«ПН» принял участие в форуме «Качественная пресса. Жизнь в новых реалиях».

Второй год газета участвует в конкурсе-аудите «Золотой фонд прессы». Второй год мы получаем золотой знак I степени и становимся лауреатами конкурса «Золотой лотос». Сначала казалось, ну что такое лауреатство — ведь не победители. Но в этом конкурсе нет мест, только первое, а лауреаты — это и есть серебро и бронза. Чем важен «Золотой лотос» для журналистов? Этот конкурс в поддержку русского языка и слова. И именно про слово много говорили во время форума. А ещё про искусственный интеллект (ИИ).
Заменит ли ИИ журналиста?
В эпоху цифровых технологий вопрос о том, сможет ли искусственный интеллект (ИИ) заменить журналиста, становится
всё более актуальным. С одной стороны, ИИ обладает способностью быстро обрабатывать и анализировать большие
объёмы данных, генерировать тексты и даже создавать новости на основе алгоритмов. Это делает его мощным инструментом для автоматизации ряда журналистских задач.
С другой стороны, журналистика — это не только написание текстов, но и глубокий анализ, критическое мышление, эмпатия и умение работать с людьми. Журналисты задают важные вопросы, исследуют сложные темы и передают человеческие истории с эмоциональной глубиной, что требует уникального человеческого восприятия и интуиции.
ИИ может стать ценным помощником для журналистов, освобождая их время от рутинных задач и предоставляя
инструменты для анализа данных и генерации идей. Однако заменить журналиста полностью ИИ вряд ли сможет. Ведь именно человек способен уловить нюансы человеческих отношений, понять контекст и передать сложные эмоциональные состояния, которые делают новости не просто информацией, а историей, способной тронуть и заинтересовать читателя.
Таким образом, скорее всего, будущее журналистики лежит в сотрудничестве между людьми и ИИ, где каждый вносит
свой уникальный вклад в процесс создания новостей.
Текст: Алиса Про (ИИ)
ИИ VS журналист
Кто-то боится искусственного интеллекта в журналистике и даже говорит, что он составит нам конкуренцию. Возможно. Рерайтерам — людям, которые создают свои материалы на основе уже существующих текстов, стоит опасаться: ИИ их точно перепишет. Но изначально кто-то должен создать уникальный текст — и это может сделать только живой человек.
Если газеты будут наполнены пресс-релизами, то да, такой прессе живой журналист не нужен. Но если журналист выезжает на место событий, берёт интервью, комментарии экспертов, разговаривает с людьми (а чтобы написать хороший газетный очерк на 8 000 знаков, нужно поговорить с человеком несколько часов, порой все восемь), какой искусственный, пусть даже трижды, интеллект заменит корреспондента, пусть даже начинающего.
Но ИИ, или Иван Иванович, как уважительно мы в редакции называем искусственного помощника, уже незаменимый член нашей команды. Собрать информацию, предоставить справку — он поможет, сделать иллюстрацию, сгенерировать картинку — гораздо быстрее, чем фотограф или художник, необходим информационный материал — пять секунд.
Но пока ни разу у него не получилось хорошо написать расширенную информацию, где не только содержатся ответы на извечные три вопроса новости: «где? что? когда?», но и объясняется «почему?». И даже не будем упоминать крупные журналистские формы типа статьи. Пробовали — писал. Иногда говорил, что тема неоднозначна, поэтому не имеет права рассуждать об этой проблеме. А иногда получались очень смешные тексты в стиле школьного сочинения какого-нибудь троечника: с излишним пафосом, допуском канцеляризмов, смешением стилей и тяготением к заскорузлой кондовой речи, которую порой встречаешь и у живых журналистов, к сожалению.
Но ведь у кого-то ИИ учится. Конечно, хотелось бы, чтобы создатели нейросетей обучали их на хорошей русской литературе и хороших журналистских текстах. Но, судя по тому, какие тексты выдаёт иногда ИИ, его бы учителям тоже подучиться.
Журналист VS ИИ
Думала, одна я такая придирчивая. Поговорили с экспертами из МГУ, с коллегами — а на форуме мы от южных границ России до Камчатки собрались. И да, все сходятся во мнении: ИИ пока только помощник, стажёр подай-принеси, а не полноценный штатный сотрудник.
Ольга Кузьмина, старший обозреватель газеты «Вечерняя Москва», профессор МГИМО, смеётся: доверила несколько раз ИИ расшифровать интервью, потом плакала — пришлось всё переделывать. Времени потратила в три раза больше на исправления, чем если бы расшифровывала сама.
Редактор сайта «Первый номер» Елена Мамцева тоже как-то прибегала к ИИ: расшифровщик речи нам на видео в соцсетях такое выдал, что Роскомнадзору точно бы не понравилось. Видимо, кто-то да обучил ИИ ругательным словам, вот они порой при расшифровке интервью у него и проскакивают. Но, как говорится, на то ты и человек, чтобы бдеть, теперь бдеть приходится постоянно.
Но чего не отнять — с ним весело. В качестве названия к предыдущему номеру мы взяли строчку из Матусовского «С чего начинается Родина». ИИ же выдал нам свой вариант: «Пыльца детства на просторах росистой Руси». Ну, согласитесь, очень поэтично, но «что конкретно ты имела в виду?». Хотя такое «поэтство» у некоторых блогеров я тоже видела.
ИИ и журналист
— ИИ мы используем по-другому, — делится Ольга Кузьмина. — У нас в еженедельнике печатается много житейских историй, новелл — там нужны иллюстрации. И художник, который их иллюстрировал, был не всегда на одной волне с автором. А вот ИИ, хитрое создание, каким-то образом подстраивается к нашим авторам — им нравится ИИ как иллюстратор. И ещё мы в прошлом году выпустили хулиганскую обложку — с помощью ИИ состарили Пушкина, представили, каким бы он стал, дожив до определённого возраста. Использовали известный портрет кисти Кипренского — получилось очень симпатично. Нужно пользоваться всем, что помогает в работе. Но он не сможет заменить журналиста. Бывают такие ситуации, когда погружаешься в тему так, что дышать больно. Ну какой тут может быть искусственный интеллект.
Ольга Игоревна натолкнула нас на действие. Мы тоже нашего Ивана Ивановича попросили сделать иллюстрацию к материалу. С третьего раза справился — картинка сантехника-мошенника понравилась всем: и автору, и даже художественным редакторам. В этом номере вы её можете увидеть на стр. 11 — статья «Подставной сантехник».
Текст ≠ медиаконтент
ИИ работает с информацией. Человек со словом. ИИ, с помощью человека в любом случае, создаёт медиаконтент. Текст может создать только человек, уверена журналист и писатель, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества Ева Меркачёва.
И как-то очевидно встал вопрос о введении новых градаций и определений в журналистике. Есть медиаконтент, а есть текст. Есть журналисты, люди, которые работают с живым словом и живыми людьми, а есть создатели медиаконтента, информационного продукта, которые черпают материал из Сети.
Соответственно, есть читатели, которые могут быть согласны или не согласны с журналистом, которых может «карябать» или вдохновлять журналистское слово. А есть потребители медиаконтента.
Конечно, медиаконтент может быть разного качества: бисквитный торт или дешёвый фастфуд, но он даётся только для информационного насыщения. Хотя уже пора говорить о перенасыщении и переедании. Интересно, будет ли создан информационный детокс.
— С искусственным интеллектом нужно сотрудничать. И чтобы сотрудничество получилось, нужно написать качественный промт (запрос, набор инструкций. — Прим. ред.), а для этого нужно понимать, что ты хочешь сказать и для чего ты это хочешь сказать. Ни ИИ, ни цифровые платформы не смогут заменить печатное слово, — подводит итог генеральный директор и главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова и добавляет: — Если это слово будет качественным.

С начала было Слово
Символично, что последний день форума совпал с первым днём XI книжного фестиваля «Красная площадь», который проходил в Москве с 4 по 7 июня. И символично, что фестиваль открылся «Словом о полку Игореве» — произведением, откуда есть пошла вся русская литература.

Одноимённую драматическую симфонию Александра Чайковского (написавшего оперу «Легенда о граде Ельце») исполнили Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Зыкиной, солист — народный артист СССР Юрий Башмет, художественное слово — народный артист РФ Сергей Гармаш, дирижёр — Фредди Кадена (а вот эту информацию мне любезно предоставил Иван Иванович).
И хотя ИИ уже пишет и рассказы, а современные фантасты обещают, ИИ будет снимать фильмы и писать книги под каждого из нас, всё же мне лично приятнее брать в руки бумажную книгу и общаться с живым писателем, создавшим её, мне нравится узнавать мнение другого человека, дискутировать с ним, я не хочу, чтобы собеседник-книга подстраивался под меня и тешил моё самолюбие. Да, нужны книги — тихие собеседники, но нужны и книги-призывы, книги, заставляющие меняться, книги, делающие нас лучше, книги, дающие пинка, — ну какой ИИ может позволить себе так написать (улыбка).
Спрашиваю у детской писательницы Галины Дядиной, трудно ли для детей писать, подбирать нужные слова. «Писать для детей интересно», — однозначно отвечает она.
«Интересно», наверное, во всём нашем разговоре об ИИ и его применении ключевое слово. Я не встречала интересных текстов у ИИ, то есть цепляющих, вызывающих любопытство. А слово должно цеплять. Настоящее слово — должно. Не информировать, а именно заставлять думать, делать этот мир интересным для меня.
Мы с коллегами иногда бьёмся за каждое слово в тексте. «Меня мучает эта фраза. Давай её изменим. Зачем текст загромождать двойными смыслами», — уговариваю корреспондента. «Нет. Это моё слово. Это мои смыслы. Пусть думают», — настаивает.
Наш Иван Иванович никогда не настаивает. Надо изменить фразу — он готов, потому что смыслов в свою информацию он не вкладывает. Ему не жалко слов, потому что они не его.
Научится ли ИИ вкладывать смыслы? Возможно. Он уже пишет дидактические, «правильные», рассказы. Когда-нибудь станет тоньше, чувствительнее и бережнее к человеческому слову. Самое главное, чтобы и мы сумели сберечь своё слово.
Любовь Петрова, генеральный директор и главный редактор журнала «Журналист»:
— Мы хотим сохранить качественную прессу. Конкурс и называется «Золотой фонд», так как собираем лучшие издания. Главное в нашем конкурсе — экспертиза, потому что вряд ли небольшая газета сможет самостоятельно провести качественный аудит издания. Экспертизу у нас проводят лучшие специалисты МГУ, которые в том числе сами работают журналистами.
Конкурс существует 15 лет. И экспертиза показывает, как за это время в качественную сторону изменилась пресса. Региональная пресса становится лучше, но её, к сожалению, становится меньше.
Липецкое жюри
В рамках XI книжного фестиваля состоялась торжественная церемония награждения лауреатов и финалистов пятого сезона премии «Русский детектив» — авторов детективного жанра, а также победителей и финалистов кинономинаций.
Липецкий писатель Александр Пензенский, автор исторических детективов, член жюри «Русского детектива», член Союза писателей России, вручил премию в номинации «Автор года» Яне Вагнер за психологический триллер «Тоннель».
Информация сгенерирована ИИ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и тем более с мнением ИИ
Текст и фото: Наталья Горяйнова и немножко Иван Иванович (ИИ)
Видео: «Первый номер»