Перенесённый с 2024-го на этот год фестиваль «Джаз на Зелёном острове» 6+ собрал более 4 000 зрителей.
От классической импровизации до электронно-танцевальных ритмов. С перерывом на лиричный соул-джаз и фьюжн для ценителей рок-, поп- и фолк-музыки. 9 августа в центре Липецка снова было громко: ставший традиционным фестиваль на Зелёном острове уже сравнивают с московскими «Джазовыми сезонами» 6+. В Липецк приехали топовые исполнители джаза из Москвы и Санкт-Петербурга.
Тихое соло
Лет 10 назад петербургский тромбонист и аранжировщик Антон Боярских уже приезжал в Липецк. Правда, в составе группы «Аквариум» — как приглашённый музыкант. Сейчас у Антона свой коллектив Dizzy Dutch Duck: говорят, что для этих артистов в мире современного джаза нет невозможного.
В своих выступлениях они объединяют джазовые стандарты, джаз-рейв (жанр музыки, где сочетается джаз с элементами электроники. — Прим. ред.). А также брокен-бит (жанр электронной танцевальной музыки, появился в конце 1990-х в западных районах Лондона. — Прим. ред.), фьюжн (музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза, а также поп, рок, фолк, регги, фанк, R&B, хип-хоп. — Прим. ред.) и другие направления.
— Джаз отличает импровизация — это общеизвестный факт, — рассуждает Антон. — Музыкант, солируя, рассказывает зрителям свою — уникальную — историю, делится личными мыслями и чувствами. Если бы меня попросили что-то сыграть прямо сейчас? Ушёл бы ненадолго в себя, послушал тишину, из которой, как я считаю, рождается настоящая музыка. И выдал бы то самое соло.
Си-минор для архангелов
Классический пример настоящей музыки — When the Saints Go Marching In («Когда святые маршируют»). Одно из самых известных джазовых произведений — старинный церковный гимн, который легендарный Луи Армстронг превратил в «вечнозелёный» хит. Любимый мотив джазовых музыкантов для импровизации. Dizzy Dutch Duck не исключение: «марш святых» звучал на Зелёном острове, только в более современном электронном варианте.
— Тональность сегодняшнего вечера какой получилась? — задаю Антону вопрос на бегу, в короткой закулисной встрече.
— Пусть будет си-минор, — кивает музыкант. — Сегодня мы играли немного «дождливый» джаз. Зрители аплодировали. А есть такое правило: чем громче публика аплодирует, тем лучше мы, музыканты, играем. Вроде бы оно сработало…
Главное — любовь
Muchas gracias («Большое спасибо»), I love you all («Я люблю вас всех!»), Hasta pronto («До скорого») и уже на русском: «До скорой встречи, Липецк» — так приветствовала липчан искромётная певица доминиканского происхождения Фантине Притула.
Она родилась в Москве, затем переехала с семьёй в Австралию, где и начала свой музыкальный путь. Долгое время жила и работала в США, но в итоге вернулась в Россию. В 2014 году Фантине начала выступать как приглашённая солистка Московского джазового оркестра под руководством народного артиста России Игоря Бутмана.
Она работает в разных жанрах: электро, кантри, soul, поп-музыка. Создаёт кавер-версии на известные композиции, пишет авторскую музыку. «Иногда даже среди ночи, ведь импровизация — это контролируемый хаос», — смеётся Фантине.
— У меня в репертуаре много песен, все на разные темы, — делится артистка, — но в последнее время стала чаще писать о любви, романтике. Вот, например, одна из недавних авторских композиций «Как-то раз», которую я исполнила на фестивале в Липецке. Почему романтика? Мне захотелось открыто говорить о настоящих чувствах и вдохновлять людей на любовь. Ведь джаз — это тоже по любви…
Не надо батлов
Телезрителям Фантине известна как участница 9-го сезона шоу «Голос» 12+ в 2020 году. Съёмки совпали с подготовкой к мюзиклу «Венский вальс, или Копьё судьбы» 16+ для театра Российской армии. Соавтором проекта выступил Игорь Бутман, а сама Фантине должна была исполнить главную роль — мисс Элен Лав. В итоге работу над мюзиклом приостановили из-за ковидных ограничений, с шоу певице повезло больше — она дошла до четвертьфинала. Задачи победить любой ценой не было во многом потому, что Фантине в принципе не любит соперничать: конкурсный драйв не для неё.
— Помню, на этапе «Поединков» мы вместе с Гульшаном Бегимовым должны были петь Lоve the way you lie («Люблю, как ты врёшь») 18+ Рианны и Eminem, — вспоминает моя собеседница. — Партнёр заметно нервничал, поэтому я подошла и сказала: «Слушай, давай представим, что у нас просто дуэт. Нет никакого соревнования, никаких конкурсов. Просто поём и кайфуем». И в итоге получилось реально классное выступление! Кстати, мы продолжили общаться с Гульшаном и после шоу. Это то, за что я во многом благодарна «Голосу»: он помог найти новых друзей.
Музыкантов из своего коллектива она тоже считает не просто коллегами — друзьями. И отдаёт должное их профессионализму.
— Это единственная проблема моего джаз-банда, — улыбается Фантине, — то, что приходится иногда «делиться» музыкантами ради их участия в других проектах. В этот раз, к примеру, пианистка Ксения Жиронкина не смогла приехать в Липецк. Но была рядом: многие из аранжировок советских песен, которые прозвучали на концерте, сделала именно она.
Просто первая
Начинающие артисты часто спрашивают Фантине, как девушка стала популярной. А она к своей «звёздности» относится с юмором. «Если в московском метро не узнают, значит, ещё не популярна», — смеётся певица.
— Говорят, я похожа на Уитни Хьюстон? — переспрашивает Фантине. — О, это отличный маркетинговый ход (улыбается). Кстати, в «Голосе» на слепых прослушиваниях я выступала именно с песней Уитни I’m every woman («Я настоящая женщина») 18+. Что ж, зрителям нужны ассоциации, и я рада, что меня сравнивают с певицей такого уровня! Но в то же время прекрасно понимаю, что мне нужен свой бренд, своё лицо. Я не хочу быть второй Уитни. Лучше я буду первой Фантине…
«Качаем» остров
— Сегодня мы раскачали танцпол, — делится впечатлениями постоянная посетительница фестиваля Юлия Маслова. — «Очи чёрные» в исполнении Фантине — это потрясающе! Невозможно было усидеть на месте — хотелось выйти на сцену и танцевать вместе с ней!
— Мы очень хотели посетить фестиваль в прошлом году, — присоединяется к разговору Елена Жданова. — Билеты не стали сдавать и не пожалели. Ну где бы ещё смогли послушать вживую Вадима Эйленкрига? А когда его музыкант исполнял соло на барабанах, показалось, что сигнал на светодиодных экранах сейчас зависнет — такая от артиста шла мощная энергетика.
Без интриг — на сцене Эйленкриг
Настоящий символ фестиваля — его бессменный художественный руководитель, известный джазовый трубач Вадим Эйленкриг. Он не только составляет концертный лайн-ап (список участников и программа фестиваля. — Прим. ред.), но и ведёт мероприятие. И, конечно, выступает сам вместе с группой EILENKRIG CREW.
— Быть художественным руководителем такого фестиваля — большая ответственность, — признаётся Вадим. — Если зрителям не понравится контент, то буду виноват я. Если фестиваль не будет принят и оценён, то перестанет существовать как проект. А этого нельзя допустить. Поэтому к выбору участников подходим серьёзно. Критерии отбора просты: это должны быть суперпрофессионалы, которые умеют держать публику, дарить ей положительные эмоции.
Джазу — быть!
— Состав в этом году впечатляет, — продолжает Вадим. — Во-первых, оркестр тромбониста Сергея Долженкова New Blood Big Band. Это одно из главных открытий российского джаза 2021 года… Dizzy Dutch Duck — очень модные ребята из Питера, у них правильное видение современной музыки. Александр Довгополый — топовый саксофонист, мы в своё время вместе работали в Московском джазовом оркестре Игоря Бутмана. Ну и наконец Фантине — умница, красавица, певица с сильным голосом, просто человек без недостатков (улыбается). Мне рассказали, что более 500 человек не сдали прошлогодние билеты (фестиваль «Джаз на Зелёном острове-2024» был отменён по соображениям безопасности. — Прим. автора) в надежде, что концерт всё-таки состоится. И мы постарались сделать так, чтобы эти зрители (и те, кто только открыл для себя джаз) не пожалели о своём решении прийти на Зелёный остров. Надеемся, у нас всё получилось!..
Текст: Елена Мещерякова
Фото: Сергей Паршин, Сергей Мамцев