Ангелы — затворницы

Ангелы — затворницы

Жизнь благородных девиц показал «Театр под деревом».

Спектакль-лекция «Институтки» 12+ в музее «Городская управа»  бывшем доме купца Болховитинова, где сам воздух пахнет историей. В эту историческую среду впорхнули барышни в белых пелеринках. Их называли институтками, потому что всю свою юную жизнь они провели в стенах институтов благородных девиц. Сейчас в России нет даже близкого аналога подобным учебным заведениям. Они перестали существовать в феврале 1919 года.

Однажды в России

Вместе с актрисами «Театра под деревом»  Людмилой Чернышовой и Натальей Подзоровой, для которых премьера спектакля-лекции «Институтки» стала первой в жизни постановкой,  зрители очутились под сводами института благородных девиц. Без намёков на оговорку. Поскольку, находясь в зрительном зале, можно было пообщаться с барышнями, что-то написать перьевой ручкой, узнать, что любили есть институтки, попробовав сухари из мешочка, принесённого «из дортуара» (из общей спальни.  Прим. ред.), и выпить квасу в перерыве между действиями.

 Я люблю исследовать разные миры,  рассказала Анастасия Соколова.  А мир институток, который существовал со второй половины XVIII века, такой далёкий от нас сейчас и такой манящий. Все эти обычаи, быт, костюмы А потом, тема формирования женщины, пропущенная через образование, меня всегда интересовала. После того как я окунулась в дневники, воспоминания институток дореволюционной России, мне показалось, что такой забытый, но самобытный, в чём-то чарующий мир не может «лежать на полке». И захотелось погрузить в него своих зрителей.

Между заключением и монастырём

А началось всё с указа Екатерины II в. 1764 году об основании в Петербурге Смольного института  первого заведения, ставящего цель «смягчить нравы» общества и воспитания нового, облагороженного человека. Впоследствии такие институты были открыты в Москве и Казани. Почти везде институтки жили вне дома и семьи 8, а где и 12 лет. Родителям разрешалось навещать детей в институте в строго определённое время. Если умирал кто-то из близких, то институтку отпускали проститься на один или на полдня домой в сопровождении классной дамы. Всё это ради соблюдения чистоты нравов воспитанниц.

Институткам дозволялось писать домой. Правда, все письма запрещалось запечатывать, и они проходили через классную даму.

Воспитанницы института жили крайне изолированно. С конца осени и на всю зиму их запирали, как тепличные растения, и не выпускали чуть ли не до мая. Летом институтки гуляли лишь в своём садике. Но бегали и играли только маленькие, старшие же прогуливались по дорожкам.

Институтками становились дочери обедневших дворян, которые, кроме дворянского звания, ничего не могли дать своим детям. Но и именитые роды отдавали дочерей на попечение институтов. Например, институтками были старшая дочь Пушкина Мария, дочь Анны Керн Екатерина, внучка Шамиля, дети грузинских князей, дочь Петра Столыпина Елена и даже мать Марины Влади.

Жизнь в институте: образцовая чистота, холод, скудное питание

Скудная еда и холод

Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц внимательно изучили режиссёр спектакля-лекции и актрисы, представившие мемуары на суд зрителей.

 Родным и знакомым не воспрещалось привозить или передавать институткам разные гостинцы,  вспоминает одна из воспитанниц.  Жареная курица или утка считались самыми изысканными деликатесами, от кусочка которых не отказались бы даже классные дамы. Те же из нас, у кого не было денег или родных, голодали ужасно. Случалось, что после обеда мы толпами забирались в чердачное помещение нашей дортуарной няньки и с жадностью поедали у неё кусочки чёрного хлеба или засохшей картошки, жаренной на сале.

Воспитанницы так привыкали к воздержанному институтскому режиму, что, выпустившись, почти никогда не чувствовали себя голодными. Но в институте боролись с голодом, как могли:

 Голод подчас так одолевал нас, что мы толпами убегали в дортуары, чтобы потуже затянуть корсеты, так как знали, что это лучшее средство парализовать действие нашего злейшего врага  голода. Этим способом достигалась двоякая цель: и мучения голода как будто бы ослабевали, и наши талии становились тоньше и изящнее.

Провизия в целом была дурная, потому что институты благородных девиц отличались бедностью. В среднем на пропитание воспитанницы отводилось 7 копеек в сутки. Оттого они росли малокровными и тщедушными.

Помимо голода, страдали от холода. И в дортуарах, и в классах температура никогда не поднималась выше +14 °C. Считалось, что это способствует усвоению знаний и хорошей внешности. На деле же воспитанницы часто оказывались в лазаретах. Но и к холоду девушки постепенно привыкали настолько, что, выйдя из института, не носили дома шерстяных кофт, а только летние лёгкие блузки.

Зрители не только увидели спектакль, но и смогли написать перьевой ручкой послание и выпить квасу с сухариками

Мученицы совершенства

В институте везде и во всём царили строгий порядок и дисциплина. Институтка-актриса вспоминает:

 В шесть утра нас будил звонок, мы поднимались тотчас же и шли в умывальню. Почти все воспитанницы старших классов мыли каждый день шею холодной водой. Требовалось, чтобы шея и уши были всегда чисты. Немецкая классная дама осматривала их по утрам.

В ходе спектакля нам, зрителям, раздавали фотографии институтских залов, на которые и смотреть холодно. Не всем воспитанницам давалась легко их внутренняя дисциплина.

 Прислоняться к спинке скамейки не позволялось,  свидетельствовала институтка.  Нужно было весь день сидеть с выпрямленной спиной и грудью, с положенными в известном положении руками и правильно поставленными ногами. У меня болело всё тело так, что в течение первого месяца я ложилась спать совершенно разбитая.

А посмотришь на фотографии  барышни с идеальной осанкой. Только они знали, чего стоила эта израненная красота!

«Синие пастухи» образования

Любое ослушание и неудовольствие, выказанные классной даме, карались исключением из института. Любую ругань наставниц показано было выслушивать вежливо, даже смиренно. Воспитанницы редко любили своих наставниц, называли их «синими пастухами» за синий цвет платьев и функцию церберов.

 Балл за поведение уменьшался за передвигание вещей, за нахождение в коридоре во внеурочное время, за неряшливость. Институтки могли ходить только парами, которые устанавливали рано утром. Мы достигали в хождении парами совершенства, но я, по крайней мере, да и другие разучивались одни ходить. Идёшь одна по коридору неуверенно, робко и жмёшься к стенке, ищешь в ней опору,  рассказывают актрисы.

Кто же были эти каменные истуканши, которые воспитывали благородных девиц в институтах? В основном одинокие женщины, пытающиеся компенсировать отсутствие семьи воспитанием чужих детей. Часто они с радостью бросали профессию, если была возможность выйти замуж.

С премьерой Людмилу Чернышову и Наталью Подзорову поздравляет режиссёр и создатель студии «Театр под деревом» Иван Карпов

Как по волшебству

Но были и хорошие дни, иногда и балы в Зимнем дворце в присутствии царской семьи. Дружба, самопожертвование ради подруги: одна помогала другой, делилась всем, что выпадет на долю. Преступлением считалось даже съесть конфетку, не уделив другу половинку.

И было обожание. Истосковавшиеся по домашнему теплу и родным девочки младших классов выбирали себе предмет обожания из старшеклассниц. Они старались видеть их как можно чаще, кричать вслед умилительные эпитеты, писать в дневниках обожаемое имя с применением тех самых слов. Бывало, съедали по столовой ложки соли, чтобы доказать свою любовь к одной из старших воспитанниц. Над этим чувством можно было плакать и смеяться, но его не могла дать никакая светская жизнь.

Удалённая от общества институтка не имела ни малейшего представления о реальной жизни. Окончив курс, она вступала в действительность с наивными, сентиментальными или пошлыми взглядами, с нелепыми требованиями к людям.

И всё-таки они были очаровательны и сильны, эти кисейные барышни. Они не боялись ничего, потому что у них была цель. Многие из них выходили с жаждой знания, с желанием послужить обществу.

На вопрос о том, чему в процессе работы над ролью научили институтки самих актрис, Наталья Подзорова ответила:
 У них была безоблачная вера в жизнь. Я этим прониклась, этому училась. Ведь они оставили не просто удивительную память о себе и alma mater. Была созидательная, старательная подготовка к сегодняшнему дню, к нам. Я это прочувствовала на себе. И благодаря постановке очутилась в их «хрустальном королевстве».

Справка

Театральная лаборатория кукольного и синтетического направления «Театр под деревом» создана в 2013 году режиссёром, актёром и филологом Иваном Карповым. В рамках проекта лаборатории участникам показывают кукольные и кукольно-драматические спектакли.

Спектакль «Институтки» 12+ покажут ещё раз 29 июня в 18:00 в летнем дворике музея «Городская управа» (ул. Октябрьская, 57). Справки по телефону: 28-68-10.

Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Дмитрий Учкин