С конца 2000-х, когда была запущена программа переселения соотечественников, в Липецк из Молдовы переехало больше 2 000 молдаван. Первым была семья липецкого офтальмолога Андрея Ротаря.
В 2008 году Андрей Ротарь со своей супругой и маленьким сыном приехал в Липецк из Кишинёва, где закончил медицинский институт и некоторое время работал в тамошних клиниках. В Липецке он стал первым офтальмологом, который поставил на поток инъекции в глазное яблоко.
— Я объездил много ведущих российских клиник и пришёл к выводу, что нам надо практиковать эти инъекции. В Липецке их не то, что бы не делали вообще. Делали, но крайне редко.

Сделать себя в России
Уезжать из Молдовы Андрей не собирался. Но сначала массово собрались евреи, которые подались в Израиль и Америку. Потом — русские. И хотя Россия для Андрея — второе Отечество: мать у него русская, из Воронежа, думал обосноваться в Кишинёве. Но, когда акончил медицинский институт, понял, в Молдове ему делать нечего по нескольким причинам.
— Там врачи очень мало получали, — рассказывает Ротарь. — На тот момент, когда мы собрались в Россию, мне платили по курсу 3–4 тысячи рублей. Когда я устроился работать в Липецке, мне сразу дали 16. Кроме того, мы с супругой работали на двух работах, как это обычно делают врачи, и у нас получался хороший доход. Мы здесь почувствовали себя людьми.
Конечно, и в Кишинёве для врачей есть хлебные места, но устроиться на них без влиятельных родственников или знакомых практически невозможно.
— В Молдове очень сильно развито кумовство, — говори Андрей. — Те, у кого есть связи, идут впереди планеты всей, а кого нет — тому нечего там делать. Здесь в России ценят специалистов. И если человек работает, если он что-то из себя представляет, он может многого добиться. Я могу об этом судить по своему опыту.
И, наконец, из-за одного медицинского оборудования, говорит врач, стоило поменять Кишинёв на Липецк.
— Молдова тогда умирала в плане медицины. В Липецке совсем другой уровень. Особенно в отношении медицинского оборудования. Офтальмология очень сильно на него завязана. Она без оборудования — ничто.
Липецк виноградный
Липецк удивил Ротаря не только с точки зрения развития медицины, сытной жизни и возможности добиться успеха своими силами. Больше всего его, как, впрочем, и всех других выходцев из солнечной Молдавии, удивило местное виноградарство. В Молдове культивируют 35–40 сортов винного и столового винограда. Андрей был поражён, когда узнал, что 17 частных виноградных питомников Липецкой области возделывают 468 сортов.
— В Молдове таким количеством сортов не занимаются даже очень крупные сельхозпредприятия, — заметил Ротарь, — а частники имеют два-три сорта, которые в основном идут на вино.
Красивый, уютный, современный
Когда Ротари выбирали место для жительства в России, им предложили три города: Калугу, Тверь и Липецк. Сам Андрей Ротарь вырос в городе Бельцы на севере Молдовы. Это город сопоставимый по архитектуре с Липецком. Живёт в нем около 150 тысяч человек. В республике он считается третьим по величине, и его иногда называют северной столицей Молдовы. Потом он долго прожил в Кишинёве. И ему было с чем сравнивать русские города.
— Сначала мы поехали посмотреть на Калугу, — рассказывает Андрей. — Она нам сразу не понравилась. Это старый уездный город. В Твери, в принципе, мы могли бы осесть, но, когда приехали в Липецк, мы поняли: это то, что ищем. Широкие улицы с хорошими дорогами. Много новостроек. В общем, красивый, уютный, современный город. Конечно, получив гражданство, мы могли бы перебраться в Воронеж, но я его не люблю. Как город, да, это всем городам город, но жить в таких городах невозможно. Из-за одних только пробок. Кто знает, что такое Московский проспект, тому не надо ничего объяснять — туда, если попал, то выберешься обратно в лучшем случае часа через 2–3.
Додон — наш президент
Андрей Ротарь, как и все члены молдавской диаспоры, не забывает свою историческую родину и участвует в том числе в её политической жизни в качестве избирателя. Все липецкие молдаване, как он рассказывает, голосуют за Игоря Додона. Они уважают Додона за две вещи: за то, что он отстранил от власти олигархический режим, от которого многие из них пострадали, и за то, что наладил добрые отношения с Москвой.
— Он дружит с Путиным, и для нас это очень важно, — говорит Андрей. — Мы хотим, чтобы Молдова и Россия были добрыми друзьями. Поэтому во время предыдущих президентских выборов, глава нашей диаспоры Виктор Стадницкий собирал всех молдаван Липецка, Воронежа и других городов, мы ездили в Тулу и голосовали.
Охранять покой липчан
По словам Виктор Стадницкого, в Липецкой области живёт около 4500 молдован, которые оказались в Липецке по программе переселения соотечественников. Самое известное предприятие, которое они создали в Липецке, это компания «Stels Security». Она охраняет липецкие школы, детские сады, банки, предприятия и входит в группу «Безопасный город». Одним словом, молдаване, которые там работают, охраняют покой липчан, которые дали им вторую родину.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин
