С именем Левитова

С именем Левитова

12 сентября в Ельце в ЕГУ имени Бунина подвели итоги V Международной литературной премии имени Левитова 12+. В этом номере мы опубликуем ряд произведений победителей этого конкурса.

О нём мы писали в  37, который вышел 23 сентября.

Всего определено шесть победителей премии:

 «Детская литература. Проза»  Анна Музыкантова (Архангельск)  рассказ «В каждом сердце» (6+),
 «Детская литература. Поэзия»  Владимир Бредихин (Пенза)  поэтическая подборка «Раз микроб, два микроб» (6+),
 «Малая проза. Открытие»  Алексей Колесников (Белгород)  рассказ «Жертвоприношение» (12+),
 «Малая проза. Мастер»  Александр Пензенский (Липецк)  рассказ «Посылка» (12+),
 «Поэзия. Открытие»  Лера Ступенкова (Валерия Седова) (Иваново)  поэтическая подборка «Белый шум» (12+),
 «Поэзия. Мастер»  Елена Севрюгина (Мытищи)  подборка «Спаси меня, когда вокруг февраль» (12+).

Елена Севрюгина

Победитель V Международной литературной премии имени Левитова в номинации «Поэзия «Мастер».
Родилась в Туле в 1977 году. Живёт и работает в Москве. Редактор отдела поступлений журнала «Гостиная». Член редакционной коллегии журнала «Сетевая Словесность». Кандидат филологических наук, доцент.
Автор публикаций в ряде журналов, в том числе «Новый мир»«Звезда»«Дружба народов»«Нева»«Знамя», Homo Legens, «Дети Ра»«Урал»«Интерпоэзия»«Плавучий мост».
Победитель международного поэтического конкурса имени Гавриила Каменева «Хижицы» (2023). Дважды лауреат международного поэтического конкурса «Русский Гофман» (2019 и 2020).
Лауреат II степени Германского Международного литературного конкурса «Лучшая книга года» (2025).

Спаси меня, когда вокруг февраль

* * *

закрыть глаза и не открыть потом
остаться снегом голосом и ртом
слепым ручьем который будет течь
в знакомый океан  родную речь
уйти в себя и не достать со дна
мне очень больно если я одна
так прекращает хрупкую игру
ломающийся стебель на ветру

спаси меня когда вокруг февраль
как будто кто-то жизнь мою украл
как будто расступилась на века
моя неполноводная река
забудь кто я и где меня искать
когда спешит к забвению тоска
на том конце замедленного дня
оставь меня не оставляй меня

и я восстану из небытия
из горестного пепла и вранья
в календаре свершившихся примет
оставив вербный след и верный свет
отчаянный внезапный слюдяной
молчи со мной поговори со мной
чтоб на пути к забывчивой звезде
осознавать я здесь и я нигде

* * *

все это выше поверх головы
кошка шиповника голубь травы
селезень зелени майской
нынче все то что живет напролом
синяя чаща речной бурелом
скинет привычные маски
все это где-то когда-то давно
было со мной залетало в окно
дробью синичьей стучало
и застывало на хрупких весах
и замирало в старинных часах
и уводило в начало
лепетом лета гулили слова
падала с плахи небес голова
млечным путем обращаясь
и ноосферами стройных стаккат
в палевый вечер врывался закат
чтобы уйти не прощаясь
в то непонятное вечное вне
в чьи зеркала на слепой глубине
смотрятся дети и совы
где от свинцовой земли утаю
светлость мою непонятность мою
и невесомость

* * *

и все как прежде все как встарь 
по блоковскому завещанью
рябины жертвенный алтарь
комод с забытыми вещами
под окнами тревожный стук
дождя начавшегося с ночи
который вечности короче
и непрерывный тремор рук
сады отцветшие пусты
скрипят бессонные качели
и ты итыитыиты
от каждой тьмы из каждой щели
с воды с травы с земли с небес
с лесной тропы с куста ракиты
воспоминанием забытым
внезапной мыслью о тебе
на глубине моей реки
где все болезненно и звонко
пылятся счастья островки
как непроявленные пленки
и можно мыслью сном судьбой
пока закат горяч и матов
в деревню к тетке в глушь в саратов
когда к тебе когда с тобой

* * *

город в своей глубине утонул,
как накануне подледного лова
мир  беспокойный навязчивый гул,
шумный предшественник тихого слова,
значит, скрывайся и радостно жди 
и расшифруется (рано ли, поздно),
что говорят проливные дожди,
чем обернутся июньские грозы
эй, не робей, нажимай на верхи
водных потоков, искрящихся линий 
будь победителем грозных стихий,
будь заклинателем молний и ливней
выстрои музыку и повтори,
эта стихия  твое отраженье
все, что снаружи, и все, что внутри,
спящую тайну приводит в движенье
станет восторженней, станет больней 
и обнаружится нечто такое
в мрачной нирване разнузданных дней,
бьющих в набат, не дающих покоя
значит, ни страха, ни смуты, ни бед 
ставший сияньем над миром прогорклым,
это твой голос струится с небес,
бьется в траве, барабанит по стеклам

Анна Музыкантова

Победитель V Международной литературной премии имени Левитова в номинации «Детская литература. Проза».
Врач и детский писатель, автор книг «Я лечу»«Снежное лето»«Химия. Биология, медицина».
Живёт в Архангельске. Окончила Северный государственный медицинский университет и Институт журналистики и литературного творчества.
Заведующая станцией скорой медицинской помощи, врач-кардиолог. Ассистент кафедры факультетской терапии и внутренних болезней СГМУ.
Печатается в журналах: «Костёр»«Чердобряк»«Простокваша»«Колокольчик»«Радуга»«Детское чтение для сердца и разума»«Мурзилка»«День и Ночь»«Волга-21 век».
Победитель VIII Международного литературного конкурса произведений для детей и юношества «Корнейчуковская премия» в номинации «Стихотворения для детей» (2020).
Лауреат (диплом III степени) Международного Гайдаровского литературного конкурса (2020). Лауреат I степени Всероссийской литературной премии «В начале было слово» в номинации «Детская литература» (2023). Полуфиналист премии имени Крапивина.

В каждом сердце

Вечер сегодня тёплый. Сидеть в такой вечер на балконе и слушать тишину  моё самое любимое занятие. В тишине на самом деле столько звуков Вот Манька всё время в наушниках ходит. И ещё головой трясёт из стороны в сторону, словно у неё там, в голове, землетрясение. Манька  моя сестра, она меломанка. Сама себя так называет. Она уже большая, совсем. Совсем  это значит через пару месяцев ей стукнет восемнадцать. Как говорит наш папа: «Когда тебе исполнится восемнадцать, ты будешь совсем другим человеком». Как это  другим? Что, у меня цвет глаз поменяется или вдруг волосы станут гуще? Сейчас просто кошмар  три волосинки и хвост мышиный. А папа говорит, другим человеком ты станешь внутри. Короче, я поняла: у меня там, внутри, что-то новое появится. Второй аппендикс? Да мне и первый-то не очень нужен. Это я так смеюсь над папой.

Вот если бы второе сердце! А то моё единственное в пятнадцать лет уже разбито. И скажите, как жить всю оставшуюся жизнь с таким сердцем?

Папа говорит, что сердце со временем заживёт. Что всё там само собой склеится и будет оно как новенькое, к восемнадцати точно. Папа, конечно, знает

Манька сегодня к нему пристала и говорит: «Запиши меня на гитару! Хочу научиться играть, как Толик».
Толик  наш сосед. Он в десятом подъезде живёт, а мы в первом, и, как Манька, школу оканчивает. А ещё на гитаре умеет разные мелодии подбирать. Манька с ним не дружит, просто иногда в общих компаниях зависают.

 А ты Толика попроси,  предлагает папа,  он парень вроде неплохой

 Ну нет  кривится Манька.  Ещё подумает, что я не против с ним встречаться.

 А он предлагал?  Папа делает лицо, ну такое, когда человек чувствует, что надвигается проблема, которая растёт, как дождевая туча.

Папа, конечно, забыл, что Маньке через пару месяцев восемнадцать стукнет и она станет совсем другим человеком! В общем, он тут же сменил тему. И давай Маньку мучить: про ЕГЭ, про подготовку, про оценки. Она об этом говорить не хотела  сразу наушники натянула и музон врубила. А потом вообще ушла. Они в школе танец к выпускному разучивают. И зачем она вечно в этих наушниках?

Папа говорит, что у Маньки там свой мир.

 Вот у тебя, Белка, есть свой мир, ну тот, куда ты иногда «уходишь» смеётся папа.  Надо же человеку иметь свой мир, свой угол, свои мысли, свою точку зрения и ещё много чего своего. Вот и у Маньки есть такой мир  в музыке ей хорошо. Может, она её спасает от переживаний, мыслей тревожных. Между прочим, экзамены на носу.

 Вот чего-чего, а тревожных мыслей у нашей Маньки я не замечала. Тем более по поводу экзаменов,  возражаю я.  Манька  она другая У нее на всё один ответ: «Мне норм!» У Маньки не жизнь, а сплошная песня.

Папа кивает и улыбается. Так он со мной обычно соглашается или просто спорить не хочет.

А вот у меня жизнь совсем не норм. Потому что вляпалась по полной  влюбилась. И ладно бы взаимно А теперь жду восемнадцати  когда всё само собой склеится. Папа же обещал.

Он к себе в комнату ушёл, а я на балконе стояла, тишину слушала, долго, пока не стемнело. А потом замёрзла. Зашла, а в квартире темно и так тихо, что в моё разбитое сердце сразу волнение пробралось. И чего я по каждому пустяку расстраиваюсь? Зачем думаю о плохом? Нет бы как Манька Что, папа просто уснуть не может? Сегодня вечер пятницы  можно лежать и ничего не делать.

Я к папе в комнату постучалась. А сердце из груди прямо вырваться хочет. Как бы на куски не разлетелось. Я дверь приоткрыла, а папа на кровати сидит, склонившись.

 Пап, ты как, нормально? Почему в темноте сидишь?

Папа выдохнул тихо, но мне было слышно. Сначала вдохнул, а потом выдохнул, словно пытался от чего-то избавиться, вытолкнуть из себя, но не смог.
 Белка, заходи Вижу, Манька ушла на улицу, ты в себя ушла, как обычно, вот я тоже решил тишину послушать, как ты.

Я села рядом с папой. И показался он мне таким маленьким и сморщенным, как изюминка. Почему так? Ведь папа всегда такой большой и сильный. Меня аж на целых две головы выше, а Маньку на одну. Ну она же почти взрослая, скоро вообще другим человеком станет.

 Эй,  трясу я папу за плечи,  давай не кисни! Манька же никуда от нас не уйдёт. Ей ещё в универе учиться долго, а потом, может, и не захочет уходить. Может, ей с нами понравится жить. До сих пор вроде нравилось

 Ты как догадалась, о чём я думаю?  Папа меня обнял и улыбнулся не очень весело, как я обычно на фото. Не улыбаюсь  жутко выгляжу, улыбаюсь  ещё хуже Потому что не по-настоящему, не естественно.

 А чего тут догадываться? Вижу по глазам  грустные. Да и в темноте сидишь

Папа встал и в шкаф зачем-то полез.

 О, у нас гитара есть? Откуда?  спрашиваю я.

Мы с Манькой, конечно, у папы в комнате прибираем. Ну так, пыль вытереть, пол помыть. А по шкафам не ползаем.

Папа вынул гитару из чехла и пальцами по струнам провёл. Так, словно он всю жизнь на ней играл. И вдруг в тишине возникли звуки, совсем для меня незнакомые

 Давай разбавим тишину?  вдруг предложил папа.

 Давай.  Я смотрела на него с любопытством.  Пап, может, свет включить?

 Не надо  тихо ответил он.  Надеюсь, руки ещё помнят

И папа заиграл. Так заиграл, что у меня мурашки побежали по рукам  всё выше и выше, прямо к сердцу. И оно внутри затрепыхалось, заныло. А потом так тепло стало на сердце, радостно, потому что папа улыбался. А улыбка такая, про которую говорят  настоящая. И сидели мы так вдвоём. Он играл, а я слушала.

 Папа,  тереблю я его за руку,  я теперь знаю, как ты себе сердце склеил.

Папа засмеялся. И гитару на колени положил.

 Мне, Белка, было очень плохо, когда мама умерла. Думал, с ума сойду. Всё, как ты, сидел и тишину слушал. А ты знаешь, тишина  это хорошо, она успокаивает. А потом понял, что звуки тоже важны. Без них жизнь не жизнь. Тогда я приехал и вас у бабушки Нади забрал. А вы с Манькой шумели очень хорошо,  смеётся папа,  маленькие ещё были: тебе четыре, Маньке семь. И стало моё сердце заживать. Склеиваться, как ты говоришь.

Получается, вы меня вылечили. К жизни вернули. И потому страшно мне, что вы однажды уйдёте. Вот станешь, как Манька, совсем взрослой

 Слышала уже про это,  ворчу я себе под нос,  и что другим человеком стану, слышала Только я не стану. Обещаю тебе. Сыграй ещё, мне кажется, и у меня сердце склеиваться стало,  смеюсь я, и папа лицо руками прикрывает, а глаза улыбаются.

 Ну давай, будем теперь твоё сердце лечить.  И папа заиграл, а пальцы сами по себе по струнам прыгают  танцуют. И мне так хорошо стало. Легко.

 Пап, теперь я Маньку понимаю, почему она музыку слушает

 Знаешь, Белка, в каждом сердце играет музыка, надо только прислушаться.