Липецк на «Веди»

Липецк на «Веди»

В рамках специального проекта «Липецкъ: от Азъ до Ижицы» газета «Первый номер» продолжает рассказывать о памятниках архитектуры, созидателях родной земли и увлекательных исторических фактах от первой до последней буквы. В этом номере  всё самое интересное на букву «В».

Липецкий ВЕЛОТРЕК

В советские времена велоспорт был очень популярен. Желающих им заниматься в Липецке было столько, что в середине 60-х в посёлке Тракторостроителей построили велотрек. Расположился он недалеко от стадиона «Пламя». В то время наш город был единственным в Черноземье, где было это спортивное сооружение. Сюда приезжали тренироваться спортсмены не только из райцентров, но и из соседних областей. Здесь проходили как областные соревнования, так и чемпионаты страны. Но через 20 лет специальная комиссия выявила на велотреке массу дефектов, которые почему-то не были обнаружены во время сдачи объекта. Сооружение закрыли. Тренерский состав почти в полном составе уехал в Москву обучать велоспорту столичную молодёжь.

В конце 90-х у городских властей возникла идея возродить былое величие велоспорта в Липецке и отремонтировать велотрек. Однако, подсчитав, в какую сумму выльется ремонт, от этой затеи отказались. Сейчас началось возрождение велошколы: с прошлого года действует секция маунтинбайка. Занятия для детей, что очень важно, бесплатные. Из-за пандемии тренировки пока прекращены, но детвора с нетерпением ждёт снятия ограничений.

ВЕРХНИЙ парк

Идея создания Верхнего парка принадлежала директору Липецкого курорта минеральных вод Ивану Новосильцеву. Засаживать это место деревьями начали ещё в 1811 году. В основном здесь сажали дубы. Считалось, что это дерево источает положительную энергетику. Кстати, некоторые дубы сохранились до наших дней.

Первоначально парк назывался Дворянский сад, по одноимённой улице, которая проходила вблизи него (ныне Ленина). Позже сад решили благоустроить. Здесь построили небольшую кофейню и эстраду, на которой каждое утро играл духовой оркестр.

Кроме грязевых ванн, приёма минеральной воды и других оздоровительных процедур врачи прописывали больным обязательные ежедневные прогулки по саду. Директор курорта лично следил за пациентами, чтобы каждый из них проводил в парке достаточное количество времени. Он считал, дубы способны лечить нервные расстройства.

Первый ВОДОПРОВОД

Первый водопровод в Липецке появился в 1903 году. Он был построен для нужд отдыхающих на Липецком курорте Хотя в планы городских властей раскошеливаться на столь дорогое новшество не входило  заставили обстоятельства. В то время курорт приносил казне неплохую прибыль. Однако отдыхающих из-за отсутствия благ цивилизации с каждым годом становилось всё меньше.

Первоначально это нехитрое гидросооружение обслуживало всего три курортных корпуса. Сам же водопровод состоял из двух частей. Первая часть начиналась прямо у святого источника в Каменном Логу на Липецком городище. Этот водопровод назывался самотечный, так как вода сама, без помощи каких-либо технических приспособлений, стекала вниз по склонам горы. Затем она текла по Нижнему парку и попадала во вторую часть водопровода. Здесь была установлена турбина. От неё работали насосы, которые закачивали воду и подавали её в водонапорный бак. Оттуда она шла в курортные корпуса. Теперь после приёма грязевых ванн отдыхающие могли вдоволь помыться.

Местные жители завидовали курортникам. Ведь в их домах не было такой роскоши. Но уже в 1911-м в Липецке начали строить большую водопроводную сеть.

Михаил ВОДОПЬЯНОВ

Среди легенд Липецка  участник спасения экипажа парохода «Челюскин»генерал-майор авиации, шестой Герой Советского Союза полярный лётчик Михаил Водопьянов.

Михаил Васильевич родился 18 ноября 1899 года в селе Большие Студёнки (ныне часть Липецка) в крестьянской семье. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Воевал против Колчака и Врангеля.

В 1929-м окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В этом же году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.

С 1931 года работал в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.

Зимой 1933-го в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб. Михаил Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы.

В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с лётчиками-асами Виктором Галышевым и Иваном Дорониным совершил перелёт длиной почти 6 000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана и радиста по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 19361937 гг. совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937-го на самолёте АНТ-6 во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён орденом Ленина.

Во время Великой Отечественной войны, в ночь с 10 на 11 августа 1941-го, лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Водопьянов через линию фронта успешно вернулся к своим.

В 1946-м генерал-майор авиации Михаил Водопьянов вышел в отставку. Умер 11 августа 1980 года и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Церковь ВСЕСВЯТСКАЯ

Церковь Всех Святых, или, как её называют липчане, Всесвятская, заложена в 2002-м. Она расположена на улице Водопьянова, в нескольких метрах от Дома художника. В церковный комплекс также входят крестильная и воскресная школа. В советское время на месте храма власти хотели построить здание райкома КПСС. Для этой цели в 1990 году был даже вырыт котлован и началась закладка фундамента. Но Советский Союз распался, и теперь на этом месте возвышается красивая церковь.

Текст: Владислав Деревяшкин
Фото: Сергей Паршин и из архива семьи Водопьяновых

№ 27 от 20 июля 2020 года