Психология спорта

Психология спорта

Как поддержка воспитывает чемпионов и формирует личность.

В мире большого спорта всё чаще на первый план выходит не только физическая подготовка, но и крепкая психика. Для детей и подростков, чья личность только формируется, спортивная секция становится настоящей школой жизни. Насколько важна психологическая поддержка в этот период? Своим опытом делятся директора спортивных школ  12 Илья Зиянгиров и «Юность» Вячеслав Лупоносов.

Тренер как психолог

 Тренер должен быть всем: и психологом, и другом,  уверен Вячеслав Лупоносов.

Эта мысль красной нитью проходит через всё общение со специалистами. В современном спорте фигура тренера давно вышла за рамки человека, который просто учит броску или пасу. Он ключевое звено в системе психологической поддержки спортсмена.

 Я порой допускаю ошибки в общении, потом анализирую: может быть, не стоило так разговаривать с ребёнком,  делится Илья Зиянгиров.  Тренер должен постоянно заниматься самоанализом и быть самокритичным. Эта готовность к рефлексии и выстраиванию искренних, человеческих отношений  основа доверия.

К сожалению, так бывает не всегда. Когда я в детстве ходила в народный театр, с нами работала хореограф, избравшая тактику чистого «кнута». Со временем мы поняли, что она не была тираном, но её методика напоминала дрессировку: мы были для неё будущими чемпионами, не имевшими права на слабость или ошибку. Я до сих пор помню, как она становилась поверх наших ног в позе «бабочки», заставляя мышцы растягиваться через боль, а слёзы на наших глазах никого не волновали. Установка была жёсткой: «Терпи и делай. Если ноешь  уходи». Мы не просто боялись её  мы боялись самих тренировок, которые превращались в ежедневное мучение. Желание танцевать постепенно угасало, сменившись инстинктом самосохранения.

Этот контрастный опыт  живое доказательство слов экспертов. Готовность тренера к самоанализу, к поиску подхода  это не просто профессиональное качество, а то, что определяет, останется ли спорт для ребёнка школой жизни, полной доверия и роста, или станет источником травмы и разочарования, после которого не захочется возвращаться в зал.

Принять поражение

Один из самых сложных моментов для юного спортсмена  первые в жизни соревнования. Как подготовить ребёнка к этому стрессу? Вячеслав Лупоносов объясняет подход, который принят в «Юности»:

 Мы стараемся понять характер и настроение каждого ребёнка. Если видим страх, сразу проговариваем: первое соревнование  это не про результат, а про опыт. Твоя задача  попробовать сделать то, что мы отрабатывали на тренировках. Получилось  ты большой молодец. Не получилось  ничего страшного, будем учиться дальше.

Ключевое здесь  правильная реакция на результат. Даже в случае проигрыша находится повод для похвалы, если спортсмен попытался применить изученное. Это формирует здоровое отношение к неудачам, где поражение не приговор, а ценный урок.

 Опыт приходит с практикой,  добавляет Вячеслав Николаевич.  Чем чаще дети выступают на соревнованиях, тем быстрее они адаптируются. Для них это становится привычной средой.

Именно этот психологический фундамент позволяет юному спортсмену не просто выступать, а расти  даже через поражения.

 На этапе начальной подготовки результат часто бывает обманчив. Наша главная задача  чтобы ребёнок не боялся ошибаться, пробовать новое, творить. Ошибки  это не провал, а возможность научиться чему-то новому,  поддерживает коллегу Илья Дмитриевич.  Тренер должен быть глыбой, скалой. Отсекать все волны, которые накатываются на ребёнка. На этапе начальной подготовки дети не должны бояться ошибаться. Ошибся  ничего страшного. Именно тренер должен создавать такую атмосферу, чтобы в коллективе не было критики, чтобы ребёнок мог творить и пробовать.

Помню, как после неудачной спартакиады одноклассники прямо сказали мне, что проигрыш случился из-за меня. Тогда я проплакала весь вечер, а потом решила: больше никогда не буду участвовать в спортивных соревнованиях.

Это детское решение до сих пор отзывается во мне. Летом несколько человек попросили пройти вместе «Тропу героев»  полосу препятствий, где важна не только физическая подготовка, но и слаженность команды. Я сказала «нет», боясь, что из-за моих спортивных неудач команда почувствует себя неуверенно или проиграет.

Этот страх  прямое следствие когда-то пережитого опыта. Именно поэтому так важна правильная реакция тренеров и родителей на первые успехи и неудачи юных спортсменов. Одним неосторожным словом можно отбить желание заниматься спортом на годы вперёд, а мудрой поддержкой  заложить основу характера, который не сломается ни от поражений, ни от побед.

Убрать «корону»

Не менее важна работа с успехом. Когда к ребёнку приходят первые серьёзные результаты, может закружиться голова.

 Мы не стесняемся и говорим: «Ты что, Олимпийские игры выиграл?»,  приводит пример Вячеслав Николаевич.  Таким методом мы возвращаем их в реальность. Объясняем: «Вы молодцы, мы вас поздравляем. Но это только начало. Впереди  новые цели».

Сделать родителей союзниками

Все тренеры единодушны: без конструктивного диалога с родителями усилия наставника могут быть сведены на нет.

 Родителей надо воспитывать даже больше, чем детей, именно проговаривать и рассказывать,  с улыбкой, но всерьёз замечает Илья Зиянгиров и приводит пример из практики:  Недавно родители возмущались, что дети играют мячом пятого размера  мол, не могут поднять. А когда объяснил, что это сознательное решение для развития навыков, удивлялись: «А, да вы что?»

Особую проблему представляет запрет на спорт как наказание. Особенно если ребёнок стал отставать в основной школе. Здесь тренеры предлагают разный, но одинаково важный подход. Вячеслав Лупоносов убеждён:
 Если ребёнок талантливый в спорте, он и там потеряет навыки, и в школе их не приобретёт. Наказание нужно искать в домашних моментах, которые не мешают спортивным принципам.

Илья Зиянгиров предлагает иную, педагогически тонкую тактику:

 Если родители намекнут о плохой успеваемости, я с ребёнком начинаю разговаривать: «Знаешь, мне твой учитель звонил, мне стыдно стало. Давай исправляйся, потому что, если не будешь успевать учиться, не сможешь ходить на тренировки».

Этот подход особенно ценен для детей, для которых спорт или творчество становятся смыслом. Я хорошо помню, как в детстве меня пытались наказать запретом ходить в народный театр  то самое место, которым я действительно «горела». Это было страшнее любого другого наказания.

 Нужно жить жизнью с детьми и с родителями одновременно,  говорит Вячеслав Лупоносов.  Именно такой подход  внимательный и уважительный к обеим сторонам  помогает превратить родителей из потенциальной «проблемы» в настоящих союзников.

Найти мотивацию История спортивной психологии

Острая тема  дети, которых в секцию привели против их воли. Как быть тренеру, когда маленький спортсмен откровенно саботирует тренировки или плачет в раздевалке?

 Во-первых, постараться заинтересовать,  делится опытом Вячеслав Лупоносов.  Но, если ребёнок никак не хочет, можно дать время  год или два. Если и потом желания не появится, насильно мил не будешь. У меня был случай, когда мальчик три года занимался через силу, плакал. В итоге ушёл в плавание, и там у него всё получилось.

Размышляя над этим, понимаю: в таком тонком деле, как детская мотивация, особенно важен баланс. С одной стороны, не отпустить слишком рано, ведь интерес может прийти позже. С другой  вовремя остановиться, чтобы не отбить желание заниматься спортом вообще. Мудрость тренера здесь проявляется в умении отличать обычную лень от настоящей антипатии к спорту. Но и вовремя отпустить  это проявление настоящей заботы о ребёнке. Ведь, как показывает практика, смена спортивной деятельности часто становится не поражением, а важным шагом к самопознанию.

Психологическая поддержка в детском спорте  это не просто модное веяние, а комплексный подход, в котором тренер, родитель и, при необходимости, психолог выступают единой командой. Их общая цель  не только вырастить чемпиона, но и сформировать сильную, устойчивую личность, способную справляться с любыми вызовами как на татами или футбольном поле, так и в жизни. Как верно в диалоге со мной заметил Илья Зиянгиров, спорт должен воспитывать «порядочного человека и патриота». И именно психологически грамотный подход является тем фундаментом, на котором это возможно.

История спортивной психологии

Спортивная психология как наука появилась ещё в начале XX века: её официальной датой рождения считается 1913 год, когда в Лозанне прошёл первый международный конгресс по психологии спорта. Активное развитие дисциплина получила лишь в 19601970-е годы.

В России до недавнего времени работа с психологом воспринималась с осторожностью, особенно в спорте. Сегодня же психологи активно помогают спортсменам, тренерам, командам и даже родителям молодых талантов, открыто обсуждая стратегии мотивации, стресс-менеджмента и командного взаимодействия.

Текст: Настасья Старкова
Фото из архива «Первого номера»