Учитель школы № 51 Юлия Ситникова занесена на педагогический портал почёта «Родительское признание»
Мы обе — филологи и журналисты, только выбрали разные профессиональные стези. Юлия Валерьевна после вуза сразу и основательно решила уйти в учительство. В её жизни всегда была мечта о школе. Представляла, как когда-нибудь приведёт свой выпускной класс в актовый зал под звон настойчивого и неотвратимого колокольчика в руках первоклашки с белыми бантами. В этом году Юлия Валерьевна выпустила своих первых одиннадцатиклассников, с которыми прошла все ступени их школьной жизни, начиная с пятого класса, будучи ещё и классным руководителем.
Когда с родителем согласье есть
Есть такие установки в современной школе, засилье которых крепко и не в лучшую сторону меняет её суть. Например, где это видано, чтобы родитель командовал учебным процессом? С другой стороны, родительское признание — это как раз о сотрудничестве, о вовлечённости родителей в школьную жизнь, об осведомлённости ею.
— Тогда получается, что результат учителя напрямую зависит от родителей? Не мешает такое? — спрашиваю я.
— Не мешает. Мы же работаем в триаде «учитель — ученик— родитель». Это единый механизм: если одно звено выпадает, то всё разрушится, — уверена Юлия Валерьевна.
Сотрудничество — это не про неугомонных родителей, докучливо в течение суток звонящих педагогу, дающих непрошеные советы или всё время проводящих в стенах школы. Но общение с родителями необходимо, убеждает Юлия Валерьевна:
— Мы проводим открытые уроки для родителей, беседы, анкетирования. Мне также бывает отрадно видеть, когда родители делают домашние задания с детьми.
— Неужели по принципу «есть ложь, есть чудовищная ложь, а есть осенние поделки в детском саду»?
— Нет, что вы, я не о том, что родители делают домашние задания за детей! А об интересном для всех творческом проекте. Например, мы занимались историей происхождения имён и фамилий, и родители с интересом поддержали исследовательскую инициативу детей. И детям было очень приятно осознавать: взрослым интересно то, что делают ребята в школе. Или готовили с ученицей конкурсный проект об ошибках в современных песнях и рекламе. У Полины Гагариной нам встретилась фраза «Попроси у облаков подарить нам белых снов». Подарить можно кого? или что? То есть глагол «подарить» требует при себе существительное в винительном падеже, правильно: подарить что? «облака», а не в родительном падеже: подарить чего? «облаков». Мы долго разыскивали такие досадные ошибки, понимая, конечно, что есть рифма, но всё-таки главное — русский язык, который ломать в угоду рифме нельзя.
Как было бы здорово, если бы и родители вместе с детьми участвовали в таких проектах, это же и для взрослого человека полезно: сейчас так много людей, для которых русский язык — родной, но говорят они на нём кое-как.
Мы долго готовились к последнему звонку, который пролетел как один миг. Я человек эмоций, и для меня важен сам процесс, наполненный впечатлениями. Поэтому приготовление к празднику считаю даже важнее, чем сам праздник. Родители репетировали современный танец для детей. Вспоминаю, как они вечерами, сговорившись, приходили в школу и спрашивали: «Юлия Валерьевна, нам бы ключи от актового зала». Вечером тихо в школе, и я слышала, как шла репетиция. Это и самих родителей сплотило. А когда танец показали детям, то нужно было видеть их глаза! Танцевали же их родители — в джинсах, белых футболках, красивые, молодые. Ведь не только взрослым нужно знать о детях, но часто вообще забывается, что и детям о взрослых знать необходимо.
Слово, профессия и жизнь
Много ли мы знаем учителей, которые живут по тем словам, которые произносят? А людей вообще? Мало. Потому что это очень сложно. Сказал другим — сделал. Сказал себе — и тут сделать ещё сложнее. Ведь это чаще всего касается далеко идущих целей, принятых жизненных установок. Нужно взять это слово за хвост и не давать себе тратиться попусту. Например, так: придумать и хотя бы в общих чертах обрисовать цель своей жизни. Причём такую, к которой есть смысл стремиться всю жизнь, несмотря ни на какие трудности. Цель новую, творческую, полезную, красивую.
Вот как это выглядело на уроке. Человек склонился над столом и пишет. Это взрослый человек, учитель, но сейчас она похожа на школьницу у новой тетрадки. Юлия Валерьевна вместе со своими учениками на одном из последних занятий пишет сочинение, обращённое в будущее — к себе, к повзрослевшим выпускникам. Потом и мысли выпускников, и её мысли пойдут в личный архив, чтобы спустя годы, когда они придут к ней, прочитать вместе эти драгоценные листочки в линейку. Сверять мечты с жизнью. Сложнее и честнее задачи не бывает. Я же, слушая Юлию Валерьевну, понимаю, что за правильной речью, серьёзным отношением к делу жизни стоит ещё и отличный учитель-предметник, любящий слово не на словах. В этом году она стала призёром дистанционного и регионального этапов олимпиады для учителей «Хранители русского языка». Впрочем, достижений у учителя хватает. И чувствуется, что её педагогическая позиция крепко сплавляется с жизненной.
Говорим и о любви к слову профессиональному.
— Понимаете, я хочу, чтобы у ребят было чувство ценности книги, — говорит Юлия Валерьевна. — Казалось бы, лёгкое дело — книжку почитать. Нет, это — серьёзная духовная работа. И дети к ней тянутся. Не скажу, что всегда желание ребят окрашено в радужные тона, но всё равно стараюсь нежно, без насилия приучать детей к чтению и, главное, думать. Иногда на уроке, во время обсуждения поступков героев, образов, авторской идеи произведения задаю вопрос, но с оговоркой: «Вы сейчас мне не отвечайте. Ответьте про себя». Мне кажется, это самое важное. То, что остаётся внутри.
Прощальные уроки
Выпускники любят приходить в 51-ю школу. Во время таких встреч Юлия Валерьевна просит человека «из большого мира» что-то сказать перед классом, но не официально, а по-дружески. Дети потом с интересом спрашивают: «А как он учился? В каком году окончил школу?» Такие встречи меняют многое, потому что это настоящее и в то же время особенное человеческое общение, какое может быть только в школьных стенах, напоминающих машину времени. Прожитое здесь одинаково важно и притягательно и для сидящих в классе, и для тех, кто окончил школу: оно общее, но прожито не одновременно, а вместе. Да, такое случается.
В этой школе есть ещё одна замечательная традиция — прощальные уроки. Им отводится день перед последним звонком. Выпускники идут в здание начальной школы, где их встречает первый учитель и проводит урок — всё это в последний раз. Показывает их детские работы, а ребята вспоминают свою школьную жизнь во всей полноте, как шли через первые трудности к первым победам. Второй урок — музыки, где одиннадцатиклассники поют школьные песни. Третий — рисования, где они мелками на асфальте рисуют общую композицию. А затем на последнем уроке — творчества — делают из ткани и ниток единую для всех птицу счастья и забирают её с собой.
Юлия Валерьевна когда-то сама блестяще окончила эту же школу. И после вуза вернулась сюда учителем:
— Наша школа уникальна тем, что объединяет несколько поколений людей. Но мы все здесь остаёмся молодыми, потому что нужно идти вперёд, всегда с интенсивностью учиться новому, не отставать от учеников. Нельзя экономить силы на детях. Горько только, что они — часть нашей молодости, нашей жизни — уходят от нас. Но в следующем году у меня будут новые ученики, пятиклассники. Я уже познакомилась с ними, и мы написали сочинение — тоже к себе в будущее, и я писала вместе с детьми.
О трёх педагогических китах
Чаще всего в разговоре с учителями пытаются дознаться об их педагогической концепции. Это как бы вылущить педагогическое зерно отдельно и стиснуть это вылущенное главное в одну строчку. Проще, конечно, некуда. Поэтому спрашиваю об учительском главном у Юлии Валерьевны, опираясь не на одно, а хотя бы на три позиции:
— Есть такая метафора о трёх китах, всем известная. Назовите своих трёх китов: то, без чего вы не были бы учителем. — Я бы сказала, не без чего, а без кого я не была бы учителем. Без детей я не была бы учителем, не есть учитель и не буду учителем.
Юлия Валерьевна Ситникова стала настоящим Учителем. У писателя Василя Быкова есть фраза: «Вырастешь — учителем станешь». Её хочется уточнить, прибавив к ней инверсию: когда станешь учителем — вырастешь.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото из архива героини