«Кирпич» для самоката

«Кирпич» для самоката

На трёх улицах Липецка запретили движение электросамокатов. 

От уговоров к делу. Несмотря на принудительное ограничение скорости, верификацию личности при прокате самокатов и серьёзные штрафы за нарушения правил дорожного движения, ДТП с участием самокатов меньше не становится. Бороться с нарушителями в Липецке решили радикально  самокатчикам вообще запретили появляться на улицах Советской, Фрунзе и проспекте Победы. Возможно, в будущем зону запрета расширят.

Статистика-2024 

42,8%  рост аварийности с участием СИМ
4 420  количество ДТП
25,6%  рост количества погибших
54 человека, в том числе 6 детей,  погибли
65% ДТП с СИМ  с участием кикшеринговых самокатов

Хроника трагедий

Сообщения об авариях с участием СИМ (средств индивидуальной мобильности, то есть электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев и моноколёс) приходят с печальным постоянством. Первое в этом году ДТП с участием электросамоката произошло ещё 27 марта: 18-летний парень на проспекте 60 лет СССР попал под колёса «Хёндая», с переломом ноги его отправили в больницу. И, как говорится, понеслось. Вот тревожные сообщения только последних дней.

20 июля в Грязях автомобиль «Лада» сбил двух самокатчиков 9 и 10 лет. Дети ехали вдвоём на одном самокате, а на пешеходном переходе не спешились. 24 июля в Липецке 14-летняя школьница на электросамокате столкнулась с автомобилем «Форд Куга». Пострадали и девочка, и её 11-летний пассажир. 1 августа на улице Стаханова подросток на электросамокате врезался в «Ладу Веста». 12 августа на улице Шерстобитова водитель автомобиля «Мицубиси Лансер» наехал на электровелосипед, которым управлял 17-летний подросток, которого отбросило под ещё один автомобиль, парня госпитализировали. 2 августа в парке Победы молодой мужчина на самокате сбил 70-летнюю пенсионерку, которая гуляла по аллее. Он на полном ходу наехал на неё сзади. У пострадавшей серьёзная травма позвоночника, её забрали в реанимацию. Случившееся взял на контроль председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.

 Заведено уголовное дело,  сообщили в Следственном управлении СК РФ по Липецкой области.  Расследование инцидента будет находиться под контролем центрального аппарата СК РФ.

Кстати: 

В Великом Новгороде суд обязал самокатчика выплатить более 360 тысяч рублей. Несовершеннолетний водитель арендованного электросамоката в состоянии алкогольного опьянения выехал на проезжую часть и столкнулся с джипом, причинив автомобилю повреждения. Гражданская ответственность ответчика (ОСАГО) на момент совершения ДТП не была застрахована. Суд пришёл к выводу: «В данном спорном случае надлежащим ответчиком по делу является исключительно водитель электросамоката».

Взрослые в ответе 

По статистике, основные виды ДТП с самокатами  столкновения, наезды на пешеходов и опрокидывания. Конечно, есть водители СИМ, которые соблюдают правила. Но недисциплинированных гораздо больше. Они ездят по пешеходным переходам не спешиваясь, передвигаются вдвоём, носятся по тротуарам, не глядя на пешеходов. Эти опасные манёвры мы наблюдаем ежедневно.

С начала года в области произошло 18 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Травмы получили 19 человек, 10 из них дети и подростки. В 15 из 18 ДТП виноваты именно водители СИМ.

 К сожалению, подобных случаев этим летом фиксируется немало,  говорит начальник управления Госавтоинспекции УМВД России по Липецкой области Андрей Панасович.  Кроме как легкомыслием взрослых невозможно объяснить тот факт, что дети садятся за руль СИМов, не имея представления о ПДД, не надевая мотошлемов, не соблюдая мер личной безопасности. Итогом становятся многочисленные дорожные трагедии. Я призываю родителей к ответственности по отношению к собственным детям, а водителей автомобилей быть крайне внимательными на дорогах.

Нейросеть против нарушителей

Заставить самокатчиков ездить по правилам пытаются уже давно. В марте прошлого года по всей России вступили в силу поправки в Правила дорожного движения. Появился термин «Средство индивидуальной мобильности», туда вошли и электросамокаты. По правилам, скорость таких устройств не должна превышать 25 км/ч. Ездить на них можно только поодиночке. Если движение СИМ создаёт помехи для пешеходов, водитель должен спешиться или снизить скорость.
Ввели и новый знак 3.35. «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Штраф за нарушение  500 рублей. Вот только контроль таких нарушений оказался проблематичным: камер скорости на пешеходных переходах нет, а если нарушителя удаётся сфотографировать, его сложно идентифицировать. Автоинспекторов на тротуары тоже не поставишь. В Москве определять нарушителей помогают камеры распознавания лиц. Внедрить такой метод собираются и в Липецке.

«Поручил минцифры подключить к системе Безопасный город нейросетевой модуль распознавания самокатов,  заявил в конце мая в своём ТГ-канале губернатор Игорь Артамонов.  Камеры будут фиксировать пересечение пешеходных переходов на самокате, езду вдвоём и втроём, использование СИМ несовершеннолетними. Информация поступит в прокатные сервисы  они наложат штрафы, причём серьёзные. Известны случаи в 100 тысяч рублей за езду с ребёнком на одном самокате».

Вместе за безопасность 

Кикшеринговые компании (сервисы, которые предоставляют краткосрочную аренду электросамокатов.  Прим. ред.) в вопросе безопасности идут навстречу властям. Например, автоматически ограничивают скорость своих самокатов, а при въезде в зоны запрета движения на СИМ устройства просто отключаются.

В Липецке ещё в прошлом году ввели запрет на передвижение на электросамокатах в районе площади Героев и Соборной площади. А на 24 городских территориях скорость СИМ ограничили до 15 км/ч. Это парки и скверы, протяжённые пешеходные зоны, площадь Клименкова, набережная, бульвар Неделина, чётная сторона улицы Советской, территория вокруг Комсомольского пруда.

 Такие зоны действуют, например, в Быхановом саду, на центральной аллее Нижнего парка, в Верхнем парке,  разъяснял тогда нововведение представитель шеринговой компании Денис Балакирев.  В пешеходной зоне парка Победы действует ограничение скорости. А в тех местах, где в парке Победы установлены скейтпарк и велопарк,  зона полного запрета поездок на электросамокатах.

С мая этого года при получении прокатного самоката обязательна и верификация через портал «Госуслуги». Мера направлена на выявление нарушителей и блокировку им доступа к аренде. Арендовать электросамокат не получится и тем, кому не исполнилось 18 лет. Кстати, за передачу управления самокатом несовершеннолетним предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей.

Красный свет для лихачей 

Но, несмотря на все принимаемые меры, большинство водителей СИМ ездят не по правилам, а ДТП с их участием становится всё больше. Если за весь 2022 год в области произошло 9 таких аварий, то с начала этого уже 18. Недисциплинированные самокатчики  бич не только Липецка, от них хватаются за голову сотрудники ГИБДД, а пешеходы стонут по всей стране. Так что в некоторых городах России власти решились пойти на полный запрет самокатов. Первой ласточкой 14 июля стал Благовещенск Амурской области. Уже 15 июля к нему присоединилась Елабуга. Затем  два города Ставропольского края: Изобильный и Солнечнодольск. На Ставрополье сначала провели опрос жителей. 63% участников опроса высказались за полный запрет самокатов, 33% поддержали ограничение скорости и только 4% предпочли сохранить действующие правила. 18 июля полный запрет самокатов объявили в Кудрове под Санкт-Петербургом. Кстати, несмотря на то что времени прошло немного, жители этих городов уже оценили, что могут ходить по тротуару без опаски.

В некоторых городах действуют частичные ограничения для самокатчиков. Так, в Москве в отдельных зонах нельзя пользоваться СИМ с 12:00 до 23:59. В июле столичная ГАИ заявила о сокращении там количества ДТП на 59,8% по сравнению с тем же периодом 2024-го. В Санкт-Петербурге с 1 июля ввели ограничение скорости для СИМ до 10 км/ч, а в 36 зонах с высоким пешеходным трафиком их движение полностью запретили. В Геленджике нельзя кататься по набережной, а в Саратове  парковать самокаты у памятников.

Полный запрет 

Неделю назад новые меры борьбы с недисциплинированными самокатчиками приняли и в Липецке. На трёх улицах в центре города полностью запретили передвижение на средствах индивидуальной мобильности. Знаки 3.35. установили на улицах Советской, Фрунзе и проспекте Победы. Эта мера стала ответом на участившиеся случаи нарушений и рост числа аварий с участием электросамокатов.

Центральные улицы выбраны не случайно  именно здесь фиксируют больше всего нарушений и конфликтных ситуаций между пешеходами и водителями самокатов. Установка знаков  часть комплексного подхода к регулированию использования СИМ в Липецке. Основная цель  повышение безопасности пешеходов, которые всё чаще страдают от неосторожных действий водителей СИМ. В перспективе городские власти планируют проанализировать эффективность принятых мер и рассмотреть возможность расширения зон с ограничениями.

Друг или враг?

Как же сами горожане отнеслись к нововведениям? Как и следовало предполагать, они разделились на два лагеря.
 Очень правильное решение,  утверждает Оксана Васильева.  Самокатчики не пешеходы, а участники дорожного движения. И они не имеют права ездить там, где люди ходят пешком. Мы в неравном положении  пешеход не может сбить самокатчика, а самокатчик может.

 Мы с детьми уже три года не ходим в Нижний парк, потому что там гоняют самокатчики,  говорит Полина Короткова.  Вроде бы им нельзя там ездить, но куда там! По Советской тоже гоняют стаями, часто по двое.
 Все мучаются, когда отключают мобильный интернет, а я кайфую!  усмехается Игорь Орлов.  Самый крупный плюс  что в это время город очищается от самокатчиков. Не включайте его вообще!

По статистике, в прошлом году каждый пятый липчанин пользовался услугами кикшеринга. И многие арендуют самокаты не ради забавы, а используют их в качестве транспорта, чтобы быстро добраться до места назначения.

 Для взрослых и разумных людей самокат  очень удобное средство передвижения на небольшие расстояния,  уверена Мария Попова.  Для тех, кто не гоняет по тротуарам и аккуратно объезжает пешеходов. Конечно, когда ездят по двое-трое, да ещё и на скорости больше 20 км, это очень опасно  как для самих наездников, так и для окружающих. Я считаю, что нужно наладить систему штрафов, чтобы они работали. Я бы не хотела, чтобы самокаты полностью запрещали. Мне как взрослому человеку это очень удобно.

Видеоопрос

Электросамокат для современного города  это зло или необходимое манёвренное средство передвижения? С таким вопросом «ПН» обратился к липчанам. Также мы выяснили, как жители относятся к запрету СИМ на некоторых улицах Липецка.

Дискуссия об использовании СИМ на улицах города будет продолжена.

Выскажи своё мнение 

В группе ВК «ПН» провёл анонимный опрос среди своих подписчиков «Электросамокаты: удобство или проблема?»

58,82% участников опроса ответили: «Ненавижу самокатчиков, они портят мою жизнь».

11,76% заявили, что «самокатами удобно пользоваться в городе».

5,88% отметили, что пострадали от самокатчиков.

23,53% выбрали «Свой вариант ответа», но не отметили его в комментариях.

Вы тоже можете участвовать в голосовании и оставить свои комментарии.

Текст: Марина Карасик
Фото: Станислав Истомин