Как фотоаппарат липчанина до Башкирии довёл.
Каждый человек вкладывает свои смыслы в понятие «отпуск». Для одних это обязательно пляжный отдых в жарком климате, для других — возможность вдоволь належаться дома на диване за просмотром сериалов, для третьих — переключение на иной тип работы: бытовые заботы по дому, саду и прочему хозяйству. Варианты на этом, конечно же, не заканчиваются. Один из необычных вариантов времяпрепровождения в отпуске попробовал ведущий специалист по связям с общественностью центра туризма «Липецкая земля» Сергей Мамцев. В сентябре он в качестве волонтёра-фотографа отправился в научную экспедицию по учёту маралов «на реву».
Из рода благородных оленей
Маралы — это крупные представители семейства оленевых, подвид оленя благородного. Они обитают в горах Алтая и Сибири. У самцов этих редких животных рога могут достигать длины до 1 м и веса до 20 кг.
Одно из мест их сегодняшнего обитания — горы Южного Крака в Башкирском государственном природном заповеднике. Именно туда молодёжное движение Российского географического общества организовало экспедицию в рамках эколого-просветительского проекта «Заповедное дело РГО Башкортостан».
— Во время работы в музее-усадьбе Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского в Рязанке я близко соприкасался с липецким отделением РГО, — рассказывает Сергей. — И настолько проникся их деятельностью, что решил вступить в общество.
Сергей стал следить за новостями Российского географического общества и как-то обратил внимание на анонс конкурсного отбора добровольцев в экспедицию по учёту марала «на реву» в Башкирии. Набирали географов, биологов, геоботаников, экологов, фенологов, зоологов, специалистов по сохатым, а также эко- и медиадобровольцев
— В последнее время я много снимал в природном парке «Олений» в Краснинском районе, — пояснил Сергей Мамцев, который занимается фотоделом более 15 лет. — Честно? Я просто влюблён в это место! И его фауну. Стада оленей, вольно пасущихся на огромных территориях, просто завораживают!
В архиве фотографий у Сергея накопилось огромное количество снимков оленей. Но так как маралов в Липецкой области нет, то фотограф загорелся желанием увидеть своими глазами этот величественный подвид.
Любовь Беляева, председатель Липецкого отделения Русского географического общества, к. г. н, доцент ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского:
— Российское географическое общество осуществляет свою деятельность по 21 направлению. Липецкое отделение занимается каждым из них. Наиболее важные для нас: образовательная и информационно-просветительская, научная и исследовательская, издательская и полиграфическая, грантовая и благотворительная.
В приоритете у нас сохранение и популяризация культурно-исторического, научного и природного наследия рода Семёновых-Тян-Шанских. Хотелось бы напомнить, что вся страна уже готовится отметить большой 200-летний юбилей в 2027 году Петра Петровича — этой грандиозной для Российского государства личности.
Липецкое областное отделение РГО старается способствовать сохранению и популяризации его наследия на Липецкой земле. В частности, поддерживая музей-усадьбу Семёнова-Тян-Шанского «Рязанка». Сохранить это удивительное место и позволить ему развиваться — одна из наших первостепенных задач.
Хотелось бы пригласить всех липчан 30 ноября присоединиться к акции «Географический диктант». Проект проводится ежегодно с 2015 года по инициативе председателя попечительского совета РГО Владимира Путина. В Липецкой области традиционно организуется большое количество площадок для написания диктанта. Самая большая — в Липецком государственном педагогическом университете.
Впервые в 2022 году мы провели диктант и в Рязанке. В этом году просветительская акция в этом знаковом месте пройдёт уже в четвёртый раз.
Больше суток в поезде
Проект «Заповедное дело РГО» в этом году реализуется в 15 регионах России от Калининграда до Владивостока. Башкирский заповедник стал одним из самых востребованных направлений: конкурс составил 17 человек на место. И липчанин прошёл отбор.
— Сейчас я работаю в сфере туризма, поэтому эта поездка для меня носила профессиональный интерес, — говорит Сергей. — Планировал попутно организовать встречи с коллегами из сферы туризма из Республики Башкортостан для обмена опытом, рассмотрения возможных вариантов сотрудничества. Но в грандиозные планы вмешался целый ряд всевозможных обстоятельств… В итоге я просто решил взять отпуск и поехал в частном порядке. Сделал, так сказать, «маральный выбор».
До Уфы больше суток добирался поездом. В попутчиках оказались ещё два члена экспедиции из Воронежа: преподаватель кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения Воронежского лесотехнического университета (ВГЛТУ) Елизавета Нацентова и эковолонтёр Артём Дулин. Три человека из Черноземья находились в пути больше суток. У поезда была двухчасовая остановка в Самаре. Новые знакомые выходили прогуляться по городу.
— Очень там понравилось, — вспоминает Сергей, — решил как-нибудь с семьёй съездить в Самару. Симпатичный городок: столько исторических зданий, домиков с резными наличниками на окнах, много Алексея Толстого: памятники, таблички, граффити (писатель родился в Самарской губернии. — Прим. ред.). И до Волги дошли. Величественная река! В общем, загулялись, чуть было на поезд не опоздали.
В пути сменились часовые пояса, разница с нами составила два часа. Вышли в Уфе. Этот город Сергея впечатлил меньше. Хотя увидеть его удалось вскользь.
В столицу Башкирии приехали ночью, а рано утром уже соединились с экспедицией и выдвинулись на автобусе в Башкирский государственный природный заповедник — ещё около пяти часов пути.
На стыке Европы и Азии
Так 15 волонтёров со всей страны: молодые учёные, студенты и увлечённые экологией люди — оказались в старейшем заповеднике России площадью почти 50 тысяч га, расположившемся на отрогах Южного Урала, на стыке Европы и Азии, среди горных хребтов Уралтау и Южного Крака.
В этой горно-степной зоне Башкирии сохранилось уникальное биоразнообразие животных. «Некоторые редкие виды животных, в том числе ручьевая форель, бычок-подкаменщик, гигантская вечерница, встречаются на размножении с плотностью, не имеющей аналогов в Европе и Европейской части России», — написано на официальном сайте заповедника.
Спартанский быт волонтёров
— Виды, конечно, невероятные! Завораживающие! Мы поселились в малюсенькой деревушке, которую населяют в основном сотрудники заповедника, — рассказал Сергей. — Чтобы вы понимали: там есть школа, в которой учатся в данный момент всего лишь два человека.
Приезд волонтёров из самых разных уголков России и других стран (Австрии и Молдовы) стал для удалённого от цивилизации населённого пункта настоящим событием. Предприимчивые жители от мала до велика старались урвать свою копеечку с туристов.
— Как-то подъехал пацанёнок на велике и сказал, что даст покататься за 100 рублей, — говорит Сергей. — Эковолонтёр Нурия воспользовалась «услугой».
Потом кто-то из местных предложил нам приобрести барашка, мы приготовили классный плов на всю группу. А ещё нашли местный магазинчик. Если вам приходилось бывать в маленьких деревнях и посёлках, то вы уже такие встречали. Небольшой домишко по типу сарайчика. Закрыт. Чтобы попасть туда, нужно позвать продавца (она же, собственно, и хозяйка торговой точки) из дома по соседству. Женщина открывает сарайчик, а там — сколоченные из дерева полки и самый разнообразный товар — от еды до зубных щёток — в одном месте. Запасы небольшие, но ассортимент приличный. На одной из полок периодически дремал кот. Наш туристический десант за шесть дней сделал магазинчику месячную выручку!
В целом же быт участников экспедиции был организован по-спартански: один домик на всю группу, без отопления, с жёсткими деревянными кроватями в два яруса и тоненькими матрасами, самостоятельное приготовление еды и баня вечером.
— Это сложно объяснить, но ты не становился там грязным, как в городе, где пыль и выхлопные газы, — пояснил Сергей. — Там такой чистый воздух, особенный. Ощущал себя будто на другой планете.
Не по плану
Первым делом участники экспедиции планировали поработать на экспериментальной площадке заповедника, представляющей собой вольер с маралами. Здесь на большой территории имитированы естественные ландшафты, максимально приближенные к дикой природе, что позволяет маралам легко адаптироваться и сохранять естественное поведение.
Такой вольер нужен учёным для исследований в области репродуктивной биологии, особенностей питания и социальных взаимодействий маралов. Данные используют для разработки эффективных мер по охране и управлению популяцией благородного оленя в заповеднике и за его пределами.
Так называемый «рёв марала» проходит в брачный период в сентябре—октябре. Самцы издают необычные звуки с перепадами высот — так они и привлекают самок во время гона, отпугивают соперников и демонстрируют силу.
Но послушать рёв участникам экспедиции не довелось. Старт их смены совпал с особенным событием — выпуском трёх благородных оленей на волю. Правда, животные стушевались и уходить не торопились, не то что реветь.
— Это понятно, — пояснили специалисты РГО. — Во-первых, животные не привыкли к такому количеству людей вблизи себя: члены экспедиции, съёмочная группа ГТРК, сотрудники заповедника — около 30 человек! Во-вторых, здесь (в вольере) их кормят, поят, лечат, а в дикой природе животным придётся самим добывать еду и защищаться от хищников.
На медведя без ружья
Кстати, о хищниках. Главную опасность для участников экспедиции представляла встреча с медведем. Многим от такой вероятности было не по себе, особенно с учётом того, что «вооружены» добровольцы были разве что фотоаппаратами.
— Идём как-то по тропе, и тут наша провожатая Зульфия говорит: «Ребята, вот тут проходим очень тихо, аккуратно. Вон, видите берлогу? Там недавно появились медвежата, ни в коем случае семью не надо тревожить».
Я думаю, вы себе представляете, что может сотворить с человеком медведица, которой покажется, что её детёнышам грозит опасность? Конечно, мы на зубок выучили, так сказать, технику безопасности: при встрече с медведем ни в коем случае не бежать, не паниковать. А громко кричать на него, издавать шум всеми подручными средствами, поднимать руки кверху, чтобы казаться больше. К счастью, эти знания применять на практике нам не довелось. Но тут и там во время наших вылазок в гущу леса встречали медвежьи «приветы»: где-то мишка расцарапал улей, чтобы полакомиться медком, где-то счесал кору дерева. Вообще, в гуще этого башкирского леса я ощутил себя будто внутри картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» (0+).
Увлечённые наукой
Помимо медвежьих следов участники экспедиции встречали совсем свежие отпечатки лап волков. Видели бурундуков и множество диковинных насекомых.
— Я, например, впервые увидел вживую дыбку степную, — вспоминает Сергей. — Это самый крупный кузнечик России, краснокнижное насекомое. Знаю, что он обитает и в нераспаханных степях Липецкой области, но в нашем регионе этого гиганта никогда не встречал.
Студенты, волонтёры-учёные, проводили различные фенологические исследования в заповеднике, то есть изучали сезонные явления природы. Одни делали упор на флору, другие — на фауну.
— Случайных людей там не было, — говорит Сергей. — Это студенты, которые точно не просто просиживают штаны на парах в своих вузах. Это глубоко увлечённые ребята. Будут писать курсовые по увиденному в экспедиции, дипломы, другие научные работы. Уверен, что каждый из них всю дальнейшую жизнь посвятит науке.
Вниз — опасно, вверх — нет сил
Одно из самых ярких и адреналиновых приключений с участниками экспедиции произошло в компании со старшим научным сотрудником Башкирского государственного природного заповедника Зульфиёй Абдуллиной.
— Шли мы по удивительной тропе. Обычных людей сюда не пускают, только учёных, сотрудников заповедника, чтобы до минимума свести соприкосновение первозданной природы с миром человека, избежать вмешательства в естественные процессы. Прогулка была удивительная. Красота невероятная! А потом тропа начала вести ввысь, мы постепенно шли в гору, — говорит Сергей.
Постепенно уклон становился всё круче. В какой-то момент группа поняла, что восхождение становится всё более экстремальным. У кого-то была неподходящая обувь, а кто-то в принципе имел недостаточную физическую подготовку для такого маршрута.
— В какой-то момент стало настолько опасно, что даже страшно, — вспоминает Сергей, — мы взбирались под очень крутым углом. Из-под ног впереди идущих периодически срывались крупные валуны, летящие на людей внизу. Нас покидали силы. Но мы были в таком месте, где спускаться по тому же маршруту вниз слишком опасно (из-за крутого склона).
Сергей нёс большой тяжёлый рюкзак с фототехникой. Он здоровый молодой мужчина, но в какой-то момент понял, что не сможет двигаться так дальше.
— Побоялся, что рюкзак перевесит, и я полечу вниз. Попросил студента Егора понести мой рюкзак на самом крутом фрагменте склона. Атлетичный парень справился. Самое удивительное, что Зульфия, а ей 60 лет, без особого труда преодолела опасный маршрут. Рассказала, что проходит эту и подобные тропы по несколько раз в неделю, контролируя состояние флоры и фауны, фиксируя изменения на фотоаппарат и описывая затем результаты всех наблюдений на бумаге.
Группа выдержала маршрут и без ЧП добралась до штаба.
Багаж впечатлений
Дни экспедиции пролетели быстро. С заполненными фотографиями картами памяти добровольцы разъехались по домам.
— Впечатлений набрал на годы вперёд, кажется, — признаётся Сергей. — Но могу сказать, подобные поездки подойдут не для каждого. Сложная условия, много физической активности. Бывало, думал: «А не зря ли поехал?» Я, признаться, природу люблю, но и комфорт тоже. Обожаю выехать в живописное место с ночёвкой. Но с комфортной палаткой с матрасом и исключительно в тёплое время года.
И всё же о своей авантюре Сергей не жалеет, хотя и простыл в той поездке, и скинул несколько килограммов.
— Наверное, я бы вернулся в Башкирский заповедник, чтобы снять фильм в рамках моего проекта «Дело жизни» 12+, — говорит Сергей. — В качестве героя взял бы ту самую нашу невероятную проводницу Зульфию.
Липецкая земля
Цикл «Дело жизни» 12+ Сергей делал для центра туризма «Липецкая земля». Он рассказывает о тех, кто живёт и работает в нашем регионе.
— И знаете, — признаётся Сергей, — в каких бы красивых местах я ни побывал, всё же Липецкая земля для меня остаётся самой-самой. И своё мнение я не поменяю.
Ловлю себя на мысли: о каких бы невероятных приключениях и местах ни рассказывали липчане, они неизменно отмечают, что родные места всё равно лучше. Так всегда и у всех? Это такой местный патриотизм и любовь к малой родине?
— Нет, думаю, это про другое, — рассуждает Сергей. — Я действительно считаю, что нам, липчанам, очень сильно повезло: у нас и природные красоты потрясающие, и исторические, культурные, туристические места есть необыкновенно интересные. Раньше в отпуске старался куда-то «удрать» — в Астрахань, к Чёрному морю, в Санкт-Петербурге жил какое-то время. Когда занялся туризмом, наш регион открылся для меня по-новому. Какой кладезь уникальных мест, фактов, находок, «интересностей» кроется абсолютно в каждом районе. Здорово, что сейчас местный туризм развивают на самом высоком уровне. И такой «туризм-просвет» просто не может не давать свои плоды. Я верю, что каждый откроет для себя наш регион для путешествий, а экскурсии станут привычным досугом на постоянной основе, и каждый житель Липецкой области хотя бы раз побывает в знаковых точках нашего региона.
Евгения Мишина
директор Центра туризма «Липецкая земля»:
— Когда туристы приезжают в Липецк, самый популярный маршрут для них выстраивается следующим образом: Верхний парк — Липецкий областной краеведческий музей — Нижний парк — Бювет липецких минеральных вод — производственная экскурсия на ОЭЗ «Липецк». В последней локации экскурсантов особенно привлекает кофейный завод и предприятие, производящее картофель-фри.
Однако гостям Липецкой земли мы, конечно же, рекомендуем не ограничиваться знакомством только лишь с областным центром. Настоящие туристические жемчужины региона — это купеческий Елец и православный Задонск. В первом, кстати, тоже есть площадка Особой экономической зоны, на которую также можно попасть в рамках промышленной экскурсии.
А в подобные маршруты мы постепенно включаем и предприятия лёгкой промышленности. Пока только в Липецке.
Новое для нашего Центра туризма направление — усадьбы Липецкой области. Как раз сейчас «Липецкая земля» занимается разработкой нового тура «Усадебное кольцо». Уверены, что направление станет одним из самых востребованных.
Как, к примеру, сейчас туристы обожают гастрономические туры по Липецкой земле: мы посещаем фермы региона, где можно попробовать уникальные сыры, натуральные масла и арахисовую пасту, приобрести самый ароматный чай и сладкий мёд.
Работаем также над разработкой иммерсивных экскурсий. Очень хотим, чтобы гости Ельца, Задонска и Липецка смогли максимально погрузиться в атмосферу наших знаковых мест. Чтобы экскурсия была не просто прогулкой и рассказом, а настоящим туристическим приключением с активным участием экскурсантов.
Текст: Елена Калужина
Фото: Сергей Мамцев, из архивов спикеров
Иллюстрации: РГО Липецкая область, центра туризма «Липецкая земля»