Как Липецкая область становится центром производства электрокаров.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
На заводе «Моторинвест» запустили новые цехи сварки и окраски кузовов. Сейчас на линии — кроссоверы Evolute i-Space. Всего в этом году тут собрали 3 500 электромобилей и гибридов. В 2026-м объёмы производства вырастут до 8 000. С выходом на проектную мощность — до 100 000 машин в год.
С бензина на электричество
Завод в деревне Гребёнкино, что под Красным, стал пионером в развитии российского автомобилестроения будущего. Тут первыми в стране подписали специальный инвестконтракт по внедрению технологии производства электромобилей и наладили выпуск легковых электрокаров и гибридов. Вообще же компания «Моторинвест» в индустриальном парке «Рождество» работает с 2010 года. Раньше тут выпускали автомобили Great Wall, Haval и Changan. С 2022 года производят электрокары бренда Evolute.
— Сегодня инфраструктура в России по соотношению количества электромобилей и зарядных станций не уступает Европе, причём мощности зарядных станций пока загружены только на 5%, — рассказал руководитель отдела специальных проектов Василий Чеботарёв. — Всё больше потребителей отдают предпочтение именно электрокарам, и это не случайно: уже сейчас, к примеру, из Москвы и Санкт-Петербурга можно без проблем доехать до Сочи, Казани, других городов.
Ну, а для тех, кто сомневается в доступности зарядок, компания стала выпускать и гибридные автомобили — они бегают и на электричестве, и на бензине. В 2024 году здесь стартовало производство гибридных электрокаров Evolute i-Space: на одном заряде он способен проехать до 150 км, расход бензина по городу — не более 6 л на 100 км.
— Тут мы получаем плюсы как электромобилей: динамику, удобство и тишину езды, так и бензиновых машин: развитую инфраструктуру и простоту эксплуатации, — объяснил Чеботарёв. — Немаловажный аспект — бережное и уважительное отношение к природе.
Запуск сварочной и окрасочной линий на заводе считают событием знаковым. Это даёт возможность приступить к серийной сборке и сварке разных моделей.
Под музыку Бетховена
По словам руководства, на липецкую землю компания пришла всерьёз и надолго. Завод расширяется, добавляются новые цехи. Недавно провели пусконаладочные работы в сварочном цехе. По длинному конвейеру передвигаются металлические детали, от этапа к этапу они принимают привычные очертания автомобильного кузова.
— Наш цех состоит из двух участков: сварки, где сваривается моторный отсек, и участка, где проводят навеску, рихтовку, ставят двери, собирают каркас в целом, — рассказывает начальник цеха сварки Сергей Терещенко.
— Каждый на конвейере выполняет свою операцию, — объясняет оператор производственной линии Андрей. — Сначала мы видим практически плоский лист металла, это штампованная деталь из Китая. Мы, как в конструкторе, добавляем детали, привариваем их с помощью сварочных клещей. На выходе получаем готовый кузов. На моём этапе 54 точки.
Внезапно цех наполняется классической музыкой. Бетховен, «К Элизе».
— Это знак: конвейер начал движение, детали перемещаются с этапа на этап, — показывает Сергей Терещенко. — Чтобы сотрудники были начеку. Согласитесь: это гораздо приятнее, чем какой-то тревожный сигнал.
Сначала подготовка
Цех окраски — огромное здание в несколько этажей. Просто так сюда не зайти — только через герметичную камеру продувки, где сильный поток воздуха удаляет с одежды частички пыли.
Перед тем как кузов окрасят, он должен пройти серьёзную предварительную подготовку. Зачищают все соринки, потёк и мастики и герметиков. Деталь обезжиривают, проводят активацию, фосфатирование, промывку и катафорез. Это процесс нанесения защитного слоя на металл путём погружения в ванну с особым раствором, тут 13 таких ванн. Под действием тока на поверхности металла образуется защитное покрытие толщиной в 20 микрон.
— Основное назначение катафореза — защита металла от коррозионного разрушения, — объясняет заместитель начальника цеха окраски Евгений Жариков. — Все слышали термин «оцинковка».
Технологически это тот же самый процесс, но там действующее вещество цинк, и цена намного выше. А тут особый грунт. Результаты сопоставимы: обрабатываются все скрытые полости, все сложные элементы. Это гарантирует кузову долговечность и надёжность.
Выкрасить — не выбросить
Вдоль коридора — несколько камер, все за стеклянными стенами: грунтовки, покраски, нанесения финишного покрытия, устранения дефектов непрокраса… В зоне нанесения базисной эмали над очередным кузовом ловко орудуют два робота. Они похожи на аэроменов, но вместо воздуха в надувных рукавах — краска. Смотреть на их танцующие движения можно долго — удивляясь, по какому принципу они перемещаются, окрашивая то крышу кузова,
то бока.
— Всё просто, — улыбается роботист (оператор промышленных роботов) Вадим Васильев, колдующий над монитором. — Какую программу задашь — так они и будут танцевать.
Роботы японские. А вот автоэмаль — российская. В работе используют и отечественные герметики, мастики, другие расходники.
После окраски кузов проходит тщательный контроль. В случае обнаружения дефектов его отправляют на повторную окраску. Если всё нормально — наносят два слоя лака и отправляют в цех сборки в Подмосковье, там у завода вторая, сборочная, площадка. В ближайшем будущем ставить электрокары на колёса тоже будут тут, в Гребёнкино.
Переходим на российское
Когда завод выйдет на плановую мощность, он станет одним из крупнейших работодателей в регионе и обеспечит более 2 000 высокооплачиваемых рабочих мест. Сейчас тут работает около 700 сотрудников. У специалистов: автомаляров, корректировщиков ванн, операторов покраски, роботистов — зарплаты начинаются от 70 000 рублей. Предусмотрены премии и карьерный рост: те, кто три года назад начинал простыми сборщиками и техниками, сегодня на руководящих должностях.
Сейчас производство электрокаров и гибридов в Липецкой области локализовано на 15%. Начало сварки и окраски кузовов в Красном на «Моторинвесте» считают важным этапом. Расширение производства авто расширит и возможности российских поставщиков. Уже сейчас тут используют отечественные краски, лаки и герметики, заправочные жидкости, блоки телеметрии и ГЛОНАСС. До конца года начнут устанавливать аккумуляторы, шины и диски от российских производителей. В ближайшем будущем — блоки кузовной электроники, стёкла и элементы интерьера салона. В перспективе — системы ABS и ESP, тяговые батареи, бортовые зарядные устройства и приводные двигатели. К 2033 году в Красном достигнут полной локализации сборки, причём с использованием только отечественных комплектующих. А значит, бренд Evolute станет полностью российским.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин
