Вершится новый этап российского освоения Арктики.
В России отметили 500-летие освоения Северного морского пути (СМП). Пять веков назад, в 1525 году, русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые предложил идею его использования как альтернативу традиционным торговым маршрутам. Тогда и началось освоение Арктики — хотя поморы и новгородцы ходили по этим морям ещё в X–XI веках. Сегодня протяжённость СМП — около 5,6 000 км: от пролива Карские Ворота у архипелага Новая Земля до бухты Провидения в Беринговом проливе.
2027-й год в России предложили объявить Годом Арктики, и это не случайно. Для страны жизненно важны арктическая логистика и природные ресурсы богатейшего заполярного шельфа. Регион имеет и важное стратегическое значение. Переживает второе рождение и сам СМП. В 2024 году грузопоток достиг рекордных 37,9 млн тонн, к 2035-му его увеличат до 220 млн. Строят новые ледоколы, модернизируют инфраструктуру, развивают морские порты. В перспективе СМП войдёт в состав Трансарктического морского транспортного коридора — он протянется от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Арктический характер
История освоения кратчайшей судоходной магистрали между Европой и Азией (этот путь на 40% короче традиционных маршрутов) как нельзя лучше иллюстрирует русский характер: преодолеть такие суровые условия по силам лишь смелым и упорным людям. Семён Дежнёв, Витус Беринг, Отто Шмидт — эти имена золотыми буквами вписаны в историю покорения Арктики. Свой вклад внесли и липчане: Герой Советского Союза Михаил Водопьянов в 1934 году участвовал в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», который по пути из Мурманска во Владивосток оказался раздавлен льдами. Именно для лётчиков-участников спасательной операции и учредили высшую награду страны — звание Героя Советского Союза. В 1959 году на воду спустили первый атомный ледокол «Ленин». Это стало началом нового этапа в освоении СМП. А с 1978 года заработала круглогодичная навигация.
Горячая зона в Ледовитом океане
Сегодня Арктика — регион, где сходятся интересы ключевых мировых игроков. Там находится около 22% неразведанных запасов нефти и природного газа, а ещё — залежи урана, золота, алмазов и редкоземельных металлов. Быстрое таяние ледников из-за изменения климата открывает доступ к богатствам, ранее скрытым подо льдом. Плюс Северный Ледовитый даёт таит весомые транспортные перспективы.
Раньше зоны влияния полярных стран сходились конусами к Северном полюсу, и наша страна владела самым большим из них. Но в 1990-х мы подписали конвенцию по морскому праву — в итоге собственно российской осталась узкая 200-мильная полоска вдоль побережья, остальное стало экстерриториальными водами. Другие арктические государства: США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия стремятся расширить контроль над этой зоной. При президенте Байдене США приписали себе около 1 млн кв. км полярных территорий, ущемив при этом интересы Канады. И приняли новую стратегию по усилению своего военного присутствия на Крайнем Севере до 2032 года. Главными угрозами в документе обозначили Москву и Пекин.
— Суть концепции — закрепить проецирование интересов Вашингтона во всей Арктике и по максимуму использовать для этого своих союзников по региону и НАТО, — прокомментировала документ официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Ледяное соперничество
Вашингтон неоднократно обвинял Москву в милитаризации Арктики. В 2022 году Россия выпустила документ о своей арктической политике. «Российская политика безопасности в Арктике прозрачна, — сказано в нём. — Мы никому не угрожаем в этом регионе и заявляем о стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству и кооперации на Крайнем Севере». Вместе с тем в Москве напомнили о готовности защищать свои интересы и территориальную целостность всеми доступными способами.
— Если за Полярным кругом начнутся столкновения, то надо учитывать, что у России там — часть ядерной триады (Совокупность ядерных вооружений, включает межконтинентальные баллистические ракеты, атомные подводные лодки и стратегическую авиацию. — Прим. авт.), — говорит член общественного Совета арктической зоны РФ Николай Доронин. — Любая атака, которая поставит под вопрос безопасность Северного флота, будет трактоваться как угроза ядерной державе.
— Сегодня у Вооружённых сил РФ в Арктике самые большие возможности по численности и количеству вооружений, — объясняет ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН эксперт клуба «Валдай» Павел Гудев. — У России самый большой в мире ледокольный флот, у Северного флота — мощные атомные подлодки. Военные аэродромы и средства ПВО, базы разведки и радиолокационные системы базируются как на континентальном Севере, так и на островах.

Фундамент транспортного суверенитета
Тем не менее всем, кто обладает здравым смыслом, ясно: военное противостояние в Арктике невыгодно ни России, ни США, ни всему миру. Чтобы решать глобальные вопросы логистики, научных исследований, экологии, необходимо отложить геополитические споры и сфокусироваться на конструктивном сотрудничестве.
В конце ноября президент Владимир Путин обсудил с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом комплексное развитие Арктики во взаимодействии с Морской коллегией РФ и уникальные возможности Трансарктического морского транспортного коридора. Он включит в себя СМП и протянется от Калининграда через Мурманск и Архангельск до Владивостока. Длина этого коридора — около 14 тысяч км, это более чем вдвое превышает протяжённость СМП.
— Арктика — это фундамент безопасности, экономики и транспортного суверенитета России, — подчеркнул президент.
Лёд тронулся
Не случайно в последние годы обновлению российского ледокольного флота уделяют приоритетное внимание. Сегодня он самый большой в мире, причём атомные корабли есть только у России. 18 ноября этого года на закладке сверхмощного атомного ледокола «Сталинград» (его строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге) президент Владимир Путин назвал событие важным для флота, развития СМП и всего Арктического региона. Закладку судна приурочили к 83-й годовщине начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.
— Россия остается единственным в мире государством, способным серийно строить атомные ледоколы, — напомнил президент. — Первые четыре ледокола — головной «Арктика» и три серийных судна: «Сибирь», «Урал», «Якутия» — уже успешно несут вахту в арктических водах, обеспечивают проводку грузов по трассам Северного морского пути. Ещё три — в стадии строительства.
Генеральный директор Объединённой судостроительной корпорации Андрей Пучков заявил, что Россия сейчас строит самую большую в истории серию из семи ледоколов. Один из них — головной атомный ледокол «Россия», самый современный и мощный в мире, он способен обеспечить круглогодичную навигацию по всему СМП. Судно делают на дальневосточной верфи «Звезда» и сдадут в 2030 году.
Воплощение потенциала страны
Президент России Владимир Путин:
— Создание таких судов — ещё одно воплощение индустриального, научного, кадрового потенциала России. Именно так — на базе собственных технологий и прорывных научных решений — должна развиваться отечественная экономика. От укрепления ледокольного флота зависит реализация наших планов по обустройству арктических территорий, по наращиванию грузопотока на трассах СМП. Работы много. Нужно подумать над формированием эффективных тарифов на ледокольную проводку грузов, тем более что с каждым годом интерес к этому маршруту растёт. Предстоит нарастить безопасность судоходства. Продолжим улучшать качество спутниковой навигации, связи, мониторинга ледовой обстановки, будем модернизировать инфраструктуру арктических портов. Речь в том числе о расширении и увеличении мощностей железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также о строительстве Северного широтного хода с перспективными выходами к портам Ямала, Таймыра и севера Красноярского края.

России могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном
Любовь Беляева, к.г.н., доцент ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, председатель регионального отделения Русского географического общества:
Название «Арктика» происходит от греческого слова «arktikys», что означает «северный». Где начинается Арктика? Считается, что условно южная её граница начинается с Северного полярного круга — 66°33′ северной широты, где зимой за полярным кругом солнце не поднимается над горизонтом почти полгода, а летом полгода не заходит за горизонт. К Арктике относятся: Северный Ледовитый океан, моря, заливы, проливы, многочисленные острова, полуострова и прилегающие территории трёх материков.
Географическое положение Арктики определяет и особенности природы. Климат арктической зоны России отличается суровостью и разнообразием: продолжительные морозные зимы, короткое и прохладное лето, частая облачность, сильные ветры, льды, где средняя их толщина составляет от 1 до 1,6 м. В западной части Арктики благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению, заходящему в Баренцево море, порт Мурманск не замерзает. Но вообще освоение арктической зоны крайне сложное. Особенно актуальным становится вопрос развития Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья.
Полярные владения России составляют 3 млн кв. км., а арктические владения занимают 18% территории страны, сегодня там проживает менее 2% россиян.
СМП начинается в Баренцевом море (от пролива Карские Ворота) и заканчивается в Беринговом проливе в бухте Провидение. Его длина — около 5600 км. Северный морской путь был открыт в 1932 году. Экспедиция под руководством Отто Шмидта и Владимира Визе прошла на корабле «Александр Сибиряков» от Мурманска до Владивостока. Эта экспедиция доказала возможность использования СМП для перевозки грузов. С тех пор этот маршрут стал активно использоваться для перевозки грузов и для научных исследований. 17 декабря 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. Руководителем управления был назначен Отто Юльевич Шмидт. Главсевморпуть был создан для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
Сегодня СМП объединяет более 70 портов и перевалочных баз. Самыми значимыми являются: Мурманск (считается основным портом СМП), Архангельск, Игарка, Дудинка, Диксон, Певек (самый северный город России, он является центром, который обеспечивает нужды расположенных в районе золоторудных месторождений), Сабетта (новый порт на западном берегу Обской губы, используемый для перевозки сжиженного газа), Петропавловск-Камчатский, Владивосток.
СМП имеет большое геополитическое, экономическое, экологическое и геостратегическое значение для России. Его преимущества — во-первых, минимальное расстояние. Например, маршрут «Владивосток — Суэцкий канал — Санкт-Петербург» составляет около 24 000 км, а маршрут «Владивосток — Северный морской путь — Санкт-Петербург» — всего 14 000 км. При перемещении от Мурманска до Йокогамы через Суэцкий канал суда проходят 12 840 морских миль, а по Северной магистрали — 5770.
Во-вторых, это экономия времени и топлива. В-третьих, это безопасный путь: грузоперевозки по Суэцкому каналу сопряжены с риском нападения сомалийских пиратов.
Одной из причин повышенного интереса к Арктике является богатство разнообразными полезными ископаемыми и биологическими ресурсами.
Ещё Михаил Васильевич Ломоносов особое внимание уделял освоению Арктики. В 1763 году в работе «Краткое описание разных путешествий по Северным морям…» он подчёркивал, что «России могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном». Россия обладает около 21% шельфа Мирового океана. В этой зоне сосредоточены наибольшие доли общероссийских запасов нефти, газа, золота, хрома и марганца, платины, коренных алмазов, вермикулита, угля и других природных ресурсов. По данным «Роснефти», здесь добывается около 10% общемировых объёмов нефти и 25% природного газа. Российская Арктика обладает наибольшими ресурсами — на её долю приходится 80% всех запасов арктической нефти и газа. Здесь расположены крупнейшие в стране месторождения газа и нефти: Уренгойское, Штокмановское, Приразломное, Тамбейское, Самотлорское и другие. В Арктике находятся 75% российских запасов редкоземельных металлов. Среди них такие как литий, титан, бериллий, тантал, никель, галлий, индий, ниобий, вольфрам и другие. На Арктику приходится 95% запасов платиноидов, 75% запасов никеля, более 65% апатитовых руд.
Развитие Северного морского пути является существенным фактором для социально-экономического развития отдалённых регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока и в целом страны.
В настоящее время Россия имеет самый мощный ледокольный флот в мире. Достаточно сказать, что работают восемь ледоколов: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Ямал», «Якутия». В будущем ледокольный флот, по данным Министерства транспорта РФ, пополнится ещё крупными ледокольными судами «Чукотка» (2026), «Ленинград» (2028), «Сталинград» (2030) и головным атомным ледоколом «Россия».
Развитие пути привлекает иностранных инвесторов. Особый интерес проявляют Китай, Индия и ОАЭ.
Северный морской путь не только связывает Азиатско-Тихоокеанский регион с Европой, но и формирует стратегическое превосходство Российской Федерации. Он обеспечивает безопасность нашей страны.
Северный морской путь установил несколько рекордов в истории освоения Арктики. Один из них — это первый переход через Северный полюс, который совершил атомный ледокол «Арктика» в 1977 году. Этот переход занял всего 179 дней, что является рекордом для такого рода путешествий.
В 1989 году атомный ледокол «Сибирь» впервые в истории прошёл через всю Арктику без остановок, что также является рекордом. В 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы» установил рекорд по продолжительности работы без захода в порт, находясь в море 802 дня. В 2020 году атомный ледокол «Ямал» провёл караван из 34 судов через льды Северного Ледовитого океана — это самое большое количество судов, проведённых одним ледоколом.
Текст: Марина Карасик по материалам информагентств
Фото и видео: Госкорпорации «Росатом»





