Липецк на «Иже»

В рамках специального проекта «Липецкъ: от Азъ до Ижицы» «Первый номер» продолжает рассказывать о памятниках архитектуры, созидателях родной земли и просто увлекательных исторических фактах от первой до последней буквы. В этом номере  всё самое интересное на букву «И».

Ипподром

Первый липецкий ипподром находился напротив железнодорожного вокзала. Сейчас на его месте стоят жилые дома 1-го и 2-го микрорайонов. Из города на конные бега, которые проводились в два часа дня по воскресеньям, ездили на извозчиках. Для любителей делать ставки в «Липецких сезонных листках» из года в год печатали такое объявление: «Такси легковых извозчиков по Липецку: на беговой ипподром или обратно  40 копеек».

В 1911 году в скачках на липецком ипподроме принимал участие и взял первый приз младший брат императора Николая II князь Михаил. Это тот самый князь, который отказался от престола в феврале 1917 года. В Липецк он прибыл поездом из Ельца и прямо с вокзала вместе со свитой переместился на ипподром. Краеведы пишут, что это было 18 мая, но 18 мая 1911 года был четверг, и скачки в этот день в Липецке не могли проходить. Как бы там ни было, местным жокеям объяснили, кто должен победить. Когда Михаил, спутав все карты бетторам, пришёл к финишу первым, публика освистала липецких наездников, на которых делались ставки. По версии краеведов, эта неблагопристойность липецкой публики объясняется тем, что князь был скромно одет, ничем не отличался от других всадников, и его просто не признали.

Мирон Мордухович писал, что ипподром существовал в Липецке ещё в начале 60-х годов. Он находился западнее дореволюционного, рядом с посёлком Мирный. Правда, как замечает Мордухович, сооружение просуществовало недолго  всего несколько месяцев, из-за нехватки земель ипподром демонтировали, а на его месте возвели жилые дома.

Самолёт «Илья Муромец»

С этим самолётом конструкции Игоря Сикорского неразрывно связана и история Липецкого авиацентра. В июне 1918 года в Петрограде на основе старой русской авиаэскадры большевики создали северную группу воздушных кораблей крестьянского Красного воздушного флота, состоявшую из четырёх тяжёлых самолётов «Илья Муромец». Это был четырёхмоторный пассажирский биплан, который развивал скорость до 100 км/ч и был рассчитан на перевозку 10 пассажиров. Во время Гражданской войны его использовали в качестве бомбардировщика. Михаил Водопьянов в своей книге «Полярный лётчик» рассказывает: «На Муромце было установлено три пулемёта, он поднимал до двадцати пудов бомб, кроме того, на его вооружении были металлические стрелы, которые, с душераздирающим визгом падая с километровой высоты, пробивали насквозь всадника с конём».

Подходящую площадку для размещения эскадры тяжёлых бомбардировщиков нашли в Липецке. Первый «Илья Муромец» приземлился на городском ипподроме 4 ноября 1918 года. С этого дня ведёт свою славную историю липецкая авиация.

С 1914 по 1919 год самолёты «Илья Муромец» производили на Петроградском Русско-Балтийском заводе. Однако в то время, о котором идёт речь, их строили и в Липецке, а позже в Сарапуле, куда дивизион перебрался после разгрома Мамонтова под Воронежем.

Инфекционная служба

Инфекционная служба Липецка начиналась с земской больницы, при которой уже в 1870 году были заразные бараки. ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница» считает годом своего рождения 1918-й. Тогда земская больница стала называться 1-й Советской городской, при ней было заразное отделение на 24 койки. Бичом тех лет были сыпной тиф, оспа и дизентерия. Тифом болело в среднем по 450 человек, оспой и дизентерией  по 50 человек в год. По архивным сведениям, в 1921 году в Липецке было 75 коек для заразных больных.

Здание на улице Космонавтов строили 13 лет. Первую очередь сдали в 1976 году. Это был корпус для взрослых на 100 коек. Второй, детский корпус на 200 больных открыли через два года.

В истории инфекционной службы Липецкой области впервые встречается упоминание об изолирующей капсуле для первичной транспортировки лиц с подозрением на заражение особо опасными инфекциями, которая вместе с противочумными комбинезонами стала символом пандемии 2020 года. Её приобрели в 2016 году. Тогда никто и подумать не мог, что через четыре года эта красная капсула с полиэтиленовыми окнами будет пользоваться массовым спросом.

В 2020 году врачи инфекционной службы Липецка, по состоянию на 18 октября, спасли от смерти 5 652 человек, заразившихся коронавирусной инфекцией.

Индезит (Indesit)

В 1988 году Совмин обязал промышленные гиганты СССР производить товары народного потребления. У НЛМК были варианты: холодильники и автомобили корейской компании Daewoo. В Совете министров решили, что бытовая техника народу нужнее, и в 1993 году комбинат построил завод холодильников «Стинол». Тендер на строительство завода выиграла итальянская компания Merloni Elettrodomestici SpA, которая позже стала называться Indesit Company.

Уже в 1995 году «Стинол» вышел на проектную мощность и выпускал по 1 млн холодильников в год. Однако через пять лет руководство комбината решило сконцентрироваться на профильном бизнесе, и завод продали той же компании, которая его проектировала и строила, Indesit Company. После этой сделки Indesit занял третье место в Европе среди производителей бытовой техники и увеличил свою долю на российском рынке до 35%.

Однако в 2014 году Indesit продала контрольный пакет акций американской компании Whirlpool Corp, и практически все её активы в 14 странах мира получили американское «гражданство».

Что касается корейцев, то они пристроили свой проект в Узбекистане. Там в 1992 году появилось совместное узбекско-корейское предприятие, которое сегодня называется UzAuto Motors. Три завода компании выпускают Ravon Nexia, Chevrolet Captiva, Chevrolet Captiva II, Ravon R2 и другие автомобили, которые могли бы делать в Липецке.

Текст: Виктор Унрау
Фото из архива ГАЛО

№ 41 от 26 октября 2020 года