Липецк на экспорт

Липецк на экспорт

С начала 2025 года липецкие предприниматели заключили экспортные контракты на сумму 3,34 млн долларов. Рассказываем: куда, кто и что поставляет.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Липецкий малый и средний бизнес в течение последних пяти лет экспортировал свои товары в более 100 стран мира. Сегодня это в первую очередь страны СНГ, Объединённые Арабские Эмираты, Китай, Ирак, Кения и Палестина.

 До 2022 года экспортные поставки нашего малого и среднего бизнеса в Европу составляли 70% от общей массы экспорта, 30% шло на Восток и в Африку,  в эксклюзивном интервью «ПН» рассказал президент Липецкой торгово-промышленной палаты Анатолий Гольцов.  Сейчас на западном направлении остались Сербия, Венгрия и Словакия. Но это 5% от всех поставок за рубеж. 95% идёт на Восток, в Африку и Арабский мир. Как и раньше, те же объёмы, та же номенклатура. Только всё это теперь везут в другом направлении.

Хачапури для Трампа

Несмотря на санкции, пекарня «Добрэко» продолжает поставлять хачапури в США. В обзорной статье «Хачапури превратилось в главное блюдо Нью-Йорка», опубликованной на сайте Eater New York, который специализируется на новостях ресторанной индустрии, говорится, что эту грузинскую лепёшку с сыром требуют чуть ли не во всех барах и бранчах не только на Манхеттене, где живёт около 5 000 грузин, но и по всему Нью-Йорку.

 Всё началось с того, что Центр поддержки экспорта Липецкой области организовал наше участие в международной выставке, где мы представили свою продукцию и нашли покупателя из США,  говорит один из собственников «Добрэко» Малхаз Авалиани.  С ними мы заключили договор о поставке нашей продукции. Сначала отправили на пробу небольшое количество хачапури, а потом начались стабильные отгрузки больших партий.

Поскольку хачапури долго не хранится, перед отправкой его замораживают. По словам Авалиани, они первыми не только в России, но и в мире использовали эту технологию применительно к хачапури.

Косметика для туриндустрии

К уникальным для Липецка экспортёрам можно добавить компанию MEZO. В Липецке она единственная, а по стране таких производств наберётся не больше 10. В год MEZO производит около 4 млн единиц продукции, около 5% отправляет за рубеж. В ассортименте косметика, одноразовые тапочки и аксессуары для гостиничного бизнеса.

 У нас на данный момент восемь коллекций косметики,  рассказывает руководитель отдела продаж Екатерина Фарафонова.  И все востребованы за границей.

Дробемёты для СНГ

Вообще же, хачапури, косметика и, например, самоклеящиеся этикетки с 3D-отделкой компании «Оптифлекс», или рабочая обувь «Липецкой обувной компании», или замороженная малина и чёрная смородина компании «Фрагария»  это очень хорошие, но всё же нетипичные экспортные продукты липецкого бизнеса.

Липецкие малые и средние предприятия преимущественно поставляют за рубеж строительные материалы, изделия из металла, смазочные материалы, продукцию машиностроения, светодиодные системы.

«Липецктехнолит», к примеру, выпускает и продаёт за рубеж дробемётные установки. Они служат для очистки металла от окалины и ржавчины. Это закрытые камеры, в которых происходит что-то вроде песчаной бури: очень сильный поток воздуха гонит на металл абразив, колотую или литую дробь из стали или чугуна.

Старейшим в России производителем дробемётов считается завод «Амурлитмаш» в Комсомольске-на-Амуре«Липецктехнолит» в каком-то смысле его преемник. Дед руководителя липецкой компании Дениса Ейкилиса работал на «Амурлитмаше» начальником конструкторского бюро, а отец  начальником сборочного цеха.

В России по советской традиции долго боготворили зарубежные товары, и у нашего бизнеса сформировался даже комплекс неполноценности.
 Несколько лет назад,  признался в интервью порталу «Лидеры экспорта» Денис Ейкилис,  мы обратили внимание, что на тендерных площадках стали появляться запросы из стран СНГ на аналогичное нашему оборудование импортного производства. Но решиться на экспорт и составить конкуренцию иностранным производителям у компании не получалось.

Сегодня «Липецктехнолит» поставляет свои дробемёты в Беларусь и Казахстан.

Конкурент для Shell

Компания «АВИКС ГРУПП» производит смазочные материалы. Те самые, которые на некоторое время пропали в России после того, как с нашего рынка ушли Mobil, Castrol, Shell, Total и Elf. Их материалы используются для автомобилей, в промышленности, в авиации и судоходстве. Проблема тогда была в присадках, которые западные производители добавляют в обычные минеральные масла и получают свои незаменимые продукты.

Но у «АВИКС ГРУПП» есть своя научная лаборатория, где они разработали собственные присадки и оказались в числе ещё 23 российских компаний, которые буквально спасли наш транспорт и промышленность от катастрофы.

«АВИКС ГРУПП» экспортирует свои смазочные материалы в Беларусь, Казахстан, Армению, Киргизию и Таджикистан. В 2023 году она заключила соглашение с египетскими потребителями смазочных материалов. На среднеазиатских рынках «АВИКС ГРУПП», как и все экспортно ориентированные предприятия Липецка и региона, конкурирует с зарубежными производителями, и её продукты считают там такими же качественными, как у Mobil, Castrol или Shell.

Первые в мире

Так что товары, сделанные в Липецке, ничем не хуже зарубежных и по качеству, и с точки зрения технологической новизны.

Компания «ЭК «Энерком», например, в прошлом году разработала первую в мире систему управления освещением Enercom Live Light (ELL) на технологии BLE. Она позволяет снижать затраты на энергопотребление в среднем на 70% благодаря управлению сценариями освещения по радиометкам. Попросту говоря, каждый работник имеет на себе радиомаячок, который включает свет, когда работник находится в помещении, и выключает его, когда он выходит.

 Если обеспечить каждого сотрудника радиометкой,  рассказал журналу Russian Business Guide генеральный директор компании Сергей Стрельцов,  то можно добиться рекордной экономии за счёт реализации принципа: свет там, где, когда и в каком количестве он нужен.
Эту систему сразу купили турки, и уже готовы купить промышленники из Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна.

Со знаком качества

Компания «Литмашприбор», которая выпускает машины для литейных производств и продаёт их во все страны СНГ, участвовала недавно в 14-й Международной выставке «Металл, сталь, металлообработка, трубы, проволока, кабель и металлоконструкции» в Каире. Липецким литейным оборудованием заинтересовались литейщики из Турции, Индии и Пакистана, не считая египтян и промышленников многих африканских стран.

 В Египте и вообще в Африке,  говорит собственник «Литмашприбора» Николай Корнев,  к нам, россиянам, как к производителям различного оборудования относятся, как к европейцам. У нас там такая же репутация, как у немецких, швейцарских и других европейских производителей, потому что мы выпускаем такие же качественные и технологичные вещи.

Или возьмите, например, мебель мебельной фабрики «Боринское». Шкафы и столы делают там не из прессованных опилок, а из сосны и берёзы. Поставляют её, правда, пока в страны СНГ. Европейцы, повёрнутые на экологически чистых продуктах, тоже покупали бы её, как говорится, «в драку».

Помощь государства

Государство начиная с 2019 года буквально берёт малый и средний бизнес за руку и ведёт его за рубеж, а там помогает, если какому-нибудь покупателю придёт в голову мысль вовремя не оплатить поставки из России.

 За последнее время,  комментирует Анатолий Гольцов,  у нас не было ни одного случая, чтобы кто-то имел долги перед нашими экспортёрами в тех странах, куда они отправили свою продукцию. Почему? Потому что всё это отслеживается представительствами торгпреда Российской Федерации и представительствами Торгово-промышленной палаты.

Денис Ейкилис не случайно каждый раз, когда рассказывает об экспортной деятельности своей компании, обязательно упоминает региональный Центр поддержки экспорта, который входит в проект «Мой бизнес».

 Для нас это значимое достижение,  говорил он в 2022 году, когда занял первое место в конкурсе экспортёров в номинации «Прорыв года» И мы рады разделить его с Центром поддержки экспорта Липецкой области  нашим главным помощником в экспортной деятельности.

Федеральный и областной бюджеты выделяют на поддержку малого и среднего бизнеса большие деньги. В этом году это без малого 45 млн рублей: 35 млн  из регионального бюджета и 9,5  из федерального.

 За счёт этих средств мы оплачиваем сертификацию продукции, сопровождение контрактов, переводы текстов, делаем для компаний сайты на иностранных языках,  рассказал «ПН» Анатолий Гольцов.  Мы оплачиваем участие наших предпринимателей в бизнес-миссиях, в выставках и ярмарках. Участие в выставках, например, стоит от 20 тысяч долларов. Мы собираем по 1520 человек. На выставке они завязывают контакты с партнёрами, в том числе и с зарубежными. Предпринимателю нужно только за билет заплатить, а всё остальное оплачиваем и делаем мы по его техническому заданию. Недавно появилась ещё одна очень важная услуга  Центр поддержки экспорта оплачивает транспортные расходы до границы той страны, куда предприниматель поставляет свою продукцию.

Открыться за рубежом

Но экспорт, считает Гольцов, не конечная цель, к которой должны стремиться предприниматели.

 Высший пилотаж для предпринимателя,  говорит Гольцов,  это открыть дочернее предприятие за рубежом. В Египте, в Китае есть особые экономические зоны. Многим из тех, кто уже имеет опыт экспортёра, говорим: «Идите туда работать. Часть прибыли оставляйте здесь, а часть инвестируйте в свои предприятия за рубежом». Это мировая практика. Это наше будущее, и мы к нему идём.

Цифры:

130 предприятий региона при содействии Центра поддержки экспорта продают свою продукцию за рубеж

13 предприятий малого и среднего бизнеса заключили в 2025 году экспортные контракты с партнёрами из 7 государств

Более 300 экспортно ориентированных субъектов МСП ежегодно получают поддержку

73 страны закупали продукцию АПК региона в 2024 году

Стандарт 2.0

Липецкая область вошла в число регионов-лидеров по внедрению и реализации Регионального экспортного стандарта 2.0  одного из показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Региональный экспортный стандарт 2.0 разработан Российским экспортным центром для развития и поддержки экспорта. Он включает мероприятия по созданию необходимой инфраструктуры, вовлечению органов исполнительной власти и бизнес-сообщества в реализацию экспортной политики, разработке стратегических документов по экспорту, обучению и продвижению региональных экспортёров, популяризации экспорта.

Липецкая область заняла второе место среди субъектов ЦФО и вошла в топ-5 регионов России в рейтинге эффективности внедрения Регионального экспортного стандарта 2.0 по итогам восьми месяцев 2025 года.

В Липецкой области разработана региональная программа по развитию экспорта, создан Экспортный совет правительства региона, работают Центр поддержки экспорта (структурное подразделение центра «Мой бизнес») и Клуб экспортёров при Липецкой ТПП, действует программа наставничества и акселерационная программа «Экспортный форсаж», проводится региональный конкурс «Экспортёр года». Ежегодно поддержку получают более 300 экспортно ориентированных субъектов МСП Липецкой области.

Масложировой экспорт

Липецкая область является одним из ведущих российских поставщиков сельскохозяйственной продукции на мировой рынок и входит в топ-10 экспортёров сельхозпродукции.

За первые четыре месяца 2025 года экспорт АПК Липецкой области составил около 200 млн долларов, почти половина из которых приходится на масложировую отрасль, сообщает правительство Липецкой обалсти. Основным экспортным товаром является подсолнечное масло, которое активно закупают Индия, Турция и Китай.

В прошлом году экспорт подсолнечного масла составил 45% от общей выручки за продукцию АПК региона. Всего же в 2024-м 73 государства заключили договоры с Липецкой областью о поставке сельхозпродукции. Лидером-импортёром по итогам прошлого года стала Индия. Государство закупает в регионе подсолнечное масло и зернобобовые. На втором месте Турция  закупает подсолнечное масло, пшеницу, жмыхи, отруби, зернобобовые, кукурузу, масличные семена, продукты перемола. ЮАР по объёмам закупок пшеницы на третьем месте. На четвёртом  Китай. Туда Липецкая область экспортирует подсолнечное, рапсовое и соевое масла, сахар.

По итогам прошлого года регион отправил на зарубежные рынки около 2,3 млн тонн продовольствия.

Экспортёр-2024

Лучшими экспортёрами среди малых и средних предприятий за 2024 год признаны:

«Авикс групп»  «Экспортёр года в сфере промышленности»,
«Свой корм»  «Экспортёр года в сфере агропромышленного комплекса»,
«Липецктехнолит»  «Экспортёр года в машиностроении и приборостроении»,
ИП Глазкова С.И., занимается производством шрота  «Прорыв года»,
«Стальные решения РУС»  «Удачный старт».

Победители получили сертификаты на авиаперелёт и проживание для участия в международных выставках и бизнес-миссиях, организуемых Центром поддержки экспорта, а также на обучение инструментам продвижения в интернете.

Текст: Виктор Унрау
Фото: Липецкая ТПП