Липчанка Лидия Девянина отметила 100-летний юбилей.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Веё жизни были и тяжёлый труд, и нужда, и горькие потери. Зато на склоне лет судьба подарила ей заслуженную награду: любовь и душевное тепло огромной родни. Сейчас у неё семь внуков и 15 правнуков, скоро родятся ещё два.
Невзирая на возраст, Лидия Павловна живёт одна. Но она привыкла сама быть хозяйкой. Сама готовит себе еду, кстати, её белый квас — настоящее произведение кулинарного искусства, следит за квитанциями, шьёт правнучкам одежду для кукол и вяжет носки всей своей многочисленной родне. Внуки смеются: она навязала их столько, что хватит даже их внукам. А она просто не может сидеть без дела.

На совесть работала
Лидия Павловна родом из Вешаловки. Когда началась война, ей было всего 15. Отец уже умер, старший брат Пётр ушёл на фронт, а они с мамой и младшим братом Николаем остались на хозяйстве. Девушка пошла работать почтальоном. Рассказывает, многие односельчане, завидев её с сумкой, гнали со двора: боялись, что несёт похоронку. Довелось ей и копать окопы, и прятаться от бомбёжек фашистских самолётов, и пережить страшный послевоенный голод. Потом она работала счетоводом в колхозе.
— Всегда на совесть работала, — рассказывает Лидия Павловна. — В то время приказ был — за 5 кг зерна судили. Я следила, всё точно было. Вот этот портрет, — она показывает фото, — это я на стене висела. В конторе. Корреспондент приезжал, фотографировал.
По квартире Лидия Павловна передвигается с тростью: ноги стали подводить. Но летом спускается во двор: посидеть на лавочке, посудачить с соседками. А раньше каждый день подолгу гуляла в соседнем Верхнем парке. На диване, где мы сидим, — толстый журнал.
— Лидия Павловна, так вы ещё и читаете? Как глаза-то?
— Читаю, а как же. Операцию на глазах мне сделали в Тамбове, доктор хороший попался, спасибо ему.
— Смотрю, у вас и молитвенники лежат, и иконы на стене. Молитесь?
— А как же! Раньше всегда в церкву ходила. Работаю, а по праздникам в церкву. Ой, как Господь помогает! А как ноги перестали ходить, ко мне сюда батюшку привозят. Причащаюсь, соборуюсь.
Такая судьба
В 1946-м она повстречала бывшего фронтовика — Семён Петрович Девянин был артиллеристом, вернулся домой с медалями.
— В Сухую Лубну замуж вышла. Восемь детей родила, — рассказывает свою жизнь Лидия Павловна. — В доме холод, сам выпивал. Бригадиром работал, все ему подносили. И уходил затемно, и приходил ночью. Вот такая судьба.
У Девяниных, как у всех в деревне в то время, было большое хозяйство: корова, поросята, овцы, птица. Лидия Павловна умудрялась не только кормить семью, но и сдавать мясо: «детей-то убирать надо».
— К корове вставала рано, спала часа по три, не больше, — рассказывает женщина. — А ещё на свёклу ходила, тяпала. Девчонки подросли, стали мне помогать. Сорняк-то идёт.
Трое её детей умерли ещё в младенчестве, ещё одна дочка — в пятилетнем возрасте: «болезнь какая-то была в деревне». Она, вкладывая всю душу, поднимала остальных.
— Витя родился богатырь, полный, — улыбается мать. — За Витей Коля: плохенький, из больницы не хотели выписывать, плохо сосал, вес не набирал. А шустрый какой оказался, и мастер на все руки. После школы бежит во двор, там сундук с железками, и всё что-то мастерит. Руки оказались золотые.
Работай — и всё получится
Супруг Лидии Павловны умер, когда ей было всего 45. Она с детьми Виктором, Николаем, Таней и Валей сама перестроила дом, а потом дети выросли, и она перебралась в Липецк.
Чтобы получить жильё, устроилась в ЖЭК, убирала дворы напротив пединститута. И трудилась до 75 лет!
— Я привыкла работать, для меня это как игрушка было, — качает головой женщина.
«Попутно» Лидия Павловна помогала детям обихаживать огороды. У Тани вырастила завидную клубнику. У Вали завела чудо-картофель, который приносил с ведра семян 20 вёдер урожая.
— Картошка у них не родилась, говорят: земля плохая, не рожает, — рассказывает Лидия Павловна. — А у меня всё получилось. Сорт такой хороший, «Причуда», до сих пор помню. Работала — и всё везде у меня получалось. Да и дети у меня молодцы, работящие.
Растим поколения дальше
Вся стена у Лидии Павловны — в фотографиях. Вот её братья Пётр и Николай — тот был лётчиком-испытателем, погиб в расцвете сил. Дети, внуки, правнуки… А ещё в комнате кипы фотоальбомов.
— Это внук Илюша, — с любовью показывает фото бабушка. — А это Женя, внучка от Колюшки. Катя, внучка, с золотом школу окончила. Я её выхаживала с годика. А её сынок, Данила, в Москве живёт. Я и внуков, и правнуков ох как жалею. Всех привечаю. Что есть, всё им.
Данила (он окончил Бауманку с красным дипломом) сделал к 100-летию прабабушки трогательное видео — «оживил» старые фото. Молодая Лидия Павловна ласково целует дочку. Кто-то подбрасывает малыша. Кто-то приветственно машет рукой. Ролик показали на юбилее Лидии Павловны — в ресторане собралось больше 40 человек, приехали из других городов и даже стран: одна из внучек живёт в Китае.
— Очень душевно всё было, — рассказывает внучка Лидии Павловны Наталья Сергеева. — Все свои, все с семьями. Мы работаем в разных сферах, но у всех высшее образование. У всех дети, есть и многодетные семьи. Дальше растим поколения — и друг за друга держимся. Нас объединяет бабушка. Самые тёплые детские воспоминания связаны с ней. Какие она нам сказки сочиняла, какие вкусные пекла блинчики и варила щи. Да, кстати: бабушка помнит дни рождения всех семерых внуков и 15 правнуков. И всегда всех поздравляет.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин и из архива семьи Девяниных