На городской педконференции «Педагогическая поэма липецкого образования» обсудили стратегию развития школы.
Традиционная. Августовская. С трёхдневной программой. Не просто педконференция — настоящая «поэма липецкого образования». О ценностях, традициях и эффективности методов. Основная часть — пленарное заседание — прошла в новой школе № 58 в микрорайоне Елецком. На одной площадке — 600 участников. Это педагоги, депутаты, работники профсоюза, родители школьников.
Задачи и вызовы
Уже в названии конференции — прямая отсылка к самой известной книге педагогики, которая давно и прочно стала частью профессионального сознания учителей. Педагог-новатор Антон Макаренко посвятил её своему другу и наставнику Максиму Горькому. А коллеги из Липецка спустя почти век — тем, кто писал и пишет поэму современного суверенного образования.
Подробнее о стратегии его развития до 2040 года рассказал председатель департамента образования Липецка Евгений Таракановский. А также о новых задачах и вызовах перед учительским сообществом. В их числе — ситуация с демографическим переходом (длительный период снижения рождаемости и смертности, когда рост населения останавливается и численность населения стабилизируется естественным образом. — Прим. ред.).
Не провалиться в яму
— Это серьёзный вызов для государства, — подтверждает Евгений Андреевич. — Он означает сокращение количества учеников (соответственно, и классов), необходимой нагрузки педагогов и, как следствие, потерю профессиональных кадров. Система дошкольного образования с данным «переходом» уже столкнулась. Только за последние пять лет число воспитанников детских садов Липецка сократилось на более чем 5 000 малышей. С прошлого года замедлился рост численности учащихся школ. По прогнозу, к 2030 году (предполагаемому сроку демографической ямы) контингент школьников в Липецке уменьшится на 10 тысяч человек. Что делать, спросите вы?
Вести детальный учёт образовательных потребностей детей, укреплять индивидуальный подход в обучении, открывать разновозрастные группы, что используют сегодня в дошкольных учреждениях. И делать акцент на качестве образования.
Естественно-научный поворот
По итогам прошлого учебного года 12 липецких школьников стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады, что позволило региону занять 3-е место в ЦФО и 14-е в России по результативности участия олимпиадников в заключительном этапе. Годом ранее их было трое -отмечается явный рост.
Растить больше детей, изучающих естественно-научный и технологический профили, — одна из задач обсуждаемой стратегии. Для этого, по словам Евгения Таракановского, в Липецке предлагается организовать профильные смены на базе «Кванториумов».
Как один из примеров — инженерно-технологическая школа № 27. На базе учебного заведения успешно действует «Кванториум»: дети могут заниматься в четырёх профильных квантумах.
— Это поддерживает тенденцию по развитию инженерно-технологического и естественно-научного образования, — отмечает заместитель директора школы Антон Волокитин.
По результатам муниципального мониторинга учебное заведение стало победителем городского конкурса «Школа года» и отмечено дипломом I степени.
Ремонт 2.0
Капитальный ремонт школ по президентской программе «Модернизация школьных систем образования» — ещё одна тема для обсуждения. Только в этом году в Липецке капитально ремонтируют пять школ. В следующем — полная реновация ждёт ещё 15.
— Итоги прошлого учебного года можно обозначить одной фразой: капремонт завершён, — рассказывает директор школы № 51 Липецка Татьяна Ленкова. — Сразу уточню: он завершён в здании по адресу: улица 9 микрорайон, 42. Теперь у нас обновлённая школа с IT-зоной, локацией буккроссинга и другими пространствами. Надеемся, это добавит мотивации ученикам в успешном изучении предметов. 1 сентября дети, а это 1 575 человек, сядут за парты. Учиться по-прежнему придётся в две смены, потому что на капремонт закрывается соседнее здание — начальной школы. Но мы, учитывая прошлогодний опыт, справимся.
Единый стандарт
— Меня радует, что мы приходим к определённому единообразию в сфере образования, — продолжает Татьяна Анатольевна. — Внедрение единого расписания, учебников, школьной формы доказывает, что в нашем государстве понимают: на системе образования всё держится. Приятно, что и молодёжь поддерживает актуальные тенденции. И идёт работать в школу. В прошлом году мы приняли двух молодых специалистов. Ещё двое начнут работать в коллективе с 1 сентября. Это учителя физкультуры и начальных классов.
По форме
— Важно, что теперь есть единый учебник по истории, прошедший федеральную экспертизу, — комментирует директор школы № 70 Анна Кириенко. — Это позволит исключить неоднозначное прочтение исторических фактов. С другой стороны, стоит учитывать вариативность обучения. И по отдельным предметам всё же хотелось бы выбирать разных авторов учебной литературы. Школьная форма — однозначно правильная тенденция. ГОСТ предписывает классический стиль одежды для детей, ношение формы с безопасной фурнитурой. В то же время нам разрешено добавлять к ней свои элементы. Для учеников 70-й школы мы сделаем специальные значки, а потом отошьём галстуки с эмблемой. Со временем планируем внедрить и форму для учителей в насыщенной цветовой гамме «бирюзовый-синий-белый». Думаю, получится очень красиво.
Главное — быть счастливым
Пленарное заседание конференции завершилось торжественной церемонией «Виват, педагог!». Власти Липецка отметили около 100 липецких педагогов. Это лауреаты премии имени Шмакова и Раковского, предметники, подготовившие победителей олимпиад и выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, лучшие учителя и воспитатели города.
В числе награждённых — заместитель директора лицея № 3 имени Москаленко Наталья Афанасова. В этом году за профессиональные достижения её отметили благодарственным письмом Липецкого городского Совета депутатов.
— Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, — цитирует Наталья Владимировна труды Макаренко. — Не удивлена, что сегодняшняя конференция проходит под именем педагога-новатора, многие его фразы как афоризмы сама использую в работе. А «Педагогическая поэма» стала настольной книгой ещё в университете (в 2012 году Наталья Владимировна с отличием окончила филологический факультет ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского. — Прим. авт.). Действительно, когда ты любишь свою Родину, профессию и окружён любимыми людьми, это и есть счастье. И наша главная задача как педагогов воспитать счастливых людей. Математиков, врачей, переводчиков — но в первую очередь счастливых!
Роман Ченцов, глава Липецка:
— Тема конференции в этом году звучала особенно символично — «Педагогическая поэма липецкого образования: новые ориентиры — прежние ценности». Эта формулировка очень точно отражает суть педагогики: всё вокруг меняется, но настоящие ценности этой профессии остаются неизменными — любовь к детям, терпение и готовность отдавать себя без остатка.
Вручил награды нашим педагогам. Это признание их труда, который, как правило, не всегда заметен. Ведь за каждой победой ребёнка — бессонные ночи учителя, его вера и поддержка, его душа, вложенная в воспитание. Смотрел в зал и видел людей, посвятивших жизнь делу, от которого зависит судьба города и страны.
Впереди новый учебный год. Пусть он подарит нашим учителям благодарные улыбки детей, уважение родителей и чувство гордости за результаты своего труда.
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Станислав Истомин