Дмитрий Фролов: «Я живу чужие жизни»

Дмитрий Фролов: «Я живу чужие жизни»

Жизнь каждого человека  уникальный опыт, единственный. Но есть люди, которые не устремлены на самих себя. Они вживаются в других людей, и это вчувствование определяет значение и смысл их жизни. Они  актёры.

Дмитрий Фролов в роли Федота Васкова в театральной постановке «Зори» по повести Бориса Васильева

Биография

Дмитрий Алексеевич Фролов родился 10 апреля 1975 года в Липецке. Учился в школе  15. Занимался в драматическом кружке Елены и Владимира Дель в городском Дворце пионеров. Позже участник молодёжного театра при ДК НЛМК. Участвовал в контртеррористической операции в Чечне (вторая чеченская война).

Окончил ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского.

В Липецком драматическом театре (на Соколе) служит с 2005 года. Награждён почётными грамотами управления и департамента культуры, благодарственным письмом администрации Липецка.

Дмитрий Фролов и Анжелика Пономарёва в спектакле «Зори»

Жизнь моя, театр

 Дмитрий Алексеевич, когда говорят о полноте жизни, то вопрос «нравится ли вам ваша профессия?» не задают, поскольку обычно она и есть главное дело жизни. Вы даже своё 50-летие в этом году отметили на сцене и в кругу коллег. Это говорит как минимум о том, что труд ваш имеет осмысленный характер и приносит моральное удовлетворение. Я не ошибаюсь?

 Ошибки нет. Я люблю свою профессию. Не представляю себя без неё, хотя для меня не составляет труда взять метлу в руки или испечь пироги, например. Но сцена Когда была пандемия, все дома сидели, так мы стихи читали, песни пели и выкладывали в Сеть и друг другу. Не потому, что боялся, что меня забудут. А потому, что у меня нутро требует этого. Но труд наш каторжный. Как, впрочем, сложна и любая работа. Но, подчёркиваю, на сцене у артиста театра задействована и психофизика, и физика, и психология. Устаёшь не только морально, но и физически.

А главное то, что человек живёт кусочек личной жизнью от рождения до того момента, пока не ступил на дорожку актёрского мастерства. Всё. Дальше он практически живёт жизнями своих персонажей. Я живу чужими жизнями. Вот утром сегодня пью кофе дома, смотрю телевизор. Ко мне подходит сестра, задаёт какой-то вопрос. И я ни с того ни с сего отвечаю ей репликой Васкова. Да, сегодня премьера спектакля «Зори» 12+ по пьесе Бориса Васильева «А зори здесь тихие» 12+, сегодня зритель. Да, я хочу, наверное, на 99% и в жизни своей быть похожим на своего персонажа, старшину Васкова. Но я ответил ей автоматически, без задней мысли, ни в какой образ не входил. То есть театр настолько поглощает всё в тебе, и эти роли-жизни расширяют собственное бытие.

«Мои университеты»

 Тогда спрошу, как вы дошли до жизни такой? Ведь судьбу с театром связывать не планировали и свою деятельность начали с весьма непубличных, далёких от театральных подмостков, профессий.

 Мне было 7 лет. На улице Ленина тогда находился Дом пионеров, оттуда к нам в школу пришли педагоги и предложили заниматься в театральном кружке. А меня в детстве родители куда только не отдавали  через 34 дня я снова гонял на улице. В кружок этот пошёл просто так, можно сказать, в шутку, не веря в собственные силы. Но получилось так, что одна репетиция, вторая, третья  всё потихонечку завертелось, закрутилось. И я настолько слился с этим кружком, что у меня даже в мыслях не было оставлять его. Сильно был расстроен, чуть не до депрессии, когда наш руководитель уехал из Липецка и распустил нас. Я тогда учился в 7-м классе, и было ощущение, что кусок моей жизни взяли и выкинули в мусор.
Мой старший брат занимался в народном молодёжном театре при ДК НЛМК. Он позвал меня с собой, так я там и остался. Параллельно с работой занят был в спектаклях.

Первое образование моё после школы  повар-кулинар, окончил с красным дипломом соответствующее заведение. Но, поработав полгода, понял, что мне не дано то, чего хотел. А мечтал я работать коком на лайнере. Поэтому пошёл то на одну работу, то на другую: и курьером работал, и на стройке, и продавцом, и опять пекарем Но после работы я, в любом случае, шёл на репетиции. Мы готовили спектакли, огромные городские мероприятия, всё было строго. И вот с тех пор я в театре уже 43 года.

 Это был серьёзный, хотя и полупрофессиональный театр. А как вы оказались в драматическом театре на Соколе?

 Когда пришёл из армии, то опять же вернулся под крышу ДК НЛМК. Шёл какой-то фестиваль межрегиональный, где мы показывали «Скупого рыцаря» Пушкина. И получилось так, что заметили Игоря Коробова, нашего режиссёра, и меня. Пригласили работать в театр на Соколе, это было в 2003 году.

Директор театра, тогда им был Владимир Александрович Кравченко, заставил меня получить высшее образование. Я окончил Институт культуры и искусства ЛГПУ, отделение народно-художественного творчества по специальности «фольклор».

Там учился ансамблевому, народному пению. А так-то я, как говорит Васков в спектакле, «медведь-то глухоманный» был. Помимо вуза, мне очень много дали занятия с оперной певицей Лилией Александровной Мартыновой, которая у нас работала, сейчас она ушла из жизни. Так вот, она была в шоке, когда узнала, что я поступил на такое отделение. Потому что было время, когда меня ввели в массовку спектакля «Ханума», где нужно было петь. А звуков я не слышал. Она говорила: «Димочка, спойте эту ноту», я отвечал: «Лилия Александровна, поищите её у меня».

Или никогда не забуду, когда мы выпускали спектакль «Труффальдино из Бергамо», где я играю Флориндо Аретузи и пою арию. Репетируем, я ползаю по звукам, где-то в горле ещё запершило Словом, разругались мы немножко с Лилией Александровной. И она декламирующим тоном говорит: «Слышь ты, деревенский певчишка! Я тебя породила, я тебя и убью! Иди вон из класса и забудь про эту роль! Больше ко мне на занятия не приходи!» Я бросаю в ответ: «С превеликим удовольствием». И только касаюсь двери, слышу: «Завтра в одиннадцать у тебя вокал, и попробуй мне не приди!» Шикарный она была педагог, побольше бы таких на белом свете.

Почти как Хоботовы

 Бытует мнение, что играть что-то взрослые люди могут только в том случае, если они сами счастливы. Вы счастливый человек?

 Да, могу сказать, что я счастливый человек. Судьба подарила мне встречи с замечательными людьми. Она дала мне и личное счастье  замечательную жену, прекрасного сына. Мне говорили, что я вечный одинокий волк, но я знал, что женюсь тогда, когда судьба подкинет моё счастье. И вот к нам в театр пришла молодая актриса, и мы поженились. А потом судьба подбросила другой сюрприз: мы развелись. В любом случае, до сих пор общаемся, хотя у неё муж второй и ребёнок в том браке. Сын ко мне приезжает, я езжу к нему в Петербург. Всё в порядке: мы уже 10 лет в разводе, но бывшая жена до сих пор мне звонит. Я ей говорю: «Кусакина, ты давно замужем, что меня допекаешь?» Отвечает: «Фролов, ты от меня никогда не избавишься».

Сейчас мы едем в Петербург от СТД с коллегой, я сыну написал, что, может быть, увидимся. Так бывшая супруга мне письмо чуть ли не на 48 листов прислала, обвиняя в том, какой я нехороший человек, потому что она узнаёт последней о моём приезде. И почему я останавливаюсь не у них, а в гостинице? И вообще, теперь ей надо перестраивать рабочее время, чтобы мы увиделись. Похоже на коллизию фильма «Покровские ворота», где Лев Евгеньевич Хоботов не может освободиться от опеки Маргариты Павловны после развода с ней и её замужества.

Военная роль

 Дмитрий Алексеевич, в премьерном спектакле этого года «Зори» вы играете роль Васкова. Но, как поётся, «и в жизни солдаты мы».

 Я участвовал во второй чеченской войне. Призвали в армию в 2001 году, так оказался на фронте санинструктором. В нашем театре много спектаклей о войне, но не о чеченской, хотя суть одна у всех войн: добро борется со злом. В войне ничего хорошего нет, потому что это всегда смерть. Там, дай боже, в ружьё и по окопам, если нападение на заставу. А здесь мы играем историю. Но само понимание и прочуствование на себе слова «война» заставляет тебя и двигаться по-другому, и видеть, и относиться к этой истории иначе. Я не то, что горжусь, а восхищаюсь теми людьми, которые прошли Великую Отечественную войну. Своим дедом, пропавшим без вести, которого мы потом нашли в погибших, дорожу. И это тоже очень помогает проживать жизни тех фронтовиков на сцене.

По совместительству, с душой

 Причудливые узоры человеческой судьбы привели вас в детскую режиссуру. Вы же ещё в школе ставите спектакли?

 Ну, я не считаю себя натурально гениальным режиссёром, но мне интересно работать параллельно с театром в 29-й школе, где я уже с 2013 года ставлю спектакли. Тоже пришёл в школу случайно, не имея никакого опыта работы с детьми, а сейчас у меня уже 12 лет педагогического стажа. Выпускаю два одноактовых спектакля в год. Например, сделали «Золушку на современный лад» для старших классов, а для малышей  «Радужную фею»«Снежную королеву»«Волшебную шишку».

Второй год делаю со старшеклассниками «А зори здесь тихие», в прошлом году поставили спектакль о блокаде «Я не хочу умирать». Объяснять детям войну  задача не из простых. Иногда даёшь факты истории, а они начинают веселиться. Объясняю роль ученику (спектакль о детском концлагере-распределителе): вот ты говоришь, что «вы с мамой поедете на Волгу, наловите рыбы, потом мама»  у тебя многоточие стоит  и текст дальше: «они убили её». Дети сейчас относятся к смерти по-другому. Они знают, слово «убийство», но не понимают, насколько страшна потеря близкого или любимого человека. Насколько страшна потеря даже соседа. А те, кто у меня уже давно занимаются, относятся к этому иначе. Я и родителей приглашаю на репетиции. Говорю им, сейчас много информации, документалистики в интернете. Не надо никуда бежать, сядьте с детьми, посмотрите, если что-то не поймёте, вместе обсудим. У меня был взрослый один человек, который не верил, что во время блокады Ленинграда есть стало нечего, кошек, собак, крыс ловили, людей ели. А он на меня смотрит удивлённо: «Хватит шутить». Я говорю, ребята, читайте, учите историю.

Но я радуюсь, что молодёжь сейчас тянется к театру, и он их меняет  постепенно люди начинают более осмысленно жить.

Сценический дуэт Дмитрий Фролов и Саша Иванцова. Актёр верен единственному профессиональному театру в собственной творческой судьбе. Все свои роли он сыграл на сцене Театра на Соколе

Просто служить

 Можете ли вы представить ситуацию «театр без зрителей»? Будете ли вы тогда играть, если это станет явью?

 Я прихожу в театр служить. Это простая логика, но она и высшая для артиста: актёр без зрителя  никто, а театр без публики  ничто. Я выкладываюсь на сцене весь, полностью. Иначе мне нечего делать в этой игре или я буду обманывать зрителя. Но я даже своим детям говорю: себя ты можешь не уважать, но не тех, кто пришёл в зал. Их не уважать нельзя. Поэтому я и служу зрителям. Если не будет зрителя, кому я буду служить?

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Сергей Паршин