Нарушения в сфере рекламы «табачек» выявили сотрудники Центра развития территории. В рейд они вышли с коллегами из липецкого УФАС.
Четыре торговые точки — четыре предписания. Собственникам необходимо устранить нарушения в размещении информационных элементов. Сроки стандартные — 30 дней. Затем контрольный мониторинг заведений «группы риска». В случае неисполнения документы передадут в суд для привлечения владельцев к административной ответственности.
Забанить баннер
Первая остановка — на улице Первомайской. К оформлению фасада табачного магазина у проверяющих есть ряд претензий.
— Владельцу заведения придётся убрать запрещённый к размещению баннер, — комментирует начальник отдела наружной рекламы и информации МКУ «Центр развития территории» Михаил Глазков. — Мы выдали предписание о необходимости демонтировать конструкцию в течение 30 дней. Есть вопрос и к вывеске на входной группе: она не соответствует стандартам. Максимальный размер настенных вывесок — 0,6 м по ширине и 0,8 м по высоте. Обратили внимание собственника помещения и на этот момент.
Тонировка для «запрещёнки»
Светодиодное табло с бегущей строкой. Перечень вредных «курительных» товаров алеет яркими буквами. Это очередное нарушение порядка размещения и содержания информационных элементов — теперь уже в табачном магазине на проспекте Победы. К тому же табло полностью закрывает окно.
Предписание сотрудники Центра развития территории вручили продавцу: конструкцию нужно убрать.
Тот в свою очередь предложил решить проблему, что называется, с места в карьер: затонировать окно. Или затянуть его плёнкой, чтобы скрыть запрещённую рекламу.
Не по букве закона
Нарушения нашли и в оформлении кальянного бутика на остановке на улице Водопьянова. Наглухо заклеенные окна с указанием ассортимента, электронное табло и баннер у входа — всё это придётся устранить.
— Вывеска сделана из баннерной ткани, — комментирует и. о. директора МКУ «Центр развития территории» Сергей Кузнецов. — Поэтому как наружную рекламу, запрещённую для размещения, её демонтируют. Что касается окон, то по закону информация за стеклом должна занимать 50% от площади самого стекла. А здесь, посмотрите, надписи закрывают всё пространство.
Буквы на верхней вывеске должны быть без «подложки» — её потребовали убрать. К тому же надпись не соответствует стандарту. Да, буквы объёмные, но при этом занимают более 2/3 рекламного фриза, что также запрещено.
К слову, продавец заведения от общения с прессой отказался. От волнения, видимо, даже русский язык забыл. «No comments, please!» («пожалуйста, без комментариев») — недружелюбно ответил он на ломаном английском.
Кроме того, владельцы этого киоска допустили ещё одно нарушение. По словам руководителя управления ФАС по Липецкой области Ирины Поткиной, оформление входных групп не должно содержать рекламу табака и стимулировать продажу табачных изделий. Здесь же всё кричит: «Кури!»
31 мая в мире отмечается Всемирный день без табака.
По данным ВОЗ, от курения умирает более 8 млн человек в год,
в том числе 1,3 млн пассивных курильщиков. Употребление табака также наносит существенный экономический
ущерб, выраженный в расходах на здравоохранение и потерях человеческого капитала из-за болезней и смертности.
В России много лет действуют антитабачные меры. Их список достаточно обширен — от запрета на курение в общественных местах и графических предупреждений на пачках до повышения налогов на табачные изделия и введение маркировки.
Не рублём, а словом
А вот в компьютерном клубе на проспекте 60 лет СССР нам повезло больше. Основная претензия комиссии — всё те же заклеенные окна и надписи на иностранном языке без перевода. Правда, здесь вспоминать английскую лексику не пришлось — молодой человек за стойкой был явно готов к диалогу.
— Всю информацию о предписании передам владельцу, — кивает продавец Игорь Сальников. — За полгода работы клуба это первая проверка: думаю, в течение недели всё устраним. Не вижу в этом никаких проблем.
У владельцев клуба и магазинов есть месяц на устранение нарушений. В противном случае — суд и штраф. Суммы могут быть разными.
— Всё начинается от 500 рублей и выше, — подводит итог Сергей Кузнецов. — И 10 тысяч, и 50 тысяч рублей, в зависимости от решения суда, будет ли это штраф на физлицо, должностное либо юридическое. В любом случае лучше не нарушать закон и выполнить предписание в срок.
Ирина Поткина, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области:
— В Липецкой области с начала этого года у антимонопольного органа вновь появилась возможность проводить рейды — мораторий на организацию контрольных мероприятий снят. В том числе мы снова можем проверять рекламные конструкции. Хочу напомнить, что закон «О рекламе» направлен как на обеспечение потребителей качественным контентом, так и на защиту от рекламы, если она противоречит требованиям законодательства и пагубно влияет на здоровье потребителей. Поэтому ФАС России обратила особое внимание на соблюдение этих требований. В частности, на уместность использования в вывесках иностранных слов и выражений. Маршруты для проверок мы устанавливаем сами. Обычно это наиболее посещаемые улицы Липецка, с большей проходимостью людей.
В 2025 году сотрудниками Центра развития территории выявлено 360 информационных элементов, установленных с нарушениями на фасадах и декоративных конструкциях. Демонтировано 318. Из них 79 — собственниками помещений.
Текст: Елена Мещерякова
Фото: пресс-служба УФАС
Инфографика «Первого номера»