16 июня Липецк простился с народным артистом России Михаилом Леонидовичем Янко.
Уходит большая театральная эпоха Липецка. 13 июня перестало биться сердце замечательного человека и большого артиста Михаила Леонидовича Янко. Из 75 лет своей жизни липецкой сцене он отдал 47. На службу в театр Толстого Михаил Леонидович поступил в июне 1978-го. Его последней ролью символично стала роль Артиста в спектакле «Гамлет, принц Датский» 16+.
Последние годы по состоянию здоровья Михаил Леонидович редко выходил на сцену и редко давал интервью. Одно из последних мы записали в январе 2020-го. Михаил Леонидович постоянно повторял, рассказывая о своей жизни и театральной судьбе: «Я счастливый человек». Эта фраза и стала тогда заголовком, а сейчас лейтмотивом статьи, ведь важно ощущать себя счастливым, то есть состоявшимся человеком, который реализовался в своих ролях. В детях и внуках. Дочь Михаила Леонидовича Мария служит в МХАТе имени Горького, сын Филипп возглавляет Липецкий театр кукол.
В память о человеке, который стал символом липецкого театра, публикуем фрагменты из интервью Алёны Воробьёвой (№ 4 от 3 февраля 2020 года).
Всё началось с телевидения
Послевоенное детство в Воронеже Михаилу Янко не запомнилось ни бедным, ни голодным, хотя жили тогда все одинаково, излишеств не было. Дружная семья. Бабушка водила Мишу в цирк. Для них двоих это был настоящий праздник — Антонина Васильевна наряжалась, Миша запоминал выступление и дома разыгрывал сценки.

— С детства многое помнится. У меня это непрекращающийся процесс, я часто путешествую в детство, — рассказывал Михаил Леонидович. — Больше всего помню то, что связано с бабушкой, — как я к ней приходил, строил с ребятами снежную крепость, это было прямо в центре, рядом с улицей Плехановской. Сейчас там высотные дома и ничего из моего детства не существует — это путешествие в мир, которого уже нет. В детстве и начались первые азы актёрства, когда меня ставили под ёлочку на табурет, я читал стихи, меня хвалили.
В третьем классе Миша попал на телевидение. В Воронеже в 1960-х открыли редакцию детских и юношеских передач. Её возглавила народная артистка РСФСР Зоя Белозорова. Из школы были отобраны три человека, среди них маленький Миша Янко и его одноклассник Слава Бухтояров, сейчас он играет в Воронежском театре имени Кольцова. В 1960-х годах для советских школьников попасть на телевидение было равносильно тому, что сейчас — полететь на Марс.
Для съёмок в передачах приглашали настоящих актёров. Вот тогда всё и началось, убеждён Михаил Леонидович. Потом был театр юношеского творчества. И поступление в ГИТИС.

Пойти на театр
30 июля 1967 года Михаил Янко стал студентом ГИТИСа. Он обошёл 270 человек — таков был конкурс на одно место.
— Моих педагогов сейчас называют корифеями — тогда это были простые живые люди, мастера, народные артисты СССР: Покровский, Туманов, Гончаров, Завадский. Эти люди, по существу, ученики Станиславского, Немировича-Данченко, они передавали школу, — вспоминал Михаил Янко. — Они учили нас, что театр — это служение, то великое, чему ты должен отдать всего себя. Тогда не говорили: ты пойдёшь в театр. Говорили: на театр, ты пойдёшь на театр, ты на театре будешь работать. Это сейчас студенты актёрских факультетов могут не прийти на экзамен из-за участия в кастинге. А тогда до второго курса существовал запрет на кино. Отчисляли нещадно — неважно, кем были родители студентов, если преподаватели считали, что успеха в актёрской профессии их подопечные не добьются. В тот год, когда мы окончили ГИТИС, в московские театры не взяли ни одного из нас. И мы поехали по распределению по городам — Самара, Ульяновск. Мы были все максималистами и не могли пойти по лёгкому пути — вернуться в тот же Воронеж, где тебя все знают, к маме с папой, это было совершенно неинтересно. Я выбрал Ульяновск.
Туда же через год приехала Татьяна Фирсова, его будущая жена.

Один язык
Актёры были знакомы друг с другом в Москве, но это было шапочное студенческое знакомство. Виделись на курсах, в столовой, в учебном театре — и никакой искры между ними не пробегало. А тут случайно на площади Ульяновска встретились — и сразу влюбились друг в друга. Через год поженились. Пришли в загс нарядные, расписались — и разбежались по репетициям.
— В отношениях самое дорогое — воспринимать человека таким, какой он есть, и это — настоящее. Какова вероятность того, что из нескольких миллиардов людей в мире двое находят друг друга и именно у этой пары рождается ребёнок. Для меня это великая тайна непостижимого божественного промысла. Мы ценим друг друга. У нас один язык, нам очень легко говорить на профессиональные темы. После каждой репетиции мне обязательно нужно было узнать отзыв Тани обо мне, о моей работе, а ей всегда был важен мой. Бывает, что обмен мнениями не проходит мирно, но замечания необходимы. Мы воспитаны так, что критика даёт человеку возможность расти. Это у нас из ГИТИСа. Потому что после чувства гордости от того, что ты прошёл такой строгий конкурс, к тебе приходит понимание, что не так уж ты и совершенен. И вообще, необходимо учиться. Артисту, как и любому человеку, приходится учиться всю жизнь.
О своей семье Михаил Леонидович всегда говорил с большой нежностью:

— Мужчина — это хозяин, глава семьи. Я исповедую это. Он не должен быть тираном, однако обязан держать руку на пульсе. И этой же теории придерживаются мои дети. Вообще, в семье должен быть один язык, одна любовь, которую все разделяют. И я в этом смысле счастливый человек.

Театр на холме
Когда родилась дочка Маша, семья переехала в Воронеж. Но, пересмотрев несколько спектаклей местного режиссёра, Михаил Янко понял: это не его театр. Поехал в Липецк. О городе услышал случайно, даже представления не имел, где он находится. Вышел на автостанции, до театра решил прогуляться пешком. Думал: не понравится город, даже и в театр не буду заходить, уеду. Шёл по весеннему Липецку — был май, вдыхал запах расцветающей сирени. Когда увидел театр, его поразил величественный вид здания на холме. Вошёл, познакомился с художественным руководителем — режиссёром Владимиром Пахомовым. И сразу получил приглашение на гастроли.

Так началось его служение липецкому театру, где он сыграл сотни замечательных ролей. Прощай, Артист.
Редакция газеты «Первый номер» выражает глубокие соболезнования родным, близким и труппе Липецкого академического театра драмы имени Льва Толстого.
Текст: Алёна Воробьёва, Влад Вешняков
Фото и видео из архивов «Первого номера» и семьи Янко