В разгаре Святки — яркое и волшебное время от Рождества до Крещения. Отсияли свечи на торжественных службах, те, кто соблюдал пост, разговелись за обильным столом. Самое время гулять и праздновать. Эти 12 зимних дней по традиции на Руси проводят ярко и весело: в приёмах гостей, играх, забавах, колядках и гаданиях.
Пожалуй, лучше всех в области народные обычаи знает Кристаллина Иващенко — руководитель заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля «Воскресение», лауреат премии Правительства РФ «Душа России», заслуженный работник культуры РФ, на церемонии вручения государственных наград покорившая верхнедонскими напевами самого Владимира Путина. О том, как праздновали Святки наши предки, — в её рассказе.
Языческое и христианское
— «День стал длиннее на воробьиный скок» — так в народе называли период зимнего солнцеворота. На Руси в эти дни ещё с дохристианских времён совершали особые действия, — чтобы обеспечить благосостояние на весь будущий год, — рассказывает Кристаллина Иващенко. — Потом языческие традиции соединились с православными и так, рука об руку, дошли до наших дней. Во время Святок воспрещалось выполнять любую работу. В эти дни «не пряли, не ткали, не мыли, не стирали. Отдыхали, ходили по гостям». На липецкой земле по сей день сохранились языческие ритуалы готовить кутью, колядовать и бесчинствовать, жечь пурину (солому). Они сосуществуют с православными обычаями христославить, рисовать кресты на дверях, освящаться крещенской водой.
Колядки под Рождество
— В Рождественский сочельник (6 января) повсеместно люди соблюдали строгий пост, ничего не ели и не пили «до первой звезды». Вечером на стол ставили кутью или сочиво — кашу, сваренную из злаков, сдобренную сухофруктами и мёдом. В селе Волчье Добровского района на ужин готовили 12 блюд — по числу апостолов. Все блюда обязательно были постными. Рождественской ночью по улицам многих липецких сёл и сейчас рассыпаются компании ряженых. В вывернутых тулупах, с измазанными сажей лицами, с приделанными рогами и хвостами они ходят по дворам и поют колядки. Например, в Боринском засыпают двор зерном и припевают: «Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!». В Талицком Чамлыке поют: «Кто даст пирога, тому полон двор скота, овин с овсом, жеребца с хвостом!». В Воловском районе: «Отворяй ворота, подай пирога, а не дашь пирога — мы корову за рога! А дашь сала — всё на место встало!». Часто колядовщики сначала поют рождественский тропарь, славят Христа, потом садятся на порог, на подстеленную шубу, и приговаривают добрые пожелания для хозяев и скотины. И везде звучит звонкий припев: «Открывай сундучок, доставай пятачок!». Хозяева стараются щедро наградить ряженых — ведь от этого, по поверию, зависит их благополучие в будущем году.
Авсень и старый Новый год
— В народе этот день (14 января) называют «Коляда — Васильев вечер». По нему старались узнать о будущем урожае, о своей судьбе, совершить массу ритуалов на благополучие в новом году. В липецких сёлах в этот день «кликали Авсеня» — задабривали древнего языческого бога, причём в большинстве «закличек» упоминаются христианские праздники Рождество и Крещение, вспоминают и святого Василия Кесарийского, чью память отмечают в этот день. Кликальщики Авсеня посыпали хозяев зерном и желали благоденствия. Во многих сёлах, например в Васильевке Воловского района, готовили обрядовую еду: кишки и голову от поросёнка, так как поросёнок, по мнению жителей, являлся символом благоденствия. В добровской деревне Никольское под старый Новый год был обычай кроить новые женские рубахи — «чтобы холсты не переводились».
Очиститься и обогреть покойных
— Подмести и выбросить на Святках мусор, сжечь солому, чтобы «погреть пятки покойным родственникам» или «обогреть младенца Христа» — эти обычаи до сих пор бытуют во многих липецких сёлах. Костры из пурины зажигают во дворах, как стемнеет, часто в них бросают зерно и корм для живности. Во время горения стоят молча, вспоминая умерших. Считается, что в это время усопшие родители приходят греться, а от этого огня «пшеница народится ярая». В Добровском, Чаплыгинском, Добринском районах в кострах сжигали ненужные вещи, которые собрали в течение года, иногда делали и сжигали чучело: «сжигаем старый год и все свои грехи, а новый год уже по-новому начинаем».
Суженый-ряженый
— На Руси считали: в святочные дни размыкается граница между тем и этим светом. В мир людей приходят души умерших предков. Это даёт возможность заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Девушки «ворожили» на будущего жениха, женщины — на урожай. Чтобы узнать имя суженого, утром выходили с блином на улицу и спрашивали первого встречного, как его звать. Или писали записки с именами и на ночь клали «под святые» (под иконы), утром вытягивали одну из них. Одну из бумажек оставляли пустой, достать её означало: в этом году девушка замуж не выйдет. В Студёных Выселках девушки «выгавливали» жениха: на Свечки (18 января) «до звезды» ничего не ели, а вечером выходили спиной вперёд на улицу и ждали, кто из мужчин первым появится возле дома. Чтобы узнать, в какую сторону выйдут замуж, девушки бросали «осмёток» (валенок) через крышу дома. В какую сторону укажет носок обуви, туда и уедешь. Или к вечеру выходили слушать лай собаки: в какой стороне залает — там и жених. О достатке и характере мужа узнавали втак: ночью шли в сарай и привязывали к одной из овец свою ленту. Утром по тому, толстая овца или худая, угадывали, богат ли будет суженый. Или приносили в дом курицу и клали перед ней хлеб, воду, зеркало, тёрку, нож. То, что курица направлялась к хлебу, означало: муж будет хозяйственный. К воде — пьяница. К зеркалу — форсун. К тёрке — рябой. К ножу — хулиган. По характеру курицы угадывали и характер будущей свекрови: «если квохчет — будет сварливая». Если курица внезапно взлетала по направлению к иконам, считалось, что девушка так и не выйдет замуж, «невестой помрёт». Во многих липецких сёлах девушки узнавали, будет муж драчливым или нет, деликатным способом: вечером раздевались догола и садились в снег. Утром смотрели: если отпечаток на снегу в рубцах — будет бить, если чистый — нет. Чтобы узнать облик жениха, перед сном у кровати ставили «колодец» из спичек или щепок и говорили: «Суженый-ряженый, приди умыться, воды напиться!». Парень должен был присниться во сне. Или зажигали бумагу, смятую в комок, и по тени на стене старались угадать его черты. Гадали с зеркалом: ставили его перед собой, в стакан клали кольцо, рядом находились полотенце и три свечи. Ровно в полночь смотрели в зеркало. Гадание считалось опасным: при появлении в зеркале лица нужно было быстро накрыть его полотенцем, «иначе получишь пощёчину».
Чередить и чепушить
— Во многих сёлах в эти дни молодёжь — парни и подростки — устраивали «чередилки»: запирали снаружи двери домов, связывали двери соседей, угоняли сани под гору, растаскивали дрова, привязывали на нитку камешек и подвешивали к окну, чтобы от ветра он постукивал по стеклу. Даже переносили туалеты на другую сторону улицы или ставили посреди дороги. Делали пугала: в тыкве прорезали отверстия, будто глаза, нос и рот, вставляли вовнутрь лучину и пугали встречных в темноте. «Старшие на чепушилки дюже не злились, такая заправа была».
Крещенские обычаи
— В народе говорят: Крещенье — Святкам завершенье. 18 января, на Свечки, соблюдали строгий пост, ничего не ели «до звезды». На реках и прудах прорубали иордань — ритуальную прорубь в виде креста или круга. Ночью святили воду и окунались в неё, этой водой окропляли дома, скотину, сараи и хлева. На дверях рисовали кресты. Освящённую воду хранили весь год. Бабушки рассказывают: даже когда были закрыты церкви, примерно в 12 часов ночи начиналось движение воды, был слышен треск. «Поём молитвы у воды, а сами слушаем. Время подходит — лёд бах! Бах! Трещит. Как вода колыхнётся — тогда её брали». Очевидцы рассказывают — одним из чудес этой ночи является то, что на вербе распускаются почки. Рассказывают: «Вербушка — святое дерево. На несколько минут раскрывается, начинают трещать почки — и тут же закрываются. Побыла белая и опять закрылась». «Первый номер» благодарит Кристаллину Иващенко за возможность использовать при подготовке статьи материал из её книги «Календарные обряды Верхнего Дона».

Святочные игры
Молодые люди в эти вечера веселились и играли в особые игры, часто именно на таких посиделках находя себе «пару».
Бояре
Девушки и парни собирались в избе «карагодом» (большой группой). «Бояре, вы зачем пришли? — Невесту выбирать. — А какая вам нужна? — Нам вот эта нужна. — Она к вам не подойдёт. — Мы ей пряничка дадим. — Она прянички не ест. — Мы наряды ей дадим. Мы ей молодца найдём. — А хорош ли молодец? — Всем наш молодец хорош. — Она с молодцем пойдёт!».
Кольцо
Водящий отворачивался, в это время кому-то из девушек тайком отдавали кольцо. Водящий должен был угадать, кому. Если угадывал — они с этой девушкой целовались.
В поцеловки
Более откровенный вариант игры «Кольцо». На лавку посреди избы садился парень и вызывал девушку целоваться. Потом парень вставал, и уже девушка вызывала целоваться следующего.
Хорош сосед
Девушки становились в круг, а парня, «соседа», ставили в центр и завязывали глаза. Хоровод двигался до тех пор, пока парень говорил «стоп». Его спрашивали: «Хорош сосед?» Если отвечал: «Плох!», хоровод кружился, пока не скажет: «Хорош». Тогда парень с доставшейся девушкой садились и целовались.
В скамеечки
Парень и девушка садились на скамейку спинами друг к другу и по команде поворачивали головы. Если в одну сторону повернут — целуются, если в разные — на их место садится другая пара.
Текст: Марина Карасик
Фото: Павел Покидов, Николай Черкасов и из архива ансамбля «Воскресение»



