Завершаем публикацию стихов и рассказов, пришедших на конкурс «Добрые истории». Участники конкурса, чьи рассказы были напечатаны, получат электронные сертификаты.
Будем рады отзывам наших читателей на рассказы и стихи, опубликованные в рамках этого новогодне-рождественского проекта. Авторы и мы ждём их по адресу: gazeta1n@ya.ru.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Маргарита Рассказова
Родилась в Лебедяни в 1962 году. Окончила Лебедянское педагогическое училище и Московский государственный заочный педагогический институт (сейчас — Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова). В 1981–2011 годах работала учителем в школе для слабослышащих детей.
Писать стихи начала в 2014–2015 годах.
Большое место в поэзии занимают православная лирика и стихи для детей.
С новым, 2026-м!
Скачет резвая Лошадка
И несёт вам шоколадку:
Сладкую, с орехами
И мешок с успехами.
Ты, Лошадка, принеси
Всем здоровья и любви,
Мир и счастье для детей,
Доброты для всех людей.
С Новым годом!
Лошадь скачет,
Праздник радости не прячет,
А несёт для всех подарки,
Чтобы год был мирным,
ярким!
Рождество идёт
Снежная вуаль падает
с небес…
Праздник Рождества — чудо
из чудес!
Блёстки на снегу, лунный свет
горит…
Весь народ честной в эту ночь
не спит.
Мальчик-Бог рождён для
спасенья нас,
И Звезда зажглась в этот
дивный час.
А душа поёт: Рождество идёт!
Воспевать Любовь всех людей
зовёт!
Вера Чубченко
Живёт в городе Георгиевске Ставропольского края. Автор романа «Вернуться» (16+) (лонглист Международной литературной премии «Я верю в человека», 2024). Публиковалась в альманахах (16+): «Литературное Ставрополье» и «Царицын», ряде газет и конкурсном сборнике «Зимняя
история» (16+) Донецкого отделения Союза писателей РФ и петербургском литературном альманахе «Полынья».
Произведения озвучены народными артистами России Анатолием Лобоцким (сказка в стихах «Лёка и песочные часы» (0+)) Дмитрием Ячевским (рассказ «Январские розы» (12+)) и заслуженным артистом РФ Сергеем Чонишвили (рассказ «Прощение» (16+)).
***
Натужно шаркает декабрь,
В тумане щурясь близоруко.
Слетает белая голубка
На расхоложенную гарь
Земли. В беседной хрипотце
Деревья беззащитно-хрупки.
Морщины — прежних лет
зарубки —
На выразительном лице.
Дни, словно пепел от сигар,
Неуловимо посерели.
Осталось тощих две недели,
И обнулится календарь.
Кому достанется медаль?
Кто сможет пас поймать
в подаче?
С людьми играет старый
мальчик,
И никого ему не жаль.
***
Спасибо Вам за то, что январи
Не властны надо мной, не
задевают.
На полочке стоит Экзюпери,
И Принц, как прежде, Лиса
приручает.
Спасибо Вам за трепетность
весны,
За бесконечность пешеходных
улиц,
Тепло объятий, радостные сны,
За то, что строчки беглые
вернулись.
Спасибо Вам за нежность наших
встреч,
Наполненность недолгих
разговоров,
За то, что Вы умеете извлечь
Сокровища, сокрытые от взоров.
Спасибо Вам за робкую мечту,
Которая смогла осуществиться.
Душевность и заботливость
вплету
В словесные изящные вещицы.
Спасибо Вам за звёзды в вышине,
Я их коснусь — мне всё теперь
посильно.
Спасибо Вам за лучшее во мне,
За веру, за распахнутые крылья.
***
Укроется вечер метелью,
как шалью,
И бусинки звёзд вдалеке
заблестят.
В дворце будет бал, и я Вас
приглашаю,
Примерьте Ваш лучший наряд.
Съезжаются гости: кареты
и сани
Толпятся, шумят у парадных
дверей.
Столичное, знатное будет
гулянье.
Войдём же, войдём поскорей!
Господ офицеров белеют
мундиры,
Чернеют бешметы кавказских
князей,
Сверкают на дамах рубины,
сапфиры
В искусственном свете свечей.
Фигурные танцы, кадриль,
котильоны
И венского вальса беспечный
угар.
Кокетливы барышни,
непринуждённы.
Клубится дымок от сигар.
Под звуки оркестра и ритмы
мазурки
Вальяжно вплывает кудрявый
лакей,
Разносит он сласти. Во всём
Петербурге
Вы их не найдёте вкусней.
И кружимся мы в вихре времени
звонком,
И нежная ручка в широкой моей.
А сердце трепещет пугливым
зайчонком,
Хоть разум твердит:
«Не робей».
Наталья Слободян
Наталья Васильчикова (творческие псевдонимы — Наталья Слободян и Наталья Славянка) родилась в Липецке. Автор-исполнитель.
Занималась творчеством совместно с Борисом Шальневым и Александрой Тамбовской. Состоит в литературном объединении под руководством Геннадия Рязанцева. Печаталась в коллективных сборниках.
В 2025 году стала дипломантом городского творческого конкурса «Дорогами мужества».
Зима за окном
Зима за окном,
И на сердце зима.
Застыли растерянно
Чьи-то дома.
Застыл снеговик
С головою в ведре,
И ёлка с гирляндой
На правом бедре.
Январь начинается.
Новые дни.
Что нам принесут
В этом мире они?
Раннее утро в городе
Все спят — деревья и дома,
И спит холодная зима
в затоне зыбком у реки…
Не спят на речке рыбаки,
и птички песенки поют,
а дворник создаёт уют.
Светлана Чеботарёва
Родилась в Липецке. Закончила филологический факультет ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. Работала в еженедельнике «Липецкие известия». В газете «Первый номер» с 2023 года. Победитель и лауреат ряда профессиональных журналистских конкурсов. В 2025 году стала дипломантом престижного конкурса «Лучшее журналистское произведение года».
Девушки гадали, или Непридуманные истории о желании узнать будущее
Эти гадания как будто подводят итог главных ошибок жизни девушек. А, может быть, само гадание стало кардинальной ошибкой, открывшей ящик Пандоры? Не буду пускаться в угадывания, а передам слова липчанки Анны Ивановны Никитиной, для которой девичье любопытство узнать будущее оставило не просто след воспоминаний, а превратилось в судьбу, как и у двух её подруг.
Желали знать, что будет
— Вот, девки, этой ночью вы и узнаете свою девичью долю, — улыбалась Таисия, уложив двух младших дочек и наблюдая за старшей Машей, которая собралась погадать с подружками.
Три девушки: Аня, Лариса и Маша — тоже веселились и удивлялись, как это курочка может предсказать дальнейшую судьбу, если всё зависит от них самих? Смеялись, а сами зажигали керосиновую лампу в тёти-Таисиной избе. Подготавливали обеденный стол для гадания: налили в три блюдца воды, в миски насыпали пшеницу, которую каждая из гадательниц принесла свою. Покрывали всё полотенчиками, чтобы не просыпалось и не пролилось, ведь куры могут вести себя и не совсем спокойно, тем более в позднее время. Было уже около полуночи, за несколько минут до 14 января 1970 года.
Вошли подруги в холодный сарай, выхватили светом электрического фонарика и поймали ослепительно белых курочек. В те годы в хозяйствах были именно только белые куры.
Курочка по зёрнышку
— Нам было уже по 20 годков, — вспоминает Анна Ивановна, — а такие наивные оказались… Идея устроить святочные гадания пришла в голову Ларисе. Она приезжая и привезла с прежнего места эту страсть узнать, какой будет суженый, хотя бы в шутку. Раньше мы никакими гаданиями не занимались, потому что, с одной стороны, были комсомолками, соответственно, в предрассудки не верили. А с другой стороны, в домах наших были оформлены красные углы с иконами Христа, Божией Матери и других святых, украшенные нарядной «обрядой» из красивых кружев, ярких ленточек. По праздникам наши мамы зажигали в красных углах лампады. Теперь уже это делаю сама…
Но мать Маши поддержала идею Ларисы и разрешила взять курочек для нашего первого эксперимента. Для его «чистоты» нужны были петухи, но где же тремя петухами в одном хозяйстве в то время было разжиться? Вот и решили гадать на курах.
Расселись по разным сторонам стола, курочек выпустили на столешницу и ждут, не дышат.
Курица в руках Маши сначала нахохлилась, потом начала метаться: то попьёт водички, то поклюёт, а тут уже и на пол совсем слетела — еле поймали её. И что же оказалось потом в судьбе Маши?
Маша в то время серьёзно дружила с соседским парнем Николаем. Кажется, всё у них было хорошо, но до тех пор, пока Маша забеременела и рассказала об этом Николаю. Мы, подруги, ещё долго об этой ситуации не знали. Маша как-то затихла, отдалилась от нас, погрустнела. И когда уже мы сами заметили резкие перемены в ней, она открыла свою тайну со слезами. Николай вскоре отвернулся от неё, а после рождения дочери вовсе исчез, уехал куда-то на работу и очень редко стал приезжать к своим родителям. Лену — так назвали девочку — он так и не признал своим ребёнком, и родители Николая тоже не признавали её своей внучкой, хотя все знали, что Коля дружил только с Машей. Да и Лена похожа на него — как не заметить?
Позже Николай женился. Родители его всё боялись, что Маша принесёт дочку к ним в дом в день свадьбы и разрушит брак сына. Однако Маша, большим усилием воли смирившаяся со своей участью, не собиралась нести ребёнка в ставший ей ненавистным дом. Ей и без того тяжело жилось под осуждающими взглядами соседей: в девках, мол, родила дочь.
Я была наречена крёстной матерью Лены, когда мы с Ларисой навещали Машу в липецком роддоме. Но покрестить ребёнка по-настоящему, в храме, так и не получилось. Времени у Маши всё время не находилось. Один раз она приехала в церковь, чтобы совершить крещение дочери, но дверь оказалась закрытой — выходной. Да и в то время мы относились к этому больше с обрядовой стороны, а не как к таинству.
Девочку воспитывала поначалу бабушка Таисия — та, которая позволила нам погадать в святочные дни в своём доме. Жили они бедно, отец Маши умер рано. Но судьба всё равно вывела её на светлую дорогу. Как говорят: кто у людей с краю, у Бога — в красном углу. Маша стала работать, получила квартиру и вышла замуж. В браке родился сынок, и дочку Лену она забрала к себе.
Сейчас Маши уже нет в живых. Лена вышла замуж, живёт далеко от Липецка, связь с ней, к сожалению, утеряна. Но я знаю, что у неё прекрасная семья и родители мужа их поддерживают.
Ларисина судьба
Ларисина курочка в начале гадания посмотрела в зеркало. Потом поклевала, попила спокойно водички чуть-чуть и уснула прямо на руках девушки спокойным сном. Так и проспала курица весь вечер.
Лариса познакомилась с будущим мужем, работая на НЛМК. Саша там оказался в командировке. Когда молодые поженились, Саша почти сразу увёз Ларису на свою родину, в Чебоксары. Поначалу их жизнь складывалась благополучно. Прекрасная и красивая молодая пара, у которой родились красивые дети: Жанна и названный в честь отца и дедушки Александр. От Чебоксарского металлургического комбината молодой семье дали однокомнатную квартиру в новом доме.
Но тут-то муж почувствовал себя хозяином жизни и стал прикладываться к стакану. Сначала после работы и по выходным, потом и вместо работы. Его часто увольняли, хотели этим отлучить от пьянства, потом вновь принимали в свой коллектив (он был первоклассным мастером в металлургической отрасли). Но Саша стремительно и залихватски катился в запойную пропасть, и никакие увольнения, слёзы жены, увещевания родственников не могли помешать ему.
Семья распалась. Лариса много работала — помощи ждать не от кого. После развода перевезла к себе своих престарелых родителей, которые были фронтовиками: отец — бывший офицер, мать — фронтовая медсестра, работала в медсанбате до Победы. Их поставили на льготную очередь на жильё, и через некоторое время семья получает общую трёхкомнатную квартиру. Жить стало свободнее, да и пенсии родителей стали хорошей поддержкой для Ларисы и детей.
Алименты от бывшего мужа, ушедшего после развода к своим родителям, были мизерные, а позднее и совсем прекратились. Он заболел и вскоре умер. Лариса с детьми сначала помогала за ним ухаживать, а потом хлопотала вместе с родителями о похоронах бывшего мужа.
Дети Ларисы подросли, прекрасно учились, радуя своими успехами маму, дедушку Александра и бабушку Наталью. Но тут в дом пришла беда. Фронтовые ранения, простуда свалили отца Ларисы. Пришлось похоронить и отца…
— Ко мне в гости Лариса приезжала несколько раз с дочкой Жанной. А письма наши между Липецком и Чебоксарами «летали» регулярно, — продолжает Анна Ивановна свой рассказ. — Я отправляла ей и гостинцы посылками. И вот однажды долго не было ответа подруги на мою посылку. Я забеспокоилась, написала письмо, а ответ получила уже от Жанны: «Мама умерла в реанимации, отказали почки». В юности Лариса иногда жаловалась на боли в пояснице, но старалась не держать на этом своего внимания и матери ничего не рассказывала. «А то она меня запичкает своими таблетками!» — помню её слова. После скоропостижного ухода из жизни матери, дети остались жить в квартире с престарелой бабушкой на её пенсию и пенсию за отца.
Сейчас я уже не знаю о судьбе Жанны. Раньше были звонки от неё, но постепенно затихли: свои семьи, свои заботы у всех…
Опять сбылось
— Теперь пришёл и мой черёд рассказать о себе, — вздохнула Анна Ивановна. — Моя курочка не притронулась ни к зерну, ни к водичке. Так и просидела тихонько у меня на столе весь вечер нашего святочного гадания. И вот я по жизни так и проживаю одна. Жила с родителями тихонько. И только любила и знала одну свою работу и родственников. Помогала своим троим младшим братьям в воспитании племянников. Несколько раз пришлось съездить отдохнуть в санатории и доме отдыха по путёвке от профсоюза своей работы. Родителей уже похоронила, осталась жить в родительском доме.
После нашего гадательного эксперимента мы курочек отнесли обратно в курятник. Куры переполошились, петух же начал так отчаянно и громко кукарекать, видимо подумав спросонья, что заря начинается. Ну, а мы немножко посидели у Маши, пошутили, теперь-то включили электрический свет. Ярким он нам тогда показался после тусклой керосиновой лампы. Разошлись по домам. Я жила ближе, а Ларису проводила Маша с тётей Таисией до дома.
Может быть, у кого-то также проходили святочные гадания и потом превратились в реальные события — жизненные ситуации? Из разговоров своих сверстниц и более взрослых девушек, и уже замужних женщин мне приходилось слышать про гадания о судьбе. Не о каждом святочном гадании можно сказать: «Се истина!» Но правды было достаточно. А где правда, там и до истины додумаемся. Словом, не зря в зимнюю стужу петухам доставалось, да и курочкам тоже.
Марина Пальчикова
Родилась в селе Волчьем Добровского района. Из-за проблем со здоровьем пять лет назад переселилась во Введенский геронтологический центр.
Участвует во всероссийской акции «Внуки по переписке». Стихи пишет с детства. Сборник со стихами передала «ПН» «внучка по переписке» — специалист по работе с молодёжью администрации Липецка Виктория Никитина.
О Марине Ивановне рассказывали в № 46 от 2 декабря 2025 года.
Река жизни
Родник и тонкий ручеёк —
Так начинается река.
Течёт то медленно, то быстро,
То ровные, а то, как скалы, берега,
Пороги, камни и крутые повороты.
Обрыв — и водопадом вниз летит вода,
О скалы разбивается на брызги.
Вот так и наша жизнь, как та река,
И надо очень постараться,
Чтобы выплыть.
Письмо из прошлого
Мне друг прислал письмо.
Держу в руках, смотрю я на него,
Кручу туда-сюда его:
Вот адрес здесь обратный,
Штамп, индекс, как тогда,
Когда друг другу мы писали письма.
О, как же было всё давно!
Сейчас забыли, что такое получить письмо.
Вокруг соцсети, интернет,
Писать друг другу времени ведь нет.
Теперь совсем другая мода:
Два слова буркнул в телефон,
Всё… пообщались, остальное на потом.
Ну всё, пора письмо читать.
Конверт открыла: сложенный листок,
Написанный рукою текст,
Знакомый почерк, а не печатный документ.
Читаю… Глазами всё бегу вперёд,
Событий масса, новостей вагон.
Смотрю и улыбаюсь: друг мой фантазёр.
Нахлынули воспоминания о том,
Что было в прошлом, что потом.
Как мы писали письма много лет,
Считали дни, когда придёт ответ,
И поздравляли с праздниками всех друзей:
Красивые открытки, текст повеселей.
Куда же всё ушло — бесследно, безвозвратно?
Обидно: не вернуть то прошлое обратно.
Письмо я дочитала, напишу ему,
Куплю конверт, листок вложу,
Как раньше, адрес подпишу,
Отправлю, буду ждать ответ…
Напишет, в том сомнений нет.
