Творцы личностей!

Творцы личностей!

На городской педконференции «Педагогическая поэма липецкого образования» обсудили стратегию развития школы.

Традиционная. Августовская. С трёхдневной программой. Не просто педконференция  настоящая «поэма липецкого образования». О ценностях, традициях и эффективности методов. Основная часть  пленарное заседание  прошла в новой школе  58 в микрорайоне Елецком. На одной площадке  600 участников. Это педагоги, депутаты, работники профсоюза, родители школьников.

Задачи и вызовы

Уже в названии конференции  прямая отсылка к самой известной книге педагогики, которая давно и прочно стала частью профессионального сознания учителей. Педагог-новатор Антон Макаренко посвятил её своему другу и наставнику Максиму Горькому. А коллеги из Липецка спустя почти век  тем, кто писал и пишет поэму современного суверенного образования.

Подробнее о стратегии его развития до 2040 года рассказал председатель департамента образования Липецка Евгений Таракановский. А также о новых задачах и вызовах перед учительским сообществом. В их числе  ситуация с демографическим переходом (длительный период снижения рождаемости и смертности, когда рост населения останавливается и численность населения стабилизируется естественным образом.  Прим. ред.).

Не провалиться в яму

 Это серьёзный вызов для государства,  подтверждает Евгений Андреевич.  Он означает сокращение количества учеников (соответственно, и классов), необходимой нагрузки педагогов и, как следствие, потерю профессиональных кадров. Система дошкольного образования с данным «переходом» уже столкнулась. Только за последние пять лет число воспитанников детских садов Липецка сократилось на более чем 5 000 малышей. С прошлого года замедлился рост численности учащихся школ. По прогнозу, к 2030 году (предполагаемому сроку демографической ямы) контингент школьников в Липецке уменьшится на 10 тысяч человек. Что делать, спросите вы?

Вести детальный учёт образовательных потребностей детей, укреплять индивидуальный подход в обучении, открывать разновозрастные группы, что используют сегодня в дошкольных учреждениях. И делать акцент на качестве образования.

Естественно-научный поворот

По итогам прошлого учебного года 12 липецких школьников стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады, что позволило региону занять 3-е место в ЦФО и 14-е в России по результативности участия олимпиадников в заключительном этапе. Годом ранее их было трое -отмечается явный рост.

Растить больше детей, изучающих естественно-научный и технологический профили,  одна из задач обсуждаемой стратегии. Для этого, по словам Евгения Таракановского, в Липецке предлагается организовать профильные смены на базе «Кванториумов».

Как один из примеров  инженерно-технологическая школа  27. На базе учебного заведения успешно действует «Кванториум»: дети могут заниматься в четырёх профильных квантумах.

 Это поддерживает тенденцию по развитию инженерно-технологического и естественно-научного образования,  отмечает заместитель директора школы Антон Волокитин.

По результатам муниципального мониторинга учебное заведение стало победителем городского конкурса «Школа года» и отмечено дипломом I степени.

Ремонт 2.0

Капитальный ремонт школ по президентской программе «Модернизация школьных систем образования»  ещё одна тема для обсуждения. Только в этом году в Липецке капитально ремонтируют пять школ. В следующем  полная реновация ждёт ещё 15.

 Итоги прошлого учебного года можно обозначить одной фразой: капремонт завершён,  рассказывает директор школы  51 Липецка Татьяна Ленкова.  Сразу уточню: он завершён в здании по адресу: улица 9 микрорайон, 42. Теперь у нас обновлённая школа с IT-зоной, локацией буккроссинга и другими пространствами. Надеемся, это добавит мотивации ученикам в успешном изучении предметов. 1 сентября дети, а это 1 575 человек, сядут за парты. Учиться по-прежнему придётся в две смены, потому что на капремонт закрывается соседнее здание  начальной школы. Но мы, учитывая прошлогодний опыт, справимся.

Единый стандарт

 Меня радует, что мы приходим к определённому единообразию в сфере образования,  продолжает Татьяна Анатольевна.  Внедрение единого расписания, учебников, школьной формы доказывает, что в нашем государстве понимают: на системе образования всё держится. Приятно, что и молодёжь поддерживает актуальные тенденции. И идёт работать в школу. В прошлом году мы приняли двух молодых специалистов. Ещё двое начнут работать в коллективе с 1 сентября. Это учителя физкультуры и начальных классов.

По форме

 Важно, что теперь есть единый учебник по истории, прошедший федеральную экспертизу,  комментирует директор школы  70 Анна Кириенко.  Это позволит исключить неоднозначное прочтение исторических фактов. С другой стороны, стоит учитывать вариативность обучения. И по отдельным предметам всё же хотелось бы выбирать разных авторов учебной литературы. Школьная форма  однозначно правильная тенденция. ГОСТ предписывает классический стиль одежды для детей, ношение формы с безопасной фурнитурой. В то же время нам разрешено добавлять к ней свои элементы. Для учеников 70-й школы мы сделаем специальные значки, а потом отошьём галстуки с эмблемой. Со временем планируем внедрить и форму для учителей в насыщенной цветовой гамме «бирюзовый-синий-белый». Думаю, получится очень красиво.

Главное  быть счастливым

Пленарное заседание конференции завершилось торжественной церемонией «Виват, педагог!». Власти Липецка отметили около 100 липецких педагогов. Это лауреаты премии имени Шмакова и Раковского, предметники, подготовившие победителей олимпиад и выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, лучшие учителя и воспитатели города.

В числе награждённых  заместитель директора лицея  3 имени Москаленко Наталья Афанасова. В этом году за профессиональные достижения её отметили благодарственным письмом Липецкого городского Совета депутатов.

 Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно,  цитирует Наталья Владимировна труды Макаренко.  Не удивлена, что сегодняшняя конференция проходит под именем педагога-новатора, многие его фразы как афоризмы сама использую в работе. А «Педагогическая поэма» стала настольной книгой ещё в университете (в 2012 году Наталья Владимировна с отличием окончила филологический факультет ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского Прим. авт.). Действительно, когда ты любишь свою Родину, профессию и окружён любимыми людьми, это и есть счастье. И наша главная задача как педагогов воспитать счастливых людей. Математиков, врачей, переводчиков  но в первую очередь счастливых!

Роман Ченцов, глава Липецка:

 Тема конференции в этом году звучала особенно символично  «Педагогическая поэма липецкого образования: новые ориентиры  прежние ценности». Эта формулировка очень точно отражает суть педагогики: всё вокруг меняется, но настоящие ценности этой профессии остаются неизменными  любовь к детям, терпение и готовность отдавать себя без остатка.

Вручил награды нашим педагогам. Это признание их труда, который, как правило, не всегда заметен. Ведь за каждой победой ребёнка  бессонные ночи учителя, его вера и поддержка, его душа, вложенная в воспитание. Смотрел в зал и видел людей, посвятивших жизнь делу, от которого зависит судьба города и страны.

Впереди новый учебный год. Пусть он подарит нашим учителям благодарные улыбки детей, уважение родителей и чувство гордости за результаты своего труда.

Текст: Елена Мещерякова
Фото: Станислав Истомин