Как в Липецке организована реабилитация инвалидов.
В Липецкой области больше 108 тысяч человек с инвалидностью. Каждый из них — и ребёнок, и взрослый — имеет право дважды в год пройти бесплатную реабилитацию. Те, кто живёт в областном центре, могут обратиться за ней в «Мой реабилитационный центр» на улице Папина. Психологи, логопеды и другие специалисты помогают людям стать здоровее, найти радость в жизни и обрести надежду.
Зажги свою лампочку
Светлое помещение, улыбчивые сотрудники — это первое впечатление, которое получаешь, переступив порог центра. Те, кто стесняется или сомневается, расслабляются, почувствовав: их здесь ждут. Даже кабинеты тут — с неформальными душевными названиями. В кабинете «Богатырская силушка» идут занятия по АФК — адаптивной физкультуре. Психолог принимает за дверью с табличкой «Нет проблем». В сенсорной комнате попадают в «Мир чудес».
В «Мастерской креативных идей» несколько женщин склонились над альбомными листами. В руках — цветные карандаши, лица сосредоточенно-просветлённые. Они раскрашивают сосуды, похожие на стеклянные лампочки. Одна рисует узор, напоминающий сочетание конфет в цветных фантиках. У другой — жёлтый песок, пальмы и шезлонг на морском берегу.
— Это техника наполнения своей внутренней лампочки, того, что будет освещать вам жизнь, — объясняет культорганизатор центра Кристина Дикарёва. — По-другому, техника аккумуляции энергии, это сейчас модно. Каждый рисует, что хочет, о чём мечтает. Ведь у нас, женщин, как? На шее всегда работа, дом, быт — бывает, просыпаешься и не знаешь, за что хвататься: то ли балкон разобрать, то ли бельё погладить. Руки опускаются от этого снежного кома задач, давление внешнего мира не даёт нам расправить плечи, вздохнуть свободно. А если взяться часик порисовать? Ведь это не просто каракули, мы воплощаем свою мечту. Мысли в порядок привела, удовольствие получила — вот ты и сама восстановилась, и другим светишь. Кстати, эти рисунки действительно наполнены энергией, это проверено моим котом, — смеётся Кристина Алексеевна. — На старые он внимания не обращает, а на новые всегда укладывается.
Метафора для души
С помощью написания метафорических картин Кристина Дикарёва учит женщин раскрывать свою «внутреннюю богиню». К примеру, рисуя бабочку, ощутить себя молодой, полной сил и прекрасной — чтобы, как она, порхать над жизнью и не забывать, что именно мы, женщины, украшаем этот мир. На занятиях не только используют интересные живописные техники: нейрографику, пуантилизм, но и поют, танцуют, лепят из глины и пластилина, раскрашивают антистрессовые раскраски.
— Одна женщина создала чудесный коллаж на тему «отпуск», — рассказывает культорганизатор. — Из журнальных вырезок сотворила настоящий шедевр. Оказалось, она уже два года не отдыхала и мечтала об этом. А мужчина с помощью рисунка признался в любви к жене. Он после инсульта плохо разговаривал, так что выразил свои чувства на бумаге.
— Я с детства не держала в руках карандаши, — признаётся Ольга, женщина лет 50, которая рисует пляж. — Сама не ожидала, что изображу именно это. Море, чайки, пальмы — видимо, об этом я мечтаю. Мне очень нравится метафорическое рисование. Но дома я этим точно не буду заниматься — некогда. Так что тут, в центре, отдыхаю душой.
Стань хозяином своей Вселенной
Кабинет реабилитолога называется «Центр Вселенной». Мебель, бытовая техника, особый шкаф, к которому можно подъехать на коляске, стабилоплатформа, на которой тренируют равновесие и координацию движений, — всё для того, чтобы люди после инсульта или инвалиды-колясочники избавились от чувства беспомощности, снова почувствовали себя хозяевами собственной жизни.
— Они тут и блины пекут, и кексы, и каши варят, — рассказывает специалист по социально-бытовой реабилитации Софья Ланских. — Машинки работают: стиральная, посудомоечная. Именно реабилитанты самостоятельно всё делают. И кровать заправляют, и вещи в шкаф складывают. Занятия направлены на развитие мелкой моторики.
На столе перед женщиной в возрасте — коробка, наполовину наполненная фасолью. Елена Аксёнова — позже мы познакомились, — не глядя в коробку, сосредоточенно возится в ней.
— Вы, словно Золушка, что-то ищете?
— Да, тут 10 пуговиц спрятано. Искать нужно на ощупь, не подглядывать, вот я и гляжу по углам. Пять нашла, а больше никак. Думаете, это легко? Сами попробуйте.
Я не нашла ни одной. Сыпучая фасоль никак не давала вычленить пуговицу из своей массы. Видимо, мелкая моторика у меня плохо развита.
Организовать мышление
В кабинете логопеда — он называется «Поговорим» — филворды. Это головоломки кроссворды в виде сетки с буквами, где нужно найти спрятанные слова. Их здесь много, любых уровней сложности: и для детей, и для взрослых. Оборудован кабинет с учётом разных потребностей, есть пособия даже для слепых и глухих.
— Мы пробуем составлять слова из букв, — рассказывает логопед Марина Широкова. — Занятие направлено на организацию мышления. При чтении человек выхватывает образ слова. Кто-то делает это быстро, кто-то нет. Слова сложные, найти их тяжело. Мозг включает алгоритмы поиска слова — и запускаются речевые процессы.
— Это очень трудно, но интересно, — говорит Галина Порядина. — Я работала старшей медсестрой, с буквами профессия не связана, поэтому для меня всё в новинку. После сложной травмы год лежала без движения, сейчас усиленно стараюсь восстановиться. Учреждение очень доброе, от занятий большая польза. Девочки-специалисты стараются помочь, дать нужные упражнения. Сюда приятно просто приходить: позитивное общение, доброжелательные лица. Я довольна.
Восстановить на все сто
— Я по профессии инженер, во взрослой жизни никогда не держал в руках кисточку, — делится 60-летний Олег. — А здесь, в «Мастерской креативных идей», посмотрите, какую красоту творю. Акриловыми красками расписываю баночку — получается подсвечник. После инсульта у меня дрожат руки, но вроде неплохо выходит. Здесь во всех кабинетах что-то своё, особенно мне нравятся занятия у психолога — он заставляет напрягать мозги.
— Очень много запросов на реабилитацию после инсультов, на восстановление речи, — рассказывает психолог Анастасия Рогова. — Есть особые программы. Например, делая упражнения руками и одновременно проговаривая действия, мы развиваем межполушарное взаимодействие. У мозга есть нейропластичность: если одна часть теряет свой функционал, другая приходит на замену. Упражнения дают хороший результат.
Реабилитация на дому
Специалисты центра работают не только в офисе. К самым тяжёлым ребятишкам ездят на дом. Грант на воплощение проекта «Домашний микрореабилитационный центр» областной Центр соцзащиты населения получил от фонда «Моя семья». С 2023 года домашнюю реабилитацию прошли уже больше 100 детей.
С логопедом Светланой Черных и специалистом по реабилитации Анной Кукуевой едем к 7-летней Эмилии. Потом девочку посетят психолог и инструктор по адаптивной физкультуре, занятия чередуют.
— Привет, Эмилька! Ты нам рада? Соскучилась? — спрашивает Анна Кукуева.
— Да! Будем рисовать! — улыбаясь во всё лицо, отвечает девочка, сидящая в инвалидной коляске.
Сначала Эмилии предлагают назвать предметы одежды, которую носят зимой, потом самой надеть на плоскую куклу одежду на магнитиках. Всё, что делает девочка, её просят проговаривать.
— Мы отрабатывали навыки социально-бытовой и социально-средовой реабилитации, — объяснила позже Анна Кукуева. — То есть бытовые навыки и навыки общения с людьми. И работали над мелкой моторикой.
А Светлана Черных провела с Эмилией ряд специальных упражнений. Девочка говорит не очень разборчиво, необходимы постоянные тренировки.
— Ой, какая умница Эмилия! — ласково приговаривает логопед. — Уже умеет сама делать и «заборчик», и «блинок». А какая красивая у тебя улыбка!
Затем с помощью пальчиковых кукол они вместе показали сказку. Причём «Репку» Эмилия не захотела, а вот предложение поставить «Колобка» восприняла с восторгом.
Нужны не эмоции, а профессионализм
Мама девочки Мириам рассказала: несмотря на сложнейший диагноз и несколько перенесённых операций, Эмилия очень жизнерадостная и любит общение, некоторое время ходила в садик и в группе была одной из самых сообразительных. Ей нравится заучивать стихи, слушать музыку и подтанцовывать. А ещё — фотографироваться, она мечтает быть моделью.
— Сейчас я вынуждена постоянно быть с дочкой, — делится Мириам. — Папа работает на двух работах. Девочки из соццентра очень облегчают нам жизнь, мы Богу за них молимся: ребёнок развивается прямо на глазах. Эмилька их очень любит.
— У нас все дети непростые, — рассказала позже Светлана Черных. — Со сложными патологиями, нарушением жизненных функций. Есть и слепые, и глухие, и со сложной формой ДЦП. К примеру, у 11-летнего Арсения нет речи, только лепет. Но мальчик он очень позитивный, с богатыми эмоциями, ему всё интересно. Вы знаете, мы сами заряжаемся от него доброй энергией. С такими детками занимаемся уже два года. Поначалу психологически было очень тяжело, они мне даже во сне снились. А потом я поняла: здесь нужны не мои эмоции, а мой профессионализм.
О многих из своих подопечных специалисты говорят с восхищением. Например, 7-летний мальчик с синдромом Аспергера читает с двух лет, а считает в уме миллионами. Он уже работает в детском модельном агентстве, а в быту — беспомощен.
Общая задача
Специалисты оказывают и платные услуги для детишек-инвалидов, если курс реабилитации закончился, а родители видят результат от работы логопеда, реабилитолога, психолога и хотят, чтобы с ребёнком занимались и дальше, рассказала начальник отдела комплексной реабилитации и абилитации инвалидов филиала № 20 по Липецку Анна Давидова.
Сам курс реабилитации длится три недели. Дважды в год его может пройти любой инвалид, если это предусмотрено ИПРА — индивидуальной программой реабилитации. Самому младшему реабилитанту было три года, самому возрастному — 87. С каждым годом желающих пройти эти курсы всё больше. Перед началом работы специалисты — всего в центре их 17 человек — изучают особенности каждого реабилитанта, намечают примерный план работы. И все вместе, одной командой, решают общую задачу.

Инклюзия48
В «Моём реабилитационном центре» людей с инвалидностью подключат к платформе «Забота. Инклюзия48», проконсультируют и окажут помощь в оформлении льгот.
— Раньше этой работой никто не занимался, на руки выдавали программу реабилитации и всё, — рассказывает специалист по социальной работе Наталья Кедрик. — У людей по закону две основные льготы: транспортная карта, по которой проезд в общественном транспорте оплачивается в половинном размере, и 50%-я компенсация услуг ЖКХ. Многие и не знают, что им эта льгота положена, удивляются, когда мы звоним.
В 2025 году уникальный липецкий проект «Инклюзия48» стал финалистом Всероссийского конкурса цифрового развития регионов «ПРОФ-IT» в номинации «Народное признание». Проект обеспечивает постоянную связь с куратором. Если у человека возникает вопрос, к примеру, как вызвать социальное такси, что делать, если заблокировалась транспортная карта, он нажимает кнопку «Запросить связь», куратор ему перезванивает.
— То есть понапрасну людей мы не беспокоим, — объясняет Наталья Юрьевна. — Общаемся, если только у них возникает надобность.
Ежедневно к «Инклюзии» подключают по 25–30 «новеньких». Плюс отрабатывают запросы ещё полусотни человек. Сейчас в проекте участвует около 9 000 жителей Липецка, и с каждым днём их становится всё больше.
При необходимости вы тоже можете подключиться к платформе, перейдя на сайт регионального министерства социальной политики.
Набор на реабилитацию
Центр социальной защиты населения Липецкой области ведёт набор детей, которые не могут посещать реабилитационный центр из-за сложного диагноза и высокой степени ограниченной мобильности для реабилитации по программе «Домашний микрореабилитационный центр». Получить подробную информацию можно по телефонам: 55-70-01 (доб. 704) или 8-920-524-18-27.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин
Видео: Центр социальной защиты Липецкой области



