Как модная индустрия влияет на экономику региона.
Приносим извинения, страница ещё редактируется. Зайдите чуть позже, чтобы увидеть окончательную версию материала.
Липецкий «Арт Подиум» может пополниться новыми резидентами. Их заявки
рассматривают в правительстве региона.
В этой связи местным журналистам уже второй
раз за последние три месяца показали «Арт Подиум» и тех, кто там работает.
На мировой уровень
Пресс-тур начали с мастерской Екатерины Маракулиной, которая разработала популярный среди ценителей модной одежды бренд Lovera Textile.
В одном из интервью дизайнер сказала, что ей хотелось бы поднять липецкое производство одежды на
мировой уровень. Об этом мечтают, наверное, все,
кто представляет свои бренды в «Арт Подиуме».
Автор бренда ArtApparel Регина Пачкова тоже
говорит, что настанет время, когда из других
стран в Россию будут приезжать на шопинг. Почему бы и нет? Чем липецкие дизайнеры хуже
основателя Inditex Амансио Ортеги, который
начинал свою карьеру посыльным в магазине
рубашек, или стокгольмского продавца Эрлинга
Перссона, построившего империю H&M?
Штучное производство
У Маркулиной пока небольшое производство на
Октябрьской, 3. Пять швей шьют из премиальных
тканей деловую, вечернюю и повседневную одежду.
Фасоны как на показах мировых подиумов. По образованию автор Lovera Textile — инженер-механик,
но инженером она так и не
стала.
— Я ушла в свою сегодняшнюю профессию, потому что
у меня есть тяга к красоте
и мне давно хотелось делать
качественную и красивую одежду для наших женщин. Эта
идея зародилась в 2020 году,
а работать начали с 2022-го.
Как раз в то время, когда иностранные бренды уходили из
России. Будем ли мы конкурентоспособными, если они
вернутся? Думаю, да. По качеству мы намного выше тех
брендов, которые ушли. У них
было массовое производство, а у нас, можно сказать,
штучное — это всегда сказывается на качестве.
Причал для индивидуалистов
В мае этого года в торговом центре «Европа»
специально для липецких дизайнеров одежды
и аксессуаров открыли мультибрендовое пространство «Арт Подиум». Там продают свою одежду люди, которых, как говорит Регина Пачкова, огорчает тенденция массового продукта, кто
видит в одежде «мощный инструмент самовыЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ражения» и вспоминает советские
времена, когда во всех магазинах
был один и тот же ассортимент
одежды, как «страшный сон индивидуалиста».
Все они занимаются не просто
пошивом одежды. Они работают
в люксовом сегменте и предлагают
покупателям уникальную одежду
и аксессуары высокого качества.
Одежда женская. На весь бутик одна
мужская куртка и одна футболка.
Вообще, в Липецке, говорят, есть
несколько магазинов, где мужчин
могут стильно одеть, но в основном
они одеваются на маркетплейсе
или на Петровском рынке.
Директор Липецкого областного фонда поддержки МСП Дмитрий
Петухов, который курирует этот
проект, говорит, что скоро резидентами «Арт Подиума» могут стать
ещё семь липецких дизайнеров,
и среди них есть те, кто делает коллекционную одежду для мужчин.
Клуб модниц
Евгения Прошина работает
в «Арт Подиуме» продавцом-стилистом — помогает покупателям подбирать одежду,
выстраивать
индивидуальный образ.
— Мы работаем три месяца, — рассказывает она, —
и за это время у нас уже появились постоянные покупатели. Один раз в неделю
или две приходят и что-нибудь покупают. Я работала
в нескольких таких магазинах. Этот — самый живой.
— Очень много людей
приходит именно к нам, —
говорит арт-директор проекта «Арт Подиум» Галина Амелькина. — То есть
не просто пришли в «Европу», увидели нашу
площадку и зашли посмотреть, что мы тут продаём. Люди знают о нас по рекламе в соцсетях, от
своих знакомых — таких же модниц, как и они.
Нас это очень радует. Вообще, у нас не просто
магазин одежды, куда люди приходят и что-то
покупают. У нас здесь своя атмосфера, что-то вроде клуба. Здесь регулярно проводятся показы новых коллекций, встречи с дизайнерами, лекции о
моде, презентации брендов, консультации. Наши
коллекции — это отражение современных трендов в сочетании с региональной аутентичностью.
Дизайнеры — резиденты пространства — работают с самыми разными техниками. Например,
бренд ArtApparel переносит авторскую живопись
художницы Регины Пачковой на ткани, «Кружевной край» продолжает традиции елецкого
кружева в современных формах. А последняя
коллекция украшений от бренда «Радости для
тебя» погружает нас в воспоминания о беззаботном детстве в деревне у бабушки.
Основная миссия проекта, по словам Амелькиной, при содействии фонда поддержки МСП
и министерства экономического развития региона помочь развитию модной индустрии и показать, что в Липецкой области есть талантливые
дизайнеры. Сегодня в «Арт Подиуме» 17 резидентов: 10 продают одежду, 7 — бижутерию.
Пророчества, которые не сбылись
Понять роль и значение таких людей, какие
объединились на площадке «АртПодиума», можно только в контексте тех событий, что происходят на российском рынке одежды, обуви и аксессуаров. Все помнят, как много было разговоров
и самых мрачных прогнозов в СМИ, когда из России начали уходить иностранные производители
одежды. По данным РБК, вклад семи российских
компаний, входящих в топ-10 фешен-операторов, тогда не превышал 50% от общего оборота
на рынке одежды. Остальная часть приходилась
всего на три иностранные компании: шведскую
H&M, испанскую Zara и японскую Uniqlo.
Писали, что торговые центры могут опустеть, так как на иностранные бренды в среднем
приходится 30–40% торговых площадей. Говорили, если из России уйдут компании, равные
H&M, это станет катастрофой для российского
покупателя.
Русскоязычный журнал Forbes, который издаётся в России по лицензии американской компании Forbes Media LLC, писал, что без
участия иностранных партнёров российские компании не смогут обеспечить рынок локальной продукцией, так как на
текущий момент основные виды сырья
и фурнитуры для производства одежды
и обуви импортные.
Начитавшись тогда этих страшилок,
липецкие обыватели пророчили даже ренессанс Петровского рынка. Где, мол, ещё
«искать утешения оставшимся без «сладенького» липецким модникам»? Правда, что-то вроде челночников появилось
после 2022-го в серой зоне российского
рынка моды. Как пишут на сайте «Честного знака», это профессиональные байеры
(специалист, отвечающий за формирование ассортимента товаров в розничной или
оптовой торговле. — Прим. ред.), которые
под запрос могут достать для желающих
любой западный бренд.
РОССИЙСКИЙ ТРЕНД
Основные тренды в российской
индустрии моды связаны
с сочетанием экологичности,
функциональности
и ностальгического вдохновения.
• Экологичность и минимализм.
Популярны ткани из
переработанных материалов,
биоразлагаемые ткани и варианты
без токсичных красителей. Также
актуальны минималистичные
изделия с функциональными
элементами (например, скрытые
карманы) и одежда, которая
легко трансформируется: платья,
превращающиеся в юбки, куртки со
съёмными рукавами.
• Спортшик в российском
исполнении. Тренд на спортивный
шик, обогащённый новыми
элементами: леггинсы в паре
с модными трикотажными топами,
лакированные короткие курткианораки и кроссовки с необычными
футуристическими деталями.
• Ретро в современной
интерпретации. Ностальгические
модные веяния, вдохновлённые
десятилетиями XX века,
адаптированными под современные
реалии. Например, объёмные
пиджаки с акцентом на плечи,
брюки-клёш, мини-юбки из кожи
в приглушённых металлизированных
оттенках.
• Народная мода и этнические
акценты. Тенденции на использование
национальных мотивов в одежде,
дизайнеры всё чаще применяют их
в современном ключе.
• Упор на качество продукта.
Потребители становятся более
компетентными — большинству
важно, чтобы вещь долго носилась и
выглядела при этом хорошо. Поэтому
выигрывают компании, уделяющие
большое внимание производству,
крою и качеству материалов.
Для сезона осень-зима 2025/2026
эксперты прогнозируют популярность
ярких цветов и контрастных
комбинаций. Из материалов бренды
будут использовать привычные
для холодного сезона шерсть и
искусственный мех. Также наберёт
популярность тренд на сочетание
контрастных фактур в одном изделии:
например, джинсы с сеткой или кожа
с трикотажем.
Для сезона весна-лето 2026 эксперты
предполагают, что после ярких
цветов тренды перейдут к пастельным
цветам: мятному, лимонному и
лиловому. Дизайнеры начнут
чаще использовать износостойкие
материалы и оригинальный крой.
Основным стилем может стать
сочетание спорта и футуризма.
Текст сгенерирован ИИ


Это было три года назад, а сегодня эксперты говорят о перегреве фешен-рынка. Предприятий, которые
шьют одежду, и магазинов, где её продают, в России стало больше, чем до 2022
года. Причём хоть в России и есть крупные ретейлеры, такие, например, как
Melon Fashion Group, Gloria Jeans и Zolla,
которые могут успешно конкурировать
с иностранными сетями, на фешен-рынке
работают в основном предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. По состоянию на июль 2025
года, по данным издания «Коммерсант»,
малый бизнес занимает 96% российского
рынка одежды, обуви и аксессуаров.
Креативные индустрии
Сегодня новые модные бренды развиваются по всей стране. Липецк и ещё
30 регионов отличаются от остальных
тем, что здесь дизайнерам помогают власти. По сути дела, с мая
и до конца года все расходы «Арт
Подиума», связанные с арендой,
коммунальными услугами и так далее, оплачивает Липецкий областной фонд поддержки МСП. В начале
прошлого года Липецкая область
подписала соглашение с Агентством стратегических инициатив,
которое на государственном уровне
продвигает новые перспективные
и общественно значимые проекты,
о сотрудничестве в рамках внедрения регионального стандарта развития креативных индустрий. Креативные индустрии, как объясняют
в энциклопедиях, — это сектор экономики, основанный на производстве продуктов интеллектуальной
деятельности.
В конце прошлого года областное
правительство презентовало стратегию развития креативной экономики
до 2030 года. Приоритетными направлениями в этой стратегии стали
информационные технологии (ИТ),
архитектура и урбанистика, народные промыслы и ремёсла, мода и дизайн.
— В регионе много талантливых людей, которые активно работают в сферах моды, ИТ, архитектуры, народных
художественных промыслов и ремёсел.
В перспективе эти отрасли дадут новые
рабочие места, а также точки притяжения молодёжи в наш регион. Для развития этих современных направлений
на территории региона открыли в фонде поддержки МСП новую структуру —
Центр развития креативных индустрий,
— прокомментировали это событие в
правительстве региона.
Сегодня в этой сфере в Липецкой
области работают 1 600 предпринимателей. Вместе с работниками — 4 800
человек. В прошлом году вклад креативных индустрий в валовый региональный
продукт (ВРП — показатель, который
отражает итоговую ценность всех произведённых товаров и услуг на территории региона. — Прим. ред.)
Липецкой области составил 1,5%.
Это больше 11,7 млрд рублей. По
словам Дмитрия Петухова, к 2030
году доля креативной индустрии
в ВРП региона вырастет до 3%.
Что будет завтра
Все сегодня задают вопрос, останется
ли «Арт Подиум» в Липецке навсегда,
или, если он не выйдет на самоокупаемость, в конце года его закроют.
— На несколько месяцев мы заложили бюджет, чтобы пространство работало, — говорит Дмитрий Петухов. —
А вообще хотели бы, конечно, чтобы
оно вышло на самоокупаемость. Понятно, что это непросто, что здесь товар не
повседневного спроса. Но тем не менее
14 500 человек это пространство уже
посетили. Мы видим положительную
динамику торговли. Соответственно,
посмотрим, как всё это станет работать
и развиваться, и дальше уже будем рассматривать другие меры поддержки.
Галина Амелькина тоже говорит, что
есть рост ежемесячной выручки и все
рассчитывают, что к концу года «Арт
Подиум» выйдет на самоокупаемость
и останется в городе навсегда.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин