Выше ненависти, сильнее смерти

Выше ненависти, сильнее смерти

Вся сила любви в имени «Распутин». Так считают «Казаки России».

Хореографический спектакль «Распутин»  это «аллилуйя любви», которую театр танца «Казаки России» провозгласил со сцены. Обратившись к неоднозначному, загадочному и ключевому в судьбе России начала XX века историческому лицу, «казаки» высветили в Григории Распутине  любовь.

Распутин и распутинщина

О Григории Распутине, жизнь которого не только овеяна мифом  он сам по себе миф, интересно узнавать, читать, смотреть фильмы, писать, ставить спектакли. Наверное, только ленивый исследователь не обыгрывает фамилию царского друга или мошенника, прозорливца или шарлатана, праведника или грешника, святого или бесноватого этаким Григорием на распутье. Не только «чёрный пиар» завистников и противников, но и сам главный герой поспособствовал этому раздраю и соединению несоединимого.

Музыкальные инструменты не могут звучать в диссонансе, а он смог. Как смог безграмотный мужик из сибирской деревни написать две книги, которые никак не соотносятся с тьмой безграмотности: «Житие опытного странника» и «Мои мысли и размышления» 18+? Да равно как и получил рекомендацию к самому царю от Сергия Страгородского, будущего российского патриарха. В письмах императрица Александра называла Распутина «наш друг», ведь он останавливал кровь и адские боли цесаревича Алексея, больного гемофилией. Идея и мечта императорской четы состояла в том, что старец-целитель Григорий Распутин, которому, к слову, было 34 года, сбережёт маленького Алексея до возраста, когда тот женится, родятся наследники, и династия будет жить. Гемофилия, унаследованная Алексеем от королевы Виктории, передавалась только по женской линии. Романовы считали Григория Ефимовича праведником, «возлюбленным учителем», пророком, поэтому прислушивались к нему всем августейшим семейством.

К помощи сибирского «очарованного странника» прибегали многие. А он молился за просителей и занимался благотворительностью в удовольствие. Ходатайствовал к царю. Получившие помощь спешили отблагодарить Распутина. Но он не клал к себе в карман, а, как блаженный или юродивый, в тот же день или на следующий раздавал деньги тем, кто нуждался.

Наделённый такой душой, святым однако Распутин не был. Кутил в ресторанах. Случалось, оргии устраивал, но только с женщинами лёгкого поведения и шансонетными певицами. Благородных дам он не вовлекал в этот, наверное, и самому себе не совсем понятный круговорот. Этот сын ямщика и царский фаворит был какой-то самозапредельный.

Сетовал, что в пьяном состоянии «имеет характер скверный». На этом играли, а также якобы на простоте деревенщины: от имени Распутина писались письма в газеты с грязнейшей руганью. Написанное радостно и подло публиковалось, как и якобы распутинской рукой написанные прошения Николаю II: «Милой дарагой памаги». Но осталась подлинная запись Распутина об этой распутинщине: «Боже, какую на меня возводят напраслину. Сердце исстрадалось. А поделать ничего не могу».

Кто-то явно был заинтересован в ослаблении империи, а значит, её самодержца, на которого официально запрещалось возводить критику. Но ведь можно было чернить окружение Николая II, делать из доверенных ему людей карикатуру, анекдот, шарж, и тогда все грязные брызги летели в царя и оседали на нём и его семье.

Распутин святым не был. Он претендовал не на нимб, а на всепрощение

Тайна, покрытая мраком

Загадочным было и убийство Распутина. Настолько, что известны его участники  как на подбор, люди разных слоёв общества (скандальный лидер думских правых Владимир Пуришкевич, Дмитрий Павлович Романов  двоюродный брат Николая II, князь Феликс Юсупов  аристократ-монархист, доктор Лазоверт  агент Французской республики), но так и неизвестно до конца, кто убивал Распутина. Подельники путаются в главном: то в печень стреляли, то в сердце, то в затылок. Но судмедэкспертиза не обнаружила этих выстрелов, а на фото чётко видна рана от пули во лбу Распутина. Дмитрий Павлович на вопрос «Вы убили Распутина?» вовсе ответил: «Я убил собаку». Во дворе Юсупова и в самом деле была найдена убитая собака.

Дневник Пуришкевича об убийстве Распутина был опубликован уже после смерти его автора. Написан он литературным слогом, как письма Тургенева, которые тот писал в расчёте на широкий круг читателей. Феликс Юсупов выпустил в Париже собственные эпатажные мемуары «Конец Распутина» 18+, рассчитывая на общественный резонанс. Однако сей труд он отчего-то посвятил своему приятелю по Оксфордскому университету Освальду Райнеру. Этот подданный Великобритании и сотрудник британской разведки почему-то находился в день преступления в Юсуповском дворце, где убийство и произошло.

Историкам и архивистам ещё будет дела, распутывая историю убийства Распутина. Может быть, когда-то и блеснёт истина, которую пытались скрыть в невской воде. В прорубь Невы тело Распутина бросили 30 декабря 1916 года, но оно всплыло через 3 дня. Затем по приказу Керенского уже похороненного Распутина эксгумировали и сожгли, развеяли пепел, возможно, понимая: чем больше улик, тем больше вопросов. Вопросов, которые и в наше время будоражат многих, хотя в следующем году будет уже 110 лет со дня этого убийства.

«Для народушка жить нужно»

Парадоксально, что о преступлениях Распутина охотно кричали и кричат сегодня, но что конкретно он совершил, никто сформулировать не может.

По словам митрополита Тихона Шевкунова, есть такие люди в истории, о которых до Страшного суда мы ничего не узнаем. Только Бог знает о Распутине точную правду. Нашему разуму не совсем понятны те, кто живёт «с безмерностью в мире мер», как сказала бы Марина Цветаева. Однако на основании фактов можно однозначно констатировать, что Григорий Распутин был духовно одарённым человеком. Исцелял молитвами, и этому есть подтверждения комиссии Верховного правительства. Помимо сохранения жизни царевичу Алексею, Распутин вылечил сына купца Арона Симановича от «пляски святого Витта». Таких исцелений было много. Феликса Юсупова, кстати, он тоже лечил от нервных недугов.

А в родном сибирском селе Покровском Распутин строил церковь. Помогал крестьянам: кому лошадь купит, кому корову. Жертвовал на одежду, учёбу или лекарства, а если кто из бедных женился, денег на свадьбу давал. Говорил так: «Для народушка жить нужно, о нём помыслить».

Когда Распутина спрашивали, что он делает с людьми, когда лечит, отвечал: «Люблю». Любовь он считал силой, которая способна спасти от всего на свете. Преклонялся перед любовью и писал: «Надо Бога просить, чтобы научил любить светлее, чтобы не мученьем была любовь, а радостью».

Вся любовь в имени «Распутин»

Любовь стала камертоном хореографического спектакля театра танца «Казаки России». Это постановка не про Распутина, а о Распутине: не столько историческая  хотя нить с историей в ней прочная,  сколько смысловая.

Режиссёр-постановщик Екатерина Милованова и руководитель проекта Леонид Милованов, собирая материалы и непосредственно работая над танцевальной драматургией, осознали, что Григорий Распутин стоит целого мировоззрения.

Оно и в лаконизме декораций, одновременно символических и точных, эмоционально впечатляющих,  это песок, на котором всё время спектакля босиком танцуют «Казаки России», в постановке использованы две тонны жёлтого песка.

В этой песчаной пустыне, где заблудилась вся страна в начале XX века, ведут свой танец-историю люди в чёрных одеждах. Они и из царской России, и наши современники одномоментно. А значит, мы с вами. Чёрный цвет фона, позволяющий работать артистам бесконечно в глубину, открывает как будто портал в беспредельность времени и пространства. Он вёл и зрителей в эту глубь. Все сидели абсолютно оцепеневшие.

«Хочу помочь каждому»

Особое драматическое напряжение, которое требовала музыка Екатерины Миловановой и Ласло Курилова, подчёркивалось словами: «Я Распутин. Я человек без времени. Хочу помочь каждому из вас». Ведь пустыня человеческая  не только вовне, но и внутри. Об этом говорит главный герой действа  Григорий Распутин, образ которого передаёт артист коллектива Владислав Полюшкин. Его Распутин здесь и сейчас предлагает вместо ненависти  любовь, вместо осуждения  прощение: «Просто принять, просто любить. Просто быть и простить».

Но мы знаем, насколько это непросто. «Когда меня не стало, я рассоздался, стал всем вокруг. Небесами, океаном»,  говорит в спектакле Распутин.

 Введение всех четырёх стихий (земля, вода, огонь, воздух) в хореографическую ткань спектакля неслучайно: из их сочетания и плетётся загадочная вуаль мистерии, создаётся особая театральная магия. Да, это символы, в них есть смысл,  объясняет Екатерина Милованова.

Судьбы недобрый вариант мы перепишем

С темой растворения во всём в мире после смерти связана и идея реинкарнации. Распутин и императрица Александра интересовались востоком. Возможно, поэтому мотив многократного воплощения человека звучит в спектакле. «Я приходил много раз. И душа наполнялась мудростью прошлых воплощений. Я приходил и женщиной, и мужчиной на эту землю. Я пришёл делиться с теми, кто готов». То есть Распутин где-то в каждом из нас. В неуёмности русской души и часто в трагичных границах её обитания. В сердце, которое слышит: «Только любовь спасёт мир».

Люди, не умеющие любить, ущербны. Нелюбовь опрокинула их на низшую ступень существования, потому что им закрыт мир подлинной красоты и смысла. Той красоты, о которой Достоевский говорил, что она спасёт мир. Он не эстетику имел в виду, а Любовь. Как и Распутин говорил о том, что любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Любовь сильнее ненависти, глупых, неправильных наших поступков, которые и создают трагедию. Она даже сильнее смерти.

«После себя я оставил много энергии в пространстве, чтобы Россия возродилась заново»,  говорит Распутин. И пускает бумажные самолётики с цесаревичем Алексеем (актёр Дмитрий Пронин)  невыносимо белые на чёрном фоне, как из другого, светлого, гармоничного пространства. Они как символ надежды и хрупкости мира, на который надвигаются роковые события. Живы ещё великие княжны (Дарья Абросимова, Ангелина Бадеева, Дарья Келер, Надежда Полякова), император и императрица, которых Распутин называл «Мама» и «Папа» (роли Андрея Дрокина и Евгении Дёминой). Но уже есть пророчество Распутина о том, что если его убьют крестьяне или мастеровые, то большой беды для России не будет. Если же знатные, аристократы, то не будет России.

В спектакле актёр-Распутин говорит о конечном шаге к пропасти: «Убить царя  значит убить Россию». Но режиссёрский замысел воплотил фразу реального Григория Ефимовича Распутина: «Вот я жив»

«Мы предлагаем представить, как всё могло быть, если бы Распутин не решил, что всё предписано, не позволил себя убить,  даёт сослагательного наклонение этой истории Екатерина Милованова.  В начале наш герой говорит: Я пришёл подсветить каждого из вас, воссоздать эту историю и создать её заново. Тяжело России, но мы переиграем это зло. С помощью сценических расстановок мы замещаем агрессию на любовь. И переписываем сюжетную линию эпохи вместе».

В спектакле есть момент, когда от сумбурно-тревожной энергетики танца Распутин уводит всех к хлынувшему сбоку свету. И здесь вспыхивает особенная вольтова духа доверия к нему и понимания себя. Может быть, я, совершаю злое, умираю, а потом, осознавая это, воскресаю? Ведь зерно, если не умрёт в почве, то и не воскреснет и не пробьётся к свету.
Монументальным получился спектакль «Распутин», с ощущением, что тебя вынесли в иной мир. Расширяющим пространство внутри себя. И, уверена, продвигающим всех хотя бы на один сантиметр в сторону добра, внутреннего просветления и Любви.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Мамцев и пресс-служба правительства региона
Видео: Елена Мамцева