Горизонты образования

Горизонты образования

Сергей Кравцов провёл выездное заседание коллегии Минпросвещения России в многопрофильном лицее «Циолковский».

Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.

Выездное заседание коллегии впервые прошло в Липецкой области. Выбор неслучаен: регион вошёл в число пилотных, где проходит эксперимент по доступности среднего профессионального образования, в области успешно работает проект «Бережная школа» и ежегодно строятся новые учебные заведения.

 Мы проводим выездное заседание коллегии Министерства просвещения России в Липецкой области, в новой школе, которая 1 сентября открыла свои двери. Отмечу, что многие из проектов Липецкой области будут интересны для распространения в других регионах нашей страны. У нас на повестке вопрос подготовки государственных учебников, итоги Года детского отдыха в системе образования, работа по снижению бюрократической нагрузки. Липецкая область  один из трёх регионов, участвующих в эксперименте по расширению доступности среднего профессионального образования. Предстоит обстоятельный, конструктивный разговор,  сказал министр просвещения Сергей Кравцов.

В школе во Взлётном

Калугу  город Константина Циолковского  называют колыбелью теории межзвёздных полётов. Школа  та же колыбель, из которой выходят учёные, изобретатели, конструкторы, врачи и даже покорители всего околосолнечного пространства. Кажется, и этому дадут импульс под светлыми сводами, носящими имя Циолковского.

Именно с экскурсии по многопрофильному лицею «Циолковский», самой большой школы Липецкой области, рассчитанной на 1 500 учеников, начал свой визит в регион Сергей Кравцов.

Вместе с губернатором Игорем Артамоновым министр осмотрел школьное пространство, заинтересовавшись классами робототехники с парящими в манеже БПЛА, телестудией, заглянул на урок рисования к младшеклассникам. И тут же гости попали под прицельные детские вопросы:

 Сергей Сергеевич, что надо делать, чтобы стать министром просвещения?

 Ничего не нужно делать,  улыбнулся Кравцов.  Нужно просто хорошо учиться, слушаться родителей и любить свой город, Липецкую область и нашу прекрасную страну.

 А какие предметы были у вас любимыми в школе, Игорь Георгиевич?  к руководителю региона опять обратилась пытливая пятиклассница.

 История и география. У меня по ним были похвальные грамоты,  вспомнил собственные школьные годы губернатор.  Я очень хорошо знал карту.

Второй дом

Изначально все дети любят учиться. Только в школе это желание, к сожалению, исчезает, порой не без вины самой школы. Отторжения к получению знаний не произойдёт, не будет деформации личности, если учиться станет радостно и интересно. И будет время на отдых. В лицее делается всё для этого.

Лицей «Циолковский»  это школа полного рабочего дня: после уроков ученики младшего звена могут пойти в спальни-игровые, где есть конструкторы, игротека. Для первоклассников, привыкших к тихому часу в детском саду,  кровати, чтобы переход к школе не стал травмирующим. Предусмотрен и час прогулки. Затем  домашние задания. В 18 часов ребят забирают родители с уже полностью выученными уроками.

Школа полного дня, естественно, по желанию детей и родителей. Зато детский досуг не имеет никаких границ. Школа обладает превосходным спортивным комплексом. Для тех, кто желает прокачать мозг,  кружок робототехники и отдельно  сборки и управления БПЛА. Кто-то занимается рисованием или театральным мастерством. Желающим углублённо изучать языки здесь тоже дана такая возможность.

Берегите учителя

Пространство для педагога в лицее, носящем имя Циолковского, который сам был учителем гимназии, также имеется. И хорошо, что в школе есть учительская, о которой сейчас почему-то забывают в учебных заведениях, будто учитель не человек вовсе. Ему тоже необходимы роздых и общение с коллегами. И учителя не должны ходить нон-стоп из кабинета в кабинет с тетрадями, учебниками, картами. Так можно забыть об интересных формах уроков, на которые любой педагог должен настраиваться во время перемены, сосредоточившись в спокойной обстановке.

Словом, современная школа, которую посетил министр просвещения,  это не о скуке, а о развитии. О жизни, творчестве и нахождении своего пути.
Кстати, Липецкая область  одна из семи участников пилотной программы «Бережная школа», реализуемой по поручению президента России.

 У нас 100% руководителей в сфере образования прошли обучение в «Бережной школе». Мы высвободили 27% педагогического времени, снизив бюрократическую нагрузку. 25% отчётности полностью отменили,  рассказал Сергею Кравцову Игорь Артамонов.

Утверждение концепции программы «Бережная школа» как раз входило в повестку коллегии Министерства просвещения России. Директор Департамента кадровой политики Минпросвещения Ирина Кокоева сообщила, что механизмы снижения бюрократического бремени, апробированные в регионах-участниках, показали свою эффективность и будут с начала следующего года распространены на всю страну.

Глава области рассказал министру о сервисе «Забота», к которой подключены и липецкие учителя:

 Мы начинали работать с семьями участников СВО и постепенно подключали к этой программе социально важные категории граждан, куда на сегодняшний день вошло около 10 тысяч педагогов Липецкой области. С каждым учителем устанавливает связь профессиональный куратор, отвечающий на вопросы и обеспечивающий поддержку педагога в различных ситуациях.

Найти призвание

Школа должна помогать находить призвание, а не учиться на одни пятёрки. Именно тем и ценны профильные школы, где не отвергается многообразие предметов, но идёт глубокая проработка определённого направления. В концепцию лицея «Циолковский» заложена идея инженерно-технической и даже космической направленности. Ничего удивительного: педагог Песталоцци, например, считал, что человек должен найти своё призвание в 511 лет, тогда он сможет выбрать нужное и углубиться в выборе. Призвание необходимо найти всем. В нём на 50% состоит счастье человека.

Об этом говорил и Игорь Артамонов во время двусторонней встречи с министром просвещения:

 У нас действует Центр молодёжной карьеры. Мы помогаем молодым людям правильно определиться с будущей профессией. Бывает так, что ребята совершают ошибку в выборе профессии. Родители, родственники им советуют идти работать в ту сферу, где трудились сами. Но сейчас другое время, и популярные ранее специальности могут быть не столь востребованными, привлекательными, в том числе и по оплате труда. В итоге неправильный выбор молодого человека сказывается на его жизни и на жизни региона в целом. У нас же в школах действует программа «Посещение Центра молодёжной карьеры», где ребят тестируют, определяют склонность к той или иной отрасли. С ними работают психологи, консультанты, устраиваются экскурсии на предприятия. Таким образом снижается процент ошибки при выборе профессии.

Разумное, доброе, вечное

Также губернатор и министр обсудили развитие инфраструктуры для летнего отдыха детей. В Липецкой области уже построили 13 зданий для отдыха и оздоровления школьников, ещё 9 планируется возвести в следующие три года.

Сергей Кравцов заявил о поддержке Минпросвещения развития санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей». В СССР этот лагерь входил в четвёрку самых больших по количеству отдыхающих  1 200 человек. Больше вмещали только «Артек»«Орлёнок» и «Океан».

Липецкая область также серьёзно вкладывается в дело его реконструкции. Сейчас идёт ремонт нескольких детских корпусов. Сдан медицинский кампус. Создаются фиджитал-центрIT-кампус, экокампус, в котором будут лаборатории для изучения генетики, нейробиологии, агротехнологий и экомониторинга. Что ж, слова прометеевского гимна «мы горды твоей судьбою, Прометей!» снова становятся явью.

На коллегии директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения РФ Игорь Юргин рассказал о внедрении единых программ воспитания в детских лагерях. Также запускается единая система подготовки вожатых.

СПО-регион

Только Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область участвуют в пилотном проекте, касающемся упрощённого поступления в СПО после 9 классов. Чтобы шагнуть на стезю профобразования, липчане сдают два экзамена (русский язык и математику) вместо четырёх.

 В этом году мы внесли в Госдуму законопроект о продлении эксперимента по СПО до 2029 года,  сообщил Сергей Кравцов.  Мы хотим сохранить два экзамена при поступлении в колледжи и техникумы. Другие регионы желают последовать примеру Липецкой области, Петербурга и Москвы.

В Липецкой области с успехом работают пять кластеров СПО: металлургия, цифровое машиностроение, здравоохранение, цифровизация и агрохимбиотехнологии.

 Мы хотим, чтобы вы нас поддержали в создании колледжа по искусственному интеллекту,  обратился к министру просвещения Игорь Артамонов.
Губернатор также сказал, что Липецкая область нацелена стать цифровым регионом. По количеству внедрений ИИ в жизнь мы опережаем не только все субъекты страны, но и столицу.

Региональный министр образования Дмитрий Демихов в своём выступлении на коллегии Минобразования проинформировал о том, что наиболее востребованными при поступлении на СПО в Липецкой области оказались профессии, связанные с обеспечением информационной безопасности автоматизированных систем и программированием.

Почёт учителю

Сергей Кравцов вручил ведомственные награды сотрудникам системы образования Липецкой области. Благодарственным письмом министра просвещения награждён губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.

Почётными грамотами Минпросвещения России отмечены директор школы информационных технологий  26 Липецка Марина Цапенко и учитель школы Ирина Калмыкова, заведующая детским садом «Солнышко» посёлка Газопровод Елецкого района Алёна Кустова, заместитель директора школы  4 Усмани имени академика Басова Инна Гулидова.

Нагрудный знак «Почётный наставник» вручили учителю школы  2 села Доброго имени Третьяковой Анастасии Полукаровой. Нагрудный знак «Молодость и профессионализм»  учителю школы посёлка Рощинский Чаплыгинского района Анне Кеменовой. Звание «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» присвоено директору лицея села Хлевного Сергею Пожидаеву.

Текст: Светлана Воржева
Фото: Сергей Паршин