет народная артистка России Зинаида Владимировна Румяцева. В этом театральном сезоне она отмечает «отличный» юбилей — 55-летие творческой деятельности.
Между репетициями актриса пригласила меня для беседы в гримёрную. Румянцева скромничает и сначала не слишком охотно говорит о себе — мол, зачем, пусть лучше журналисты приходят и смотрят спектакль! По-женски переживает, хорошо ли смотрится в кадре, хорошо ли уложены волосы.
— Есть у меня детская фотография, где я на табуретке стою и стихи читаю. С этого всё началось, — вспоминает актриса. — В школе ходила в драматический кружок при Доме культуры, потом в студию при Челябинском драматическом театре имени Цвиллинга. До 1979 года работала в труппе театра и в Челябинском ТЮЗе.
Уровень мастерства
У Зинаиды Владимировны есть удивительная способность преображаться и «говорить» одними глазами. Когда вспоминает о молодости, они становятся шире, наивнее, лучезарнее, как будто она проживает те события вновь.
— Когда училась, постоянно ездила в Москву, на каникулах жила там и посещала все театры. Наверное, в Липецке нет больше таких актёров, которые бы посмотрели столько постановок. Я видела Тарасову, Орлову, Завадского, Раневскую, Смоктуновского… Ощущение, что мне уже 100 лет, так это было давно, — смеётся народная артистка. — Много наблюдала, для меня это огромная школа. Понимала, вот это — уровень! И до сих пор соотношу актёрскую игру с теми высокими критериями артистов «старой школы».
Вытащить эмоцию
В 1980 году актриса переехала в Липецк и пришла в театр драмы, который тогда возглавлял Владимир Михайлович Пахомов. В новом театре актрису заметили: сильный, эмоциональный голос, характер. И, безусловно, талант. На счету Зинаиды Румянцевой самые разноплановые роли: от Золушки до Бабы-яги, от хитрой свахи Фрозины в «Скупом» Мольера до скромной Маши в «Чайке» Чехова. Простодушные и закрытые, эксцентричные и флегматичные — актриса блестяще перевоплощалась в разных персонажей.
— Мне помогает умение вытащить эмоцию наружу, — раскрывает творческий секрет Зинаида Владимировна. — Я работаю интуитивно. В нашей профессии всё очень зыбко: можно не так произнести фразу, вложить другое звучание — и всё пойдёт насмарку. Ты и дальше будешь играть, но уже не будет тонкости, откровенности, чего-то настоящего. Важна внутренняя наполненность, чтобы потом создать на сцене нужное настроение.
Двойная премьера
В период пандемии Зинаида Владимировна берегла здоровье и не рисковала появляться в большом коллективе. Поэтому в этом году сотрудники театра решили творческий юбилей и своеобразное возвращение на сцену талантливой артистки отметить символично. Режиссёр Мария Колычева вместе с актрисой несколько месяцев искала материал для новой постановки. Выбор пал на пронзительную и глубокую пьесу драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы».
— Важен был глубокий материал — чтобы было что играть актрисе, чтобы она раскрылась совершенно с новой стороны. У Зинаиды Владимировны мало подобных ролей. Она темпераментная, яркая, играла более сильных женщин. А здесь, в этой роли, нужно, чтобы темперамент трансформировался во что-то иное. Весь актёрский состав подбирался под неё, — поясняет Мария Колычева. — Ведь дело ответственное: на сцене народная артистка. Второй главный герой — заслуженный артист России Хуррам Касымов.
Тонкая грань
Премьера спектакля состоялась 1 октября на большой сцене, а 27 октября — в обновлённом малом зале. По словам Зинаиды Владимировны, на малой сцене у неё практически не было ролей. Именно поэтому постановка «Земля Эльзы» стала важной вехой.
— В камерном зале ощущаю особенную теплоту, чувствую, что зритель меня понимает, доверяет. Это большого стоит, — откровенничает Зинаида Владимировна. — Конечно, перед любым спектаклем волнуюсь, но надо найти такую грань, чтобы тебя не зажало, а раскрыло. Тогда подача будет правильная, без напряга, без всего лишнего и наносного.
Актриса признаётся, что для неё главное — это глаза зрителя. — Вот я бы даже перед вами сейчас взяла и сыграла бы, чтобы вы смотрели, были рядом, — улыбается Румянцева. — Если вдруг свет в зале выстроен так, что со сцены не видно зрителя, я ничего не могу с собой сделать: нужны глаза, и всё! Мне очень не хватает лиц, вдумчивых глаз зрителя. Поэтому хочется, чтобы публика была рядом, она как-то физически меня поддерживает.
Жить моментом
Вспоминая о прожитых театральных годах, она неизменно возвращается к настоящему. Ведь актёр всегда живёт моментом — с тем режиссёром и с той ролью, которые есть здесь и сейчас. Говорит, что о выходе на пенсию пока и не думает.
— Что для артиста важно? Показать, что я — живая, ещё что-то умею, могу ещё чем-то удивить! Допустим, люди, коллеги — мы же все наблюдаем друг за другом — знают, что Зинаида Владимировна вот это может исполнить, вот так сделать, — говорит народная артистка. — А мне хочется так сыграть, чтобы все изумились: ого, надо же, как получилось! Если случается что-то интересное у других, вижу хорошего артиста, то неизменно радуюсь.
От беседы к делу: артистку уже ждут на репетицию спектакля «Земля Эльзы». Мы идём с нею в зал.
Приём перевоплощения
На сцене минимум декораций: забор с висящими на кольях галошами, деревянные стол и лавки. Это намеренный приём режиссёра: сделать акцент не на внешней атрибутике, а на душевных переживаниях героев.
Между овдовевшей Эльзой и пенсионером, учителем географии Василием вспыхивает нежданная, поздняя любовь. Но эгоистичные дети героев не понимают своих родителей, а соседи едко злословят по поводу отношений — ведь лишь неделю назад у Эльзы умер муж. Внутренняя драма героини намного сложнее. Весёлую и яркую Румянцеву не узнать. Перед нами — забитая, неприметная Эльза, чья жизнь — сплошная трагедия.
Право на счастье
На протяжении спектакля в распахнутых глазах героини мерцают то бессилие и страдание, то неиссякаемая жажда счастья и желание быть любимой.
— Как режиссёру, мне хочется, чтобы после спектакля люди, если они как-то не так относятся к своим близким, переосмыслили своё поведение, жизненные ценности, — говорит Мария Колычева. — Чтобы мы думали о близких больше, чем о себе, особенно о людях в таком трогательном возрасте. Любви все возрасты покорны, человек всегда хочет любить и быть любимым. Ощущать себя не просто бабушкой, а значимой личностью, имеющей право на счастье.
Искусство души
«Я плакала, весь зал плакал!», «Пронзительный спектакль», «Изумительное мастерство актёров» — такие отклики театр получил от зрителей. Публика высоко оценила непривычную для липецкой сцены камерную постановку и особенно — талант Зинаиды Румянцевой и Хуррама Касымова, которые не просто сыграли, а прожили эту историю на сцене.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Александра Пастушенко и из архива «Первого номера»