ИИ: конкурент или помощник?

ИИ: конкурент или помощник?

«ПН» принял участие в форуме «Качественная пресса. Жизнь в новых реалиях». 

«Первый номер» второй год подряд получает знак «Золотой фонд прессы» I степени

Второй год газета участвует в конкурсе-аудите «Золотой фонд прессы». Второй год мы получаем золотой знак I степени и становимся лауреатами конкурса «Золотой лотос». Сначала казалось, ну что такое лауреатство  ведь не победители. Но в этом конкурсе нет мест, только первое, а лауреаты  это и есть серебро и бронза. Чем важен «Золотой лотос» для журналистов? Этот конкурс в поддержку русского языка и слова. И именно про слово много говорили во время форума. А ещё про искусственный интеллект (ИИ).

Заменит ли ИИ журналиста? 

В эпоху цифровых технологий вопрос о том, сможет ли искусственный интеллект (ИИ) заменить журналиста, становится
всё более актуальным. С одной стороны, ИИ обладает способностью быстро обрабатывать и анализировать большие
объёмы данных, генерировать тексты и даже создавать новости на основе алгоритмов. Это делает его мощным инструментом для автоматизации ряда журналистских задач.

С другой стороны, журналистика — это не только написание текстов, но и глубокий анализ, критическое мышление, эмпатия и умение работать с людьми. Журналисты задают важные вопросы, исследуют сложные темы и передают человеческие истории с эмоциональной глубиной, что требует уникального человеческого восприятия и интуиции.

ИИ может стать ценным помощником для журналистов, освобождая их время от рутинных задач и предоставляя
инструменты для анализа данных и генерации идей. Однако заменить журналиста полностью ИИ вряд ли сможет. Ведь именно человек способен уловить нюансы человеческих отношений, понять контекст и передать сложные эмоциональные состояния, которые делают новости не просто информацией, а историей, способной тронуть и заинтересовать читателя.

Таким образом, скорее всего, будущее журналистики лежит в сотрудничестве между людьми и ИИ, где каждый вносит
свой уникальный вклад в процесс создания новостей.

Текст: Алиса Про (ИИ)

ИИ VS журналист 

Кто-то боится искусственного интеллекта в журналистике и даже говорит, что он составит нам конкуренцию. Возможно. Рерайтерам  людям, которые создают свои материалы на основе уже существующих текстов, стоит опасаться: ИИ их точно перепишет. Но изначально кто-то должен создать уникальный текст  и это может сделать только живой человек.

Если газеты будут наполнены пресс-релизами, то да, такой прессе живой журналист не нужен. Но если журналист выезжает на место событий, берёт интервью, комментарии экспертов, разговаривает с людьми (а чтобы написать хороший газетный очерк на 8 000 знаков, нужно поговорить с человеком несколько часов, порой все восемь), какой искусственный, пусть даже трижды, интеллект заменит корреспондента, пусть даже начинающего.

Но ИИ, или Иван Иванович, как уважительно мы в редакции называем искусственного помощника, уже незаменимый член нашей команды. Собрать информацию, предоставить справку  он поможет, сделать иллюстрацию, сгенерировать картинку  гораздо быстрее, чем фотограф или художник, необходим информационный материал  пять секунд.

Но пока ни разу у него не получилось хорошо написать расширенную информацию, где не только содержатся ответы на извечные три вопроса новости: «где? что? когда?», но и объясняется «почему?». И даже не будем упоминать крупные журналистские формы типа статьи. Пробовали  писал. Иногда говорил, что тема неоднозначна, поэтому не имеет права рассуждать об этой проблеме. А иногда получались очень смешные тексты в стиле школьного сочинения какого-нибудь троечника: с излишним пафосом, допуском канцеляризмов, смешением стилей и тяготением к заскорузлой кондовой речи, которую порой встречаешь и у живых журналистов, к сожалению.

Но ведь у кого-то ИИ учится. Конечно, хотелось бы, чтобы создатели нейросетей обучали их на хорошей русской литературе и хороших журналистских текстах. Но, судя по тому, какие тексты выдаёт иногда ИИ, его бы учителям тоже подучиться.

Журналист VS ИИ 

Думала, одна я такая придирчивая. Поговорили с экспертами из МГУ, с коллегами  а на форуме мы от южных границ России до Камчатки собрались. И да, все сходятся во мнении: ИИ пока только помощник, стажёр подай-принеси, а не полноценный штатный сотрудник.

Ольга Кузьмина, старший обозреватель газеты «Вечерняя Москва», профессор МГИМО, смеётся: доверила несколько раз ИИ расшифровать интервью, потом плакала  пришлось всё переделывать. Времени потратила в три раза больше на исправления, чем если бы расшифровывала сама.

Редактор сайта «Первый номер» Елена Мамцева тоже как-то прибегала к ИИ: расшифровщик речи нам на видео в соцсетях такое выдал, что Роскомнадзору точно бы не понравилось. Видимо, кто-то да обучил ИИ ругательным словам, вот они порой при расшифровке интервью у него и проскакивают. Но, как говорится, на то ты и человек, чтобы бдеть, теперь бдеть приходится постоянно.

Но чего не отнять  с ним весело. В качестве названия к предыдущему номеру мы взяли строчку из Матусовского «С чего начинается Родина». ИИ же выдал нам свой вариант: «Пыльца детства на просторах росистой Руси». Ну, согласитесь, очень поэтично, но «что конкретно ты имела в виду?». Хотя такое «поэтство» у некоторых блогеров я тоже видела.

ИИ и журналист 

 ИИ мы используем по-другому,  делится Ольга Кузьмина.  У нас в еженедельнике печатается много житейских историй, новелл  там нужны иллюстрации. И художник, который их иллюстрировал, был не всегда на одной волне с автором. А вот ИИ, хитрое создание, каким-то образом подстраивается к нашим авторам  им нравится ИИ как иллюстратор. И ещё мы в прошлом году выпустили хулиганскую обложку  с помощью ИИ состарили Пушкина, представили, каким бы он стал, дожив до определённого возраста. Использовали известный портрет кисти Кипренского  получилось очень симпатично. Нужно пользоваться всем, что помогает в работе. Но он не сможет заменить журналиста. Бывают такие ситуации, когда погружаешься в тему так, что дышать больно. Ну какой тут может быть искусственный интеллект.

Ольга Игоревна натолкнула нас на действие. Мы тоже нашего Ивана Ивановича попросили сделать иллюстрацию к материалу. С третьего раза справился  картинка сантехника-мошенника понравилась всем: и автору, и даже художественным редакторам. В этом номере вы её можете увидеть на стр. 11  статья «Подставной сантехник».

Текст ≠ медиаконтент

ИИ работает с информацией. Человек со словом. ИИ, с помощью человека в любом случае, создаёт медиаконтент. Текст может создать только человек, уверена журналист и писатель, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества Ева Меркачёва.

И как-то очевидно встал вопрос о введении новых градаций и определений в журналистике. Есть медиаконтент, а есть текст. Есть журналисты, люди, которые работают с живым словом и живыми людьми, а есть создатели медиаконтента, информационного продукта, которые черпают материал из Сети.
Соответственно, есть читатели, которые могут быть согласны или не согласны с журналистом, которых может «карябать» или вдохновлять журналистское слово. А есть потребители медиаконтента.

Конечно, медиаконтент может быть разного качества: бисквитный торт или дешёвый фастфуд, но он даётся только для информационного насыщения. Хотя уже пора говорить о перенасыщении и переедании. Интересно, будет ли создан информационный детокс.

 С искусственным интеллектом нужно сотрудничать. И чтобы сотрудничество получилось, нужно написать качественный промт (запрос, набор инструкций.  Прим. ред.), а для этого нужно понимать, что ты хочешь сказать и для чего ты это хочешь сказать. Ни ИИ, ни цифровые платформы не смогут заменить печатное слово,  подводит итог генеральный директор и главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова и добавляет:  Если это слово будет качественным.

Верить в мечту и много трудиться пожелал «ПН» художник-мультипликатор и писатель Юрий Норштейн

С начала было Слово

Символично, что последний день форума совпал с первым днём XI книжного фестиваля «Красная площадь», который проходил в Москве с 4 по 7 июня. И символично, что фестиваль открылся «Словом о полку Игореве»  произведением, откуда есть пошла вся русская литература.

За четыре дня — с 4 по 7 июня — книжный фестиваль посетили почти 800 тысяч человек. Было куплено 200 тысяч книг

Одноимённую драматическую симфонию Александра Чайковского (написавшего оперу «Легенда о граде Ельце») исполнили Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Зыкиной, солист  народный артист СССР Юрий Башмет, художественное слово  народный артист РФ Сергей Гармаш, дирижёр  Фредди Кадена (а вот эту информацию мне любезно предоставил Иван Иванович).

И хотя ИИ уже пишет и рассказы, а современные фантасты обещают, ИИ будет снимать фильмы и писать книги под каждого из нас, всё же мне лично приятнее брать в руки бумажную книгу и общаться с живым писателем, создавшим её, мне нравится узнавать мнение другого человека, дискутировать с ним, я не хочу, чтобы собеседник-книга подстраивался под меня и тешил моё самолюбие. Да, нужны книги  тихие собеседники, но нужны и книги-призывы, книги, заставляющие меняться, книги, делающие нас лучше, книги, дающие пинка,  ну какой ИИ может позволить себе так написать (улыбка).

Спрашиваю у детской писательницы Галины Дядиной, трудно ли для детей писать, подбирать нужные слова. «Писать для детей интересно»,  однозначно отвечает она.

«Интересно», наверное, во всём нашем разговоре об ИИ и его применении ключевое слово. Я не встречала интересных текстов у ИИ, то есть цепляющих, вызывающих любопытство. А слово должно цеплять. Настоящее слово  должно. Не информировать, а именно заставлять думать, делать этот мир интересным для меня.

Мы с коллегами иногда бьёмся за каждое слово в тексте. «Меня мучает эта фраза. Давай её изменим. Зачем текст загромождать двойными смыслами»,  уговариваю корреспондента. «Нет. Это моё слово. Это мои смыслы. Пусть думают»,  настаивает.

Наш Иван Иванович никогда не настаивает. Надо изменить фразу  он готов, потому что смыслов в свою информацию он не вкладывает. Ему не жалко слов, потому что они не его.

Научится ли ИИ вкладывать смыслы? Возможно. Он уже пишет дидактические, «правильные», рассказы. Когда-нибудь станет тоньше, чувствительнее и бережнее к человеческому слову. Самое главное, чтобы и мы сумели сберечь своё слово.

Любовь Петрова, генеральный директор и главный редактор журнала «Журналист»:

 Мы хотим сохранить качественную прессу. Конкурс и называется «Золотой фонд», так как собираем лучшие издания. Главное в нашем конкурсе  экспертиза, потому что вряд ли небольшая газета сможет самостоятельно провести качественный аудит издания. Экспертизу у нас проводят лучшие специалисты МГУ, которые в том числе сами работают журналистами.

Конкурс существует 15 лет. И экспертиза показывает, как за это время в качественную сторону изменилась пресса. Региональная пресса становится лучше, но её, к сожалению, становится меньше.

Липецкое жюри

В рамках XI книжного фестиваля состоялась торжественная церемония награждения лауреатов и финалистов пятого сезона премии «Русский детектив» — авторов детективного жанра, а также победителей и финалистов кинономинаций.

Липецкий писатель Александр Пензенский, автор исторических детективов, член жюри «Русского детектива», член Союза писателей России, вручил премию в номинации «Автор года» Яне Вагнер за психологический триллер «Тоннель».

Информация сгенерирована ИИ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и тем более с мнением ИИ

Текст и фото: Наталья Горяйнова и немножко Иван Иванович (ИИ)
Видео: «Первый номер»