Собеседники

Собеседники

В выставочном зале проходит персональная выставка первого вице-президента Российской академии художеств народного художника России Виктора Калинина.

Экспозицию в Липецке мастер посвятил памяти своего друга Зураба Церетели (19342025), возглавлявшего академию художеств без малого 28 лет. Выставка одного из знаковых художников современной России проходила в Липецке незадолго до этого. Проект «Собеседники» (6+)  это галерея портретов. Без замысловатых сюжетов, но с особым психологизмом, игрой цвета. А ещё  широкими мазками, которые придают холстам эффект «гранёности»  живописи  дробление форм на мелкие грани.  Прим. авт.). Эта своеобразная коллажность, мозаичность образа  фирменный знак Виктора Калинина.

Биографическая справка

Виктор Григорьевич Калинин. Первый вице-президент Российской академии художеств (с 2017). Заслуженный художник России (2013). Народный художник России (2025).

Родился 18 сентября 1946 года в селе Залесово Алтайского края. Учился в художественном училище имени Сурикова в Красноярске, затем в художественном училище Горького (ныне Нижний Новгород). Окончил Высшее художественно-промышленное училище в Москве, специализировался по кафедре монументальной живописи.

Преподаёт на кафедре академической живописи в Российском художественно-промышленном университете имени Строганова.

Работает в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. Он создал собственную систему живописи на основе длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветовидения. Работая с натуры, художник создаёт сложный затейливый орнамент, будто вытканный из нитей ярчайшей цветовой гаммы.

Для его картин характерны насыщенный фон, вертикальные, горизонтальные и диагональные мазки, выразительные цветовые контрасты.

Произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и в других государственных музеях России, Германии, Словакии, США.

Представил более 20 персональных выставок в России и за рубежом, также участвовал в групповых выставках более чем в 30 странах мира.

Текст сгенерирован ИИ

Портрет серебряного века

 Художник живёт и творит, «беседуя» в процессе работы с тем, что его впечатляет,  отмечает Виктор Григорьевич.  Или впечатлило. Не всегда с конкретным человеком  это могут быть пейзажи и даже личные воспоминания автора. «Беседа»  универсальное состояние творца. Да, так получилось, что на этой выставке в основном представлены портреты: дорогих для меня людей и тех, кого не знал лично. Например, Александра Блока я написал в память о любимом мною времени в русском искусстве. И назвал этот холст «Портрет серебряного века».

«Негармоничная» гармония

Всего в экспозиции 38 портретов. Среди них  творческая интеллигенция: художники, актёры, деятели искусства. Есть и библейские персонажи, священники, исторические личности, представители русской деревни. Некоторых своих «героев» художник называет открыто, кому-то даёт нарицательные имена: «Юноша»«Незнакомец»«Собеседница I»«Собеседница V».

«Собеседница V»  это портрет искусствоведа Галины Семёновны Болоцких. По словам Виктора Калинина, человека внешне закрытого, даже мрачного, но наполненного невероятной внутренней силой. И светом.

 И этот свет я смог обнаружить только в процессе работы над образом,  признаётся мастер.  Именно поэтому он доминирует в картине. Когда я работаю над портретом, то стараюсь почувствовать своего героя: чем он живёт, как складывалась (и складывается) его судьба. Да, портрет должен быть похожим. Но я стремлюсь в каждом человеке, даже если он мрачный, «тёмный», увидеть «ангельские» черты. Те качества, которые, возможно, не проявляются в обыденной жизни. Понимание глубины образа, который ты создаёшь, ощущение этой глубины, чувство колорита и гармонии  это всё-таки дар Божий. Условно, можно и медведя научить рисовать  по схеме. Рисовать этот мир как таковой, но не это главное. Видеть и творить гармонию в негармоничном мире  вот высшая точка существования художника. И у меня, смею надеяться, это получается.

Логика сердца

По признанию мастера, иногда сам объект (например, пейзаж) может призвать художника к диалогу. И буквально попросить себя нарисовать.

 Помните, в переводе у Пастернака: «Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут меня»,  цитирует классика Виктор Григорьевич.  Со мной такое случалось. Вот, посмотрите, картина «Мост» 1998 года, написанная с натуры. Это моя родина, село Залесово в Алтайском крае, где протекает несколько рек и речушек. Спустя много лет, вернувшись в родные места, я обратил внимание на внешний облик мостов. На фоне обмелевших берегов они выглядели настоящими исполинами. И он (мост) словно шепнул: «Нарисуй меня, иначе и я исчезну, как какая-нибудь речушка». И я взялся за кисть Когда сама природа начинает с тобой немой диалог, именно в этот момент происходит становление художника как личности.

Родные края

Выставка «Собеседники» стала очередным проектом, который реализуется в рамках сотрудничества Липецкой области с Российской академией художеств. По словам Виктора Калинина, он ценит «родственность» с нашим краем:

 Во-первых, Липецкая земля в прямом смысле помогает сохранять культуру народных промыслов. В академии не раз проходили презентации мастеров романовской игрушки и носителей народных традиций из села Волчье Добровского округа. Они приезжали с мастер-классом по изготовлению тряпичной куклы. Во-вторых, с известнейшим липецким художником Виктором Сорокиным у нас был один учитель  график и живописец Сергей Васильевич Герасимов. Поэтому открытие моей персональной выставки именно в Липецке неслучайно.

Мировой уровень

Липчане поделились с «ПН» своими впечатлениями о выставке.

 Я пенсионерка, свободного времени много,  делится липчанка Татьяна Харитонова,  поэтому на липецких вернисажах  частый гость. Признаюсь, с творчеством Виктора Калинина раньше не была знакома. И сейчас, от картины к картине, открываю для себя этого художника. Очень впечатлил «Старик в красной рубахе». Ощущение, что я раньше его где-то видела. Вроде на моего соседа по даче похож Он ведь тоже собеседник?..

 Моя дочка учится в Липецком областном колледже искусств имени Игумнова на отделении живописи,  делится впечатлениями ещё одна посетительница Юлия Котова.  Мы стараемся не пропускать ни одной экспозиции, чтобы иметь представление и о классическом, и о современном искусстве.

Выставка «Собеседники» в Липецком музейно-выставочном центре продлится до 4 ноября.

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин
Видео: Екатерина Бровкина