Эволюция по-липецки

Эволюция по-липецки

Как Липецкая область становится центром производства электрокаров.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

На заводе «Моторинвест» запустили новые цехи сварки и окраски кузовов. Сейчас на линии  кроссоверы Evolute i-Space. Всего в этом году тут собрали 3 500 электромобилей и гибридов. В 2026-м объёмы производства вырастут до 8 000. С выходом на проектную мощность  до 100 000 машин в год.

С бензина на электричество

Завод в деревне Гребёнкино, что под Красным, стал пионером в развитии российского автомобилестроения будущего. Тут первыми в стране подписали специальный инвестконтракт по внедрению технологии производства электромобилей и наладили выпуск легковых электрокаров и гибридов. Вообще же компания «Моторинвест» в индустриальном парке «Рождество» работает с 2010 года. Раньше тут выпускали автомобили Great Wall, Haval и Changan. С 2022 года производят электрокары бренда Evolute.

 Сегодня инфраструктура в России по соотношению количества электромобилей и зарядных станций не уступает Европе, причём мощности зарядных станций пока загружены только на 5%,  рассказал руководитель отдела специальных проектов Василий Чеботарёв.  Всё больше потребителей отдают предпочтение именно электрокарам, и это не случайно: уже сейчас, к примеру, из Москвы и Санкт-Петербурга можно без проблем доехать до Сочи, Казани, других городов.

Ну, а для тех, кто сомневается в доступности зарядок, компания стала выпускать и гибридные автомобили  они бегают и на электричестве, и на бензине. В 2024 году здесь стартовало производство гибридных электрокаров Evolute i-Space: на одном заряде он способен проехать до 150 км, расход бензина по городу  не более 6 л на 100 км.

 Тут мы получаем плюсы как электромобилей: динамику, удобство и тишину езды, так и бензиновых машин: развитую инфраструктуру и простоту эксплуатации,  объяснил Чеботарёв.  Немаловажный аспект  бережное и уважительное отношение к природе.

Запуск сварочной и окрасочной линий на заводе считают событием знаковым. Это даёт возможность приступить к серийной сборке и сварке разных моделей.

Под музыку Бетховена

По словам руководства, на липецкую землю компания пришла всерьёз и надолго. Завод расширяется, добавляются новые цехи. Недавно провели пусконаладочные работы в сварочном цехе. По длинному конвейеру передвигаются металлические детали, от этапа к этапу они принимают привычные очертания автомобильного кузова.

 Наш цех состоит из двух участков: сварки, где сваривается моторный отсек, и участка, где проводят навеску, рихтовку, ставят двери, собирают каркас в целом,  рассказывает начальник цеха сварки Сергей Терещенко.

 Каждый на конвейере выполняет свою операцию,  объясняет оператор производственной линии Андрей.  Сначала мы видим практически плоский лист металла, это штампованная деталь из Китая. Мы, как в конструкторе, добавляем детали, привариваем их с помощью сварочных клещей. На выходе получаем готовый кузов. На моём этапе 54 точки.

Внезапно цех наполняется классической музыкой. Бетховен, «К Элизе».

 Это знак: конвейер начал движение, детали перемещаются с этапа на этап,  показывает Сергей Терещенко.  Чтобы сотрудники были начеку. Согласитесь: это гораздо приятнее, чем какой-то тревожный сигнал.

Сначала подготовка

Цех окраски  огромное здание в несколько этажей. Просто так сюда не зайти  только через герметичную камеру продувки, где сильный поток воздуха удаляет с одежды частички пыли.

Перед тем как кузов окрасят, он должен пройти серьёзную предварительную подготовку. Зачищают все соринки, потёк и мастики и герметиков. Деталь обезжиривают, проводят активацию, фосфатирование, промывку и катафорез. Это процесс нанесения защитного слоя на металл путём погружения в ванну с особым раствором, тут 13 таких ванн. Под действием тока на поверхности металла образуется защитное покрытие толщиной в 20 микрон.

 Основное назначение катафореза  защита металла от коррозионного разрушения,  объясняет заместитель начальника цеха окраски Евгений Жариков.  Все слышали термин «оцинковка».

Технологически это тот же самый процесс, но там действующее вещество цинк, и цена намного выше. А тут особый грунт. Результаты сопоставимы: обрабатываются все скрытые полости, все сложные элементы. Это гарантирует кузову долговечность и надёжность.

Выкрасить  не выбросить

Вдоль коридора  несколько камер, все за стеклянными стенами: грунтовки, покраски, нанесения финишного покрытия, устранения дефектов непрокраса В зоне нанесения базисной эмали над очередным кузовом ловко орудуют два робота. Они похожи на аэроменов, но вместо воздуха в надувных рукавах  краска. Смотреть на их танцующие движения можно долго  удивляясь, по какому принципу они перемещаются, окрашивая то крышу кузова,
то бока.

 Всё просто,  улыбается роботист (оператор промышленных роботов) Вадим Васильев, колдующий над монитором.  Какую программу задашь  так они и будут танцевать.

Роботы японские. А вот автоэмаль  российская. В работе используют и отечественные герметики, мастики, другие расходники.

После окраски кузов проходит тщательный контроль. В случае обнаружения дефектов его отправляют на повторную окраску. Если всё нормально  наносят два слоя лака и отправляют в цех сборки в Подмосковье, там у завода вторая, сборочная, площадка. В ближайшем будущем ставить электрокары на колёса тоже будут тут, в Гребёнкино.

Переходим на российское

Когда завод выйдет на плановую мощность, он станет одним из крупнейших работодателей в регионе и обеспечит более 2 000 высокооплачиваемых рабочих мест. Сейчас тут работает около 700 сотрудников. У специалистов: автомаляров, корректировщиков ванн, операторов покраски, роботистов  зарплаты начинаются от 70 000 рублей. Предусмотрены премии и карьерный рост: те, кто три года назад начинал простыми сборщиками и техниками, сегодня на руководящих должностях.

Сейчас производство электрокаров и гибридов в Липецкой области локализовано на 15%. Начало сварки и окраски кузовов в Красном на «Моторинвесте» считают важным этапом. Расширение производства авто расширит и возможности российских поставщиков. Уже сейчас тут используют отечественные краски, лаки и герметики, заправочные жидкости, блоки телеметрии и ГЛОНАСС. До конца года начнут устанавливать аккумуляторы, шины и диски от российских производителей. В ближайшем будущем  блоки кузовной электроники, стёкла и элементы интерьера салона. В перспективе  системы ABS и ESP, тяговые батареи, бортовые зарядные устройства и приводные двигатели. К 2033 году в Красном достигнут полной локализации сборки, причём с использованием только отечественных комплектующих. А значит, бренд Evolute станет полностью российским.

Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин