15 февраля 1989 года завершился вывод последних советских войск из Афганистана.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Они входили в Афганистан, чтобы выполнить интернациональный долг. 2 740 жителей Липецкой области защищали там рубежи Родины. 72 — погибли. Двое пропали без вести.
Афганское поколение
Валентин Алексеевич Ивашов — военный фельдшер, майор в отставке, принадлежит к «афганскому» поколению. Явлению, в наше время ставшему символом.
— Наши войска в Афганистане никогда не были войсками оккупационными. Ни юридически — они находились там по приглашению законного правительства, единственно существующего и международно признанного, находились в соответствии с заключённым ранее договором о взаимопомощи. Ни по целям пребывания — у нас не было никаких отдельных интересов, кроме интересов афганского правительства и народа. Мы не искали никаких экономических, корыстных выгод. В 18–20 лет наши ребята, да, сражались за чужой народ. Но мы понимали, что это защита южных рубежей нашей страны. Помогали афганскому народу, потому что их враги — это наши враги, — пояснял Валентин Алексеевич, когда я спросила о материи Афганской войны.
Война ради жизни
Валентину Алексеевичу Ивашову было 30 лет, когда он уезжал в Афганистан ради того, чтобы сохранить жизнь солдат, — медицинским работником.
— Я был одним из первых, кто входил в Афганистан, — вспоминает Валентин Алексеевич. — По распределению в 1978 году приехал в самую южную точку Туркмении — город Кушка (сейчас Серхетабад), чтобы служить в танковом полку 5-й гвардейской дивизии.
10 декабря 1979 года советское правительство подписало договор об оказании военной помощи Афганистану, где произошла революция.
— Помню, как подняли нас рано по тревоге, отвезли в сопки, там нас укомплектовали, и 28 декабря мы уже входили в Афганистан. Конечной нашей точкой стал город Шинданд, — вспоминает Валентин Алексеевич. — Первое время всё было спокойно. Но граница с Ираном проходила близко, там были люди, настроенные против революции, они-то и поджигали ситуацию. Ну и душманы, жившие в горах, которые были против революции. Понятие «душман» откуда родилось? Афганцы религиозны, как все мусульмане. Стоило кому-то высказаться в каком-нибудь селении о религии неодобрительно, его изгоняли. Он становился душманом («душман» в переводе с пушту «враг». — Прим. ред.). Изгой уходил в горы и периодически оттуда совершал набеги: то барана или козу украдёт, а если по-крупному, то воровал женщину, с этой ханым создавал семью, обосновывался в горах. Когда же зажиточные афганцы стали выступать против народа, то тоже шли к душманам.
Шурави — милый друг
Медицина в бой не идёт, но каждый военный врач, фельдшер, медсестра смотрят в глаза смерти ежедневно. И патрули приходилось сопровождать под горячими пулями, и раненых переправлять, и афганцев лечить довелось.
— Афганцы вообще любят лечиться, — улыбается Валентин Алексеевич, — чтобы перевязывали, уколы делали. Как-то в городе Гиришке, где стоял наш батальон, приехал ко мне глава города, Арам его звали. Просит: «Прими человека, он бедный, с дочкой там что-то». А дочери годиков пять-шесть. Я послушал — хрипы, воспаление лёгких у неё диагностировал. В шприц набрал пенициллин, потом стрептомицин, сделал укол. Отправил их домой: «Утром завтра приходи с дочерью, только обязательно». Он её на ослика посадил, уехала моя пациентка. А утром, смотрю, девочка идёт впереди и ослика ведёт, а отец верхом на нём едет. Я ещё укол ей сделал под отцовское: «Ой, ой, Аллах помог». Я говорю: «В Аллаха не верю». А он всё равно: «Шурави, шурави». Так нас звали афганцы уважительно. Шурави на их языке «друг», «милый».
Без срока давности
В 1981 году для Валентина Ивашова закончился срок службы в Афганистане. Он вернулся в Липецк, поступил на работу в УФСИН. Работал в лечебно-трудовом профилактории, лечил людей от алкоголизма.
— А потом я ушёл из медицины, стал оперативным дежурным, получил звание майора, — рассказывает ветеран Афганистана. — Сейчас же моя основная задача — это работа со школами и на Посту № 1. На Пост № 1 и родители приходят, с ними тоже говорим на общевоенные темы. Недавнюю встречу посвятили нашему липчанину-афганцу, не сдавшемуся в плен, подорвавшему себя гранатой Андрею Смыслову. Улица его имени есть в Липецке. Школа № 28, где он учился, также носит его имя.
Валентин Алексеевич о своей мирной жизни говорит скупо, чётко, по-военному. Больше о нём узнали от его молодого коллеги, председателя Липецкой областной общественной организации «Наследники Александра Невского» Ивана Боева:
— Многолетняя общественная деятельность Валентина Алексеевича направлена на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, верности воинскому долгу и уважения к исторической правде. Он работает в образовательных учреждениях, давая «Уроки мужества», участвует в проекте «Историческая память», в показах переносной выставки трофейных экспонатов из зоны СВО и знакомит молодёжь с возможностями ведомственных силовых структур. В своих выступлениях Валентин Алексеевич не просто рассказывает о годах службы — он передаёт живой опыт боевого братства, стойкости и беззаветной преданности Родине. Его слова о цене мира и свободы находят отклик в сердцах юношей и девушек, формируя у них чувство ответственности за будущее страны.
Особый фронт работы майора Ивашова — в области преемственности поколений: ветеран несёт знамя памяти от защитников Афганистана к тем, кто сегодня стоит на страже Отечества — участникам СВО.
— Мы проводим встречи с детьми, родителями, отвечаем на их вопросы. На встречи приходят один «афганец», один «чеченец» и один участник СВО, отпускник иди демобилизованный. Побеседуем, а потом говорим: «А теперь вопросы задавайте». Школьники обычно спрашивают, как медпомощь оказывалась тогда в сравнении с нынешней военной ситуацией. Конечно, нет никаких сравнений. У меня одна сумка была, один вид бинта. А сейчас бойцы сами жгуты могут на себя накладывать, — рассказывает Валентин Алексеевич. — Спрашивают вообще о военных действиях, какое оружие применяется. Много таких ребят, которые хотят посвятить себя военному делу. Много.
Такие встречи сплачивают молодёжь вокруг общих ценностей. Вклад Валентина Алексеевича в патриотическое воспитание трудно переоценить. Он живой мост между эпохами, пример служения без срока давности.
Текст и фото: Светлана Чеботарёва
