Холодный дом

Холодный дом

Жильцы дома 1б на улице Папина с 7 октября без отопления.

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Авария произошла рано утром 7 октября, когда, по словам жителей, рабочие провели опрессовку системы перед подачей тепла. Во время испытаний труба, которую меняли всего два года назад, дала течь. 8 октября место аварии раскопали. Ещё сутки вода била фонтаном, затопив подвал.

На следующий день воду откачали. Поставили заглушки. Горячую воду так и не дали. На вопросы об отоплении жителям было объявлено: «До 4 ноября».

Что делать?

С тех пор жизнь в доме превратилась в испытание на прочность. Жильцы вынуждены спать в тёплой одежде, постоянно использовать обогреватели. Особенно тяжело приходится семьям с детьми и пожилым людям.

 Во всей квартире холодно, но самое страшное в ванной и туалете, где воздух ледяной. Я заболела, но не успеваю греть воду, чтобы отпарить ноги, она остывает очень быстро,  делится жительница первого этажа Светлана Анциферова.  А из подвала тянет сыростью и запахом. Хочется проветрить помещение, но и без того мёрзнем.

Всё это усугубляется тем, что ремонтные работы ведутся урывками.

На момент написания материала ситуация изменилась только отчасти. Вечером 14 октября жители сообщили, что возобновилась подача горячей воды.
 Нам сказали, что отключение горячей воды никак не связано с отсутствием тепла в доме, но почему воды не было почти неделю  неизвестно,  продолжает Светлана Владимировна.  Отопление так и не дали, работу не продолжили.

Кто виноват?

Управляющей организацией дома оказалось ООО «УК «Маяк». Компания уже привлекалась к ответственности за ненадлежащее содержание многоквартирных домов. Так, Госжилинспекция в сентябре этого года оштрафовала «Маяк» на 125 тысяч рублей за ряд нарушений, правда, в другом доме: там тёк трубопровод, подвал был сырой и замусоренный, лестничные клетки не убирали.

Мы дозвонились до секретаря управляющей компании. Звонок перенаправили в отдел энергетики, занимающийся вопросами отопления, водоснабжения и водоотведения, после чего связь оборвалась. В течение всей рабочей недели в УК «Маяк» на телефонные звонки так никто и не ответил.
АО «РИР Энерго»  компания, подающая тепло,  прокомментировать ситуацию согласилось, но к моменту выхода статьи официальный ответ «Первому номеру» так и не предоставила.

Ищем ответы

Ситуация с домом на улице Папина, 1б,  это ещё одна история о том, как поломка, которую не устранили летом, превратилась в затяжную гуманитарную катастрофу в рамках одного дома. Но одного ли?

Формально ответственность за состояние внутридомовых сетей и своевременное проведение ремонта несёт управляющая компания, ведь именно она обязана следить за общим имуществом дома. Однако не исключено, что часть вины лежит и на ресурсоснабжающей организации, подающей тепло.

Липецкий филиал «РИР Энерго» в своей официальной группе в ВК 15 октября сообщил, что специалисты завершают подключение домов к централизованной системе теплоснабжения, а тепло всё ещё отсутствует в 17 домах города. Там же отмечено, что сотрудники тепловой инспекции ежедневно проверяют тепловые узлы и выдают рекомендации управляющим компаниям.

Не дождавшись ответов ни от УК, ни от ресурсоснабжающей организации, «Первый номер» утром в пятницу обратился за помощью в департамент ЖКХ администрации города. После обеда редакции сообщили, что подача тепла в дом началась. И разъяснили, что авария действительно произошла во время пуска тепла. Трубу прорвало в первом подъезде. Специалистам потребовалось время, чтобы устранить порыв.

Галина Селина, президент Липецкой областной общественной организации правовой поддержки «ЮРИСТЫ48»:

 Конкретных дат для старта отопительного сезона российское законодательство не содержит, но оно устанавливает единое правило, позволяющее определять необходимость подачи тепла. В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ от 6 мая 2011 года  354) исполнитель обязан поставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества. Это включает бесперебойное круглосуточное отопление в течение всего отопительного сезона.

Если в установленный органами местного самоуправления срок тепло не подано, это является нарушением прав потребителя. Ответственность за это несут как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации. Несоответствие температуры нормативным показателям позволяет считать услугу некачественной и является поводом для привлечения исполнителя к ответственности.

Самый действенный способ  это массовое обращение в контролирующие органы. Опыт показывает: когда от жильцов поступает не одно коллективное письмо, а множество персональных заявлений, вопрос решается значительно быстрее. В первую очередь жалобы следует направлять в Государственную жилищную инспекцию  именно этот орган обязан реагировать на подобные нарушения. Если результата нет, следующей инстанцией должна стать прокуратура.

Текст: Настасья Старкова
Фото: Сергей Паршин