Без жилья

 

Липчанка может оказаться на улице из-за долга по ипотеке

К нам в редакцию часто обращаются липчане и рассказывают о проблемах в городе или социуме. Мы помогаем их решать: работаем над «острыми» материалами, направляем запросы в разные организации. Но бывает, что люди делятся личными историями. В таких случаях они ждут участия от любого неравнодушного.

Липчанка Ольга Шуваева взывает о помощи: в декабре она рискует вместе с 31-летней дочерью (инвалидом II группы) остаться на улице.

Череда несчастий

Непростая история женщины началась 6 декабря 2018 года со счастливого, на тот момент, события. Семья из трёх человек — Ольга, её муж Александр и дочь Кристина — взяла ипотеку для покупки двухкомнатной квартиры на проспекте Победы. Главным заёмщиком стал Александр. Когда-то он был профессиональным сварщиком, но получил инвалидность — лишился обеих ног. Женщина не работала из-за инвалидности, к тому же нужно было ухаживать за мужем и дочерью. Вся семья жила на пенсию Александра и различные пособия — выходило чуть более 30 тысяч рублей.

Через несколько дней после получения ипотеки супруги пошли в храм.

— Мы часто бывали здесь, иногда обращались за помощью к прихожанам. В храме я отлучилась на пару минут. Прихожу — а мужа нет, — вспоминает Ольга. — Кто-то увёз его на коляске. Позже выяснилось, что это были цыгане: они заставляли мужа просить милостыню. За несколько месяцев, пока мы и полиция искали мужа, накопился долг по ипотеке. Наших с дочерью пособий на оплату и проживание не хватало, а пенсию Александра в его отсутствие какое-то время не отдавали.

Долговое наследство

 

В апреле 2019-го полиция отыскала главу семьи и вернула его домой. Но череда несчастий продолжилась: в 2021 году Александр умер.

— В наследство мы получили квартиру, но платить за неё не смогли, — говорит Ольга. — Просрочки продолжали накапливаться.

Липчанка осталась практически без средств к существованию — помимо взноса по ипотеке и коммунальных услуг, немалые деньги требовались и на лечение дочери. На работу она долгое время не могла устроиться. Вдобавок в квартиру зачастили представители банка — требовали погасить долги.

Согласно ст. 112 Гражданского кодекса РФ, наследники принимают на себя не только деньги и имущество, но и долги умершего родственника.

Обратить взыскание на квартиру

 

Вскоре банк обратился в суд, было возбуждено дело о взыскании долгов. Суд встал на сторону банка. Как указано в постановлении, решено «взыскать в пользу банка задолженность по кредитному договору в сумме 2 млн 589 тысяч рублей. Обратить взыскание на заложенное имущество — квартиру». Обжаловать решение суда Ольге не удалось. Единственное, ей дали отсрочку: исполнительное производство отложили до декабря 2023-го.

— Родственников у нас нет, другого жилья тоже — старую квартиру, доставшуюся мне от родителей, мы давно продали и вложили часть денег в ипотеку, а оставшимися средствами погасили некоторые долги, — сетует Ольга.

Весной липчанка всё-таки смогла устроиться на работу. Но и тут не повезло: женщина сломала ногу и была вынуждена уйти на больничный.

Надеюсь на помощь неравнодушных

По просьбе «Первого номера» Ольгу Шуваеву проконсультировал ведущий юрист по банкротству граждан Андрей Переверзев:

— Ситуация, увы, печальная. Да, до декабря, пока действует отсрочка, можно поправить

 положение и начать выплачивать долг. Если бы зарплата липчанки была побольше, можно было бы начать процедуру финансового оздоровления — выстроить новый график погашения ипотеки. Выплата пени и штрафов при этом замедляется. Есть вариант с реструктуризацией. Однако у героини всё непросто с деньгами. Поэтому, если никакой денежной помощи не предвидится, липчанке предстоит готовиться к худшему. Она сможет получить временное жильё (скорее всего, в общежитии) и встать в очередь на улучшение жилищных условий. Чтобы избежать подобного печального исхода, советую всем просчитать свои возможности даже не на год, а на десятки лет вперёд. Желательно заручиться поддержкой близких людей. Лучше семь раз отмерить и один раз отрезать, чем потом остаться без квартиры!

— Есть надежда на реструктуризацию ипотеки, сейчас занимаюсь этим. Но всё равно понимаю, что нужно выплатить большую сумму — 2,7 млн рублей, — говорит Ольга Шуваева. — Поэтому обращаюсь ко всем неравнодушным за помощью! Остаться зимой на улице — это страшно, невозможно!

Текст: Анна Дикарева

Фото: Сергей Паршин