Любовь Пличко: Моя мечта — музыкальный театр

Липецкая государственная филармония 17 сентября открывает 66-й сезон. О новых проектах, планах, музыкальном счастье и выращивании своего слушателя — директор филармонии Любовь Пличко.

Мелочей не бывает

— Любовь Николаевна, новый сезон в чём-то сродни новому учебному году. Чему в этом сезоне нужно «на-
учиться» филармонии?

В отпуске перед началом сезона я собиралась с мыслями и записывала пункты, которые необходимо выполнить. Первым стоит вот это: добиться такого уровня музыкантов и коллективов филармонии, чтобы все боролись за право нас пригласить. Наверное, звучит слишком амбициозно, но, я считаю, цели и должны быть такими. И уровень филармонии — таким, чтобы все знали, что любой из её коллективов, любой из солистов — равно качество, равно профессиональное отношение к музыке, к подбору репертуара, к технической составляющей.

И мы многое сделали за лето — у нас теперь лучший в области мультимедийный экран, было докуплено оборудование для света и звука, обновлена сцена. Я глубоко убеждена, что в вопросах профессионализма мелочей не бывает.

Очень хочется, чтобы состав артистов филармонии обновлялся, чтобы наши мэтры заслуженные продолжали свой творческий путь, но чтобы приезжали и молодые интересные артисты, которые могут работать в разных жанрах.

Большой симфонический

— В прошлом году был достаточно большой приток «свежей крови» за счёт создания симфонического оркестра. Кого в этом году ищет и ждёт филармония?

— Филармония ждёт решения о добавлении ставок. Необходимо доукомплектовывать симфонический оркестр, потому что на сегодняшний момент это 35 ставок. И хотя нам весь сезон удавалось находить выход благодаря приглашённым музыкантам, это, конечно, разовое решение. Стандартный полноценный оркестр — не меньше 80 человек, и наш регион заслуживает такой оркестр. Но если говорить о большом оркестре, это, конечно, дорогое удовольствие. В нём должны быть достойные зарплаты, чтобы приехали достойные молодые музыканты, которые хотят связать свою жизнь с Липецком. И это такой мостик к культурному будущему региона. Кроме того, большой оркестр — это ещё и приобретение новых инструментов, это репетиционные помещения. Одним словом, это живой организм, о котором нужно постоянно заботиться.

— Если предположить, что Любовь Пличко — просто слушатель, какую музыку должен исполнить симфонический оркестр, чтобы она была счастлива?

— О, я уже была счастлива во время исполнения «Колоколов» Рахманинова, у нас они никогда не звучали. Я буду счастлива, когда впервые в Липецке прозвучит в этом сезоне «Кармина бурана» Орфа. Хочу, чтобы липчане услышали то, что мы могли слушать только в Виртуальном концертном зале. Мне кажется, мы все этого заслуживаем.

И я счастлива от того, что в этом сезоне впервые финальные туры конкурса молодых пианистов имени Игумнова и конкурса вокалистов имени Обуховой будут проходить с участием нашего симфонического оркестра. Эти творческие состязания проводятся много лет, и приезжают совершенно изумительные молодые пианисты и вокалисты, которые затем вырастают в серьёзнейших музыкантов.

Да здравствует мюзикл!

— Мы говорим о том, что вырастают музыканты, но ведь нужно растить и зрителя. Удаётся оторвать молодёжь от гаджетов и заманить на концерты?

— Как мне кажется, да. И правильно то, что в прошлом сезоне начали концерты популярной классической музыки. Шедевры стали шедеврами, потому что выдержали проверку временем и привлекают даже тех людей, которые думают, что они равнодушны к классической музыке. Знаю, что к нам приходят студенты Липецкого педуниверситета, РАНХиГС, областного колледжа искусств. Конечно, очень серьёзным шагом в прошлом сезоне было создание спектаклей более лёгкого жанра — мюзиклов. Это шаг в сторону популяризации, притом что музыка и Александра Чайковского, и Олеси Ростовской очень высокого качества. А о качестве исполнения говорит уже то, что «Провинциалку» тепло приняли в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, а сейчас ждут в Москве в Международном доме музыки.

— Продолжение следует?

— Мне хочется продолжать, и я понимаю, что уже есть сплочённая команда артистов-вокалистов и музыкантов, что, вкусив этот плод, они хотят больше и больше. Я вижу огромный интерес у липецкого слушателя к музыкальным спектаклям. И очень хочу поставить полноценные оперетту и оперу. Так что музыкальный театр — это мечта.

— Если в Липецке создавать музыкальный театр, то на базе театра или филармонии? Что в музыкальном спектакле первостепенно — музыка или драматургия?

— Я думаю, никто не может ответить на этот вопрос, потому что это синтез искусств, обе составляющие равнозначны. Как музыкант, я считаю, что важно хорошо петь в музыкальном театре. Если мы говорим об оперетте — то это должен быть полноценный профессиональный вокал. Если мы говорим про мюзиклы, где есть музыкальные вставные номера, — то тогда театральная составляющая будет превалировать. Я, конечно, мечтаю, что это будет направление работы филармонии.

Осторожно: дети!

— С какого возраста стоит начинать воспитывать «своего слушателя»?

— С момента, как он может «дотопать» до филармонии. И у нас в этом году появился новый, очень интересный проект для самых маленьких слушателей — путеводитель по оркестру «Скрипка, бубен и фагот», который разработала и будет вести музыковед и молодая мама Анна Аникеева. Уже расписано на весь сезон 14 встреч в формате воркшопа, на которых ребята познакомятся с историей инструментов, их строением, послушают звучание в исполнении музыкантов филармонии и даже сами попробуют играть. У нас будет настоящий шумовой оркестр!

— А если ребёнок пришёл на концерт и заснул, или шалит, или ему скучно и он просит уйти? Что бы вы сказали родителям?

— Мне летом один мужчина рассказал, что он привёл дочь на гитарный концерт и она, видимо, больше никогда не пойдёт в филармонию, настолько ей было скучно. И я понимаю почему — программа, на которую первый раз пришла в филармонию юная слушательница, была совершенно не на её восприятие направлена.


Поэтому первое, к чему я хочу призвать родителей, — надо понимать, куда вы ведёте ребёнка, рассчитана ли программа на неискушённого слушателя. У нас каждый концерт подробно освещается — и на сайте, и в соцсетях. Возможно, стоит делать маркировки: одна лира — для начинающих слушателей, две — средний уровень сложности, три — для продвинутого меломана. Подумаем об этом.

Но я знаю по опыту: если сегодня ребёнок послушал музыку 15 минут, устал, и вы вместе с ним вышли в фойе и дальше пошли гулять по парку, посидеть в кафе съесть мороженое, то в следующий раз это будет 20 минут, а потом и весь концерт. Это не просто слова, это мнение наших слушателей — родителей, которые приводят к нам детей регулярно.

— Если у ребёнка нет музыкального слуха, он потерян как слушатель филармонии?

— Филармония — это не про слух музыкальный и не про знание музыки, хотя есть круг слушателей, которые разбираются хорошо. Мы воспринимаем музыку эстетически, как вибрации, которые проникают, как энергию, которая доходит до тебя. Важно, чтобы музыканту и слушателю удалось этот диалог энергий создать. Мне бы хотелось, чтобы так было на каждом нашем концерте!

Беседовала Юлия Кондратьева
Фото из архива Липецкой филармонии